– Нормативная база, касающаяся строительства объектов производственно-сбытовой инфраструктуры СПГ, изменяется и дополняется, насколько эффективны принимаемые меры?
– В феврале 2021 года была утверждена «дорожная карта», призванная изменить устаревшие требования к проектированию и строительству малотоннажных производств СПГ и газозаправочной инфраструктуры. Усовершенствование нормативов, многие из которых были разработаны еще в СССР, могло бы способствовать развитию малотоннажного производства СПГ.
После принятия «дорожной карты» процесс разработки нормативной базы движется крайне медленно, и ее обновления еще не произошло. Но, поскольку новые нормы будут гармонизованы с международными, компании смогут активно использовать параллельный импорт технологий и оборудования при строительстве малотоннажных производств СПГ или покупать за рубежом эффективные готовые компактные решения.
– Насколько нормативная база полноценна в части требований, касающихся хранения и обслуживания техники, использующей в качестве топлива природный газ?
– Государственная программа, действующая в 2017–2022 гг., направлена на расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и технике специального назначения. В соответствии с поставленными программой целями, объем потребления компримированного природного газа должен был увеличиться за шесть лет почти в два с половиной раза, а СПГ – более чем в семьдесят семь раз.
Однако производство СПГ дороже, чем КПГ, а газозаправочная инфраструктура не развита (на начало второго полугодия в России работают всего 24 КриоАЗС), поэтому техники, которая работает на СПГ, очень мало. КриоАЗС вынуждены конкурировать с АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции), которых в России уже около 650 единиц. Поддерживает розничный рынок СПГ государственное субсидирование строительства КриоАЗС и перевод общественного транспорта на СПГ в некоторых регионах России.
– Строительство производственно-сбытовых объектов СПГ – задача для отдельной компании сложная, каким должно быть в ее решении государственное участие (финансовое стимулирование, налоговые льготы, субсидии, преференции)?
– Единственным налоговым стимулом для инвестиций в строительство СПГ-заводов в России является полуторакратное увеличение расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Но эта льгота не является особенной, а предоставляется всем компаниям, осуществляющим НИОКР. Других налоговых льгот, которые могли бы подтолкнуть инвестиции в производство СПГ, нет.
Интерес участников рынка СПГ к розничным продажам повышает субсидирование строительства на ведущих федеральных трассах 80 КриоАЗС (по 45–62 млн руб. на каждую, в зависимости от мощности и конструкции), которые должны быть введены в эксплуатацию не позднее 1 октября 2023 года.
Покупку автобусов, грузовых и легковых автомобилей категории М1, а также коммерческих автомобилей на КПГ и СПГ с 2014 года поддерживает Минпромторг, который за счет субсидий предоставляет покупателям газомоторной техники скидку.
60 % затрат на установку газобаллонного оборудования, работающего на СПГ или КПГ, в том числе смешанного, субсидируются из федерального бюджета по инициативе Минэнерго. Однако «Газпром газомоторное топливо» компенсирует автовладельцам, устанавливающим КПГ-оборудование, 30 % их затрат, что позволяет последним оплачивать всего 10 % стоимости переоборудования. Владельцы автомобилей, переходящих на использование СПГ, подобных льгот не имеют.
– Какие пробелы или излишние требования Вы могли бы отметить в действующей нормативной базе?
– Действующая в России нормативная база во многом не согласуется с требованиями на других развитых рынках. Поэтому все импортные технологии и оборудование приходится адаптировать к российским требованиям.
В соответствии с долгосрочной программой, утвержденной в марте прошлого года, планировалось к 2035 году увеличить производство СПГ почти в пять раз и достичь объема 140 млн т. Строящиеся и запланированные к строительству производства рассчитывали приобрести технологии и оборудование в США и в Европе. Однако введение пятого пакета антироссийских санкций приостановило действие даже оплаченных контрактов по поставкам оборудования для производства СПГ и сделало невозможными новые покупки.
СПГ-технологии средне- и крупнотоннажного производства в России локализованы недостаточно, и единственный опыт запуска НОВАТЭКом СПГ-линии из оборудования российского производства нельзя назвать успешным: оборудование работает с перебоями, а его мощность ниже линий западного производства.
Поэтому крайне важно на законодательном уровне сформировать основу для разработки отечественных технологий и локализации производства критически важного оборудования для строительства средне- и крупнотоннажных производств СПГ: необходимо развитие и масштабирование имеющихся или адаптированных западных технологий; нужны новые стандарты в переработке и сжижении природного газа; требуются налоговые и финансовые механизмы стимулирования НИОКР, создания СПГ-кластеров и газохимических производств. Из запланированных 23 млрд руб. на НИОКР на 2022 год Минфин выделил всего 2,8 млрд руб.