Согласно действующему законодательству на всех этапах создания систем транспортировки углеводородного сырья инженер опирается на комплекс нормативных документов, связанных между собой регламентов и норм, правил и стандартов.
В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 трубопроводные системы транспортировки углеводородного сырья являются опасными производственными объектами [1].
Постановление Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 года «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)» указывает на то, что функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности трубопроводных систем транспортировки углеводородного сырья осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) – федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации [2].
Таким образом, система нормативных документов систематически дополнялась новой информацией, имела строго выстроенную иерархию, в которой нормы, правила, положения и требования четко определяли порядок создания и эксплуатации сооружений различного назначения.
В последнее время система нормативных документов изменилась, в результате чего строительные нормы и правила (далее – СНиП) были переработаны в своды правил (далее – СП), статус которых толкуется специалистами по-разному.
Целью настоящей статьи является исследование нормативно-правовой базы, регламентирующей проектирование, сооружение и эксплуатацию трубопроводов транспорта углеводородного сырья, на предмет определения статуса нормативно-технических документов и правомерности их применения.
Создание нормативно-правовой базы в сфере строительства направлено на:
– приведение технической политики в строительстве к единству;
– обеспечение качества, надежности и безопасности создаваемых объектов и изделий для жизни и здоровья людей в процессе их производства и эксплуатации;
– охрану природы и окружающей среды;
– рациональное использование природных, материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;
– обеспечение надежности создаваемых объектов и изделий;
– ускорение научно-технического прогресса в строительстве и внедрение новых достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта в производство.
Перечень основных нормативных документов представляет собой структуру с вертикальной формой управления (см. рис. 1).
В СССР, согласно п. 2 СНиП 1.01.01 – 82* [3], нормативные документы были следующих видов:
– общесоюзные;
– ведомственные;
– республиканские нормативные документы.
К общесоюзным нормативным документам относились: строительные нормы и правила (СНиП) и общесоюзные нормы технологического проектирования (ОНТП); к ведомственным – ведомственные (отраслевые) строительные нормы (ВСН), ведомственные нормы технологического проектирования (ВНТП) и отдельные сметные нормативы; к республиканским – республиканские строительные нормы (РСН) и отдельные сметные нормативы.
Позже в РФ с введением СНиП 10-01 – 94 [4] произошли изменения классификации нормативных документов. Теперь, согласно п. 5.1. данного СНиП [4], нормативные документы подразделялись на:
– государственные федеральные документы;
– документы субъектов Российской Федерации;
– производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.
К федеральным нормативным документам отнесли: строительные нормы и правила (СНиП), государственные стандарты (ГОСТ Р), своды правил по проектированию и строительству (СП) и руководящие документы (РД); к нормативным документам субъектов Российской Федерации – территориальные строительные нормы (ТСН) и к производственно-отраслевым нормативным документам – стандарты предприятий (СТП) и стандарты общественных объединений (СТО).
В обеих системах нормативных документов строительные нормы и правила были созданы с целью установления норм проектирования, правил организации, производства и приемки работ; методов определения стоимости строительства и сметных норм. На основании этого, в СНиП 1.01.01 – 82* [1] в приложении 2 был приведен классификатор строительных норм и правил, который делил их на пять частей:
1 – организация, управление, экономика;
2 – нормы проектирования;
3 – организация, производство и приемка работ;
4 – сметные нормы;
5 – нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.
Каждая из приведенных частей делилась на группы и в итоге получался известный нам шифр СНиП, например СНиП 2.05.06 – 85 [5], где первая цифра – номера части (часть 2 «Нормы проектирования»), две следующие цифры – номер группы (группа 05 «Сооружения транспорта»), следующие две цифры – номер документа в порядке регистрации сквозным способом в пределах каждой группы (06), далее год утверждения (1985).
Согласно п. 5. СНиП 10-01 – 94 [4] ГОСТ Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, которые определяют конкретные параметры и характеристики отдельных частей сооружений, изделий и материалов: СП – рекомендуемые положения для обеспечения обязательных требований строительных норм, правил и стандартов; РД – обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в изысканиях, проектировании и строительстве; ТСН – обязательные и рекомендуемые положения применительно к конкретной территории РФ, с учетом ее природно-климатических и социальных особенностей, традиций и экономических возможностей; СТП и СТО – положения применительно для конкретного предприятия по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции.
Нормативные документы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации. Кроме того, положения нормативных документов должны трактоваться однозначно, в то время как есть противоречия внутри самих нормативных документов, например в п. 10.3.4 есть противоречие п. 10.3.2 СНиП 2.05.06 – 85 [5]:
10.3.2 Участки трубопроводов, прокладываемых на переходах через железные и автомобильные дороги всех категорий с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов, должны предусматриваться в защитном футляре (кожухе) из стальных труб или в тоннеле, диаметр которых определяется условием производства работ и конструкцией переходов и должен быть больше наружного диаметра трубопровода не менее чем на 200 мм.
10.3.4 Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети, должно быть не менее 2 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 1,5 м от дна кювета, лотка или дренажа.
Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под автомобильными дорогами всех категорий, должно приниматься не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,4 м от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.
При прокладке трубопровода без защитных футляров вышеуказанные глубины следует принимать до верхней образующей трубопровода.
С этой целью в п. 6.3. СНиП 10-01 – 94 [4] указывалось, что в нормативных документах должны использоваться следующие формулировки: «…должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы...» и «…должно быть обеспечено…», или как в зарубежном стандарте CSA Z662-19 [5].
Федеральный закон от 27.12. 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [6] стал основополагающим, и его цель – выполнение системного регулирования всех технических направлений. С этого момента все нормативно-правовые акты могут применяться лишь при условии, что они не будут ему противоречить. Основные документы, нормы которых должны с этого момента строго соблюдаться, – это Технические регламенты, а все остальные, которым ранее следовали инженеры, теперь стали лишь дополнением к ним. Регламенты при этом не содержат конкретных инструкций или правил, а представляют собой набор требований к объекту, которые делают данный объект безопасным. Согласно Статье 5.1 Федерального закона №184-ФЗ «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений» устанавливаются Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 [1].
С целью обеспечения соблюдения требований технических регламентов стали разрабатываться своды правил (СП). Например, СНиП 2.05.06 – 85* [7], устанавливающий нормы проектирования магистральных трубопроводов был переработан в СП 36.13330.2012 [8], который, согласно новым требованиям, можно применять «на добровольной основе». При этом в п. 1 ст. 6 Федерального закона № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [9] указано, что некоторые СП (актуализированные редакции СНиП) признаются обязательными.
В соответствии с Федеральным законом № 384-Ф3 СП или их части являются «обязательными для применения», в случае, если они включены в Перечень [10], в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ.
Согласно Федеральному закону №184-ФЗ применение «на добровольной основе» стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
На основании Перечня ниже приведен список нормативно-правовых документов, которыми следует руководствоваться при проектировании, инженерных изысканиях и строительстве трубопроводов, транспортирующих углеводородное сырье.
Документы в Перечне разделены на группы: межгосударственные стандарты – ГОСТ; национальные стандарты – ГОСТ Р; своды правил – актуализированные редакции СНиП; своды правил – неактуализированные редакции СНиП и Госстроя России.
Заключение
Таким образом, в настоящее время Федеральным законом № 384-Ф3 установлены требования к зданиям и сооружениям (в том числе трубопроводам транспорта углеводородного сырья), т.е. какими эти сооружения должны быть, а СП и ГОСТ, в свою очередь, определяют каким образом необходимо эти требования выполнить. Следовательно, использование СП и ГОСТ позволит соблюсти требования безопасности сооружений. Тем не менее внутри самих СП и ГОСТ есть некоторые несоответствия в формулировках, количество документов чрезмерно велико и нет единой государственной базы этих документов, что требует тщательной проработки данного вопроса.