8 декабря 2017 г. первый в мире танкер-газовоз ледового класса Arc7 «Кристоф де Маржери» увез из порта Сабетта первую партию сжиженного газа с завода «Ямал СПГ». Ее получит китайский акционер НОВАТЭК – компания CNPC. В тот же АТР направится и остальная часть продукции первой линии, уже законтрактованная на 96%. Таким образом, газ с «Ямал СПГ» не составит конкуренцию трубопроводному газу Газпрома. Во всяком случае, так заявляют в компаниях. Есть ли в этих заявлениях лукавство? Здесь есть много «но» и на каждое приходится свое «однако».
Так, Газпрому, конечно, было бы не очень интересно присутствие на его вотчине – европейском рынке – не облагаемого налогами СПГ. Но не стоит забывать, что европейский газовый рынок интересен России с точки зрения политических амбиций, ведь на него претендуют США, успевшие отправить в Европу несколько своих
танкеров.
Кроме того, в портовом городе Зебрюгге, что на побережье Северного моря, согласно проекту «Ямал СПГ», создается перевалочная база. И хотя она предназначается для поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион, но вполне подойдет и для снабжения европейских потребителей.
Продолжая наращивать ресурсную базу, НОВАТЭК пошел по экстенсивному пути, приобретая активы в ЯНАО. В
декабре 2017 г. компания купила Южно-Хадырьяхинское нефтегазовое месторождение в Пуровском районе, в ноябре у ЕвроХима – компанию Севернефть-Уренгой, владеющую лицензией на изучение и добычу УВ в пределах Западно-Ярояхинского участка недр. С одной стороны, может показаться, что таким образом НОВАТЭК компенсирует снижение добычи, но с другой – даже для растущего азиатского рынка такой объем российского СПГ может оказаться избыточным.
А раз так, то кому-то придется потесниться.
Сегодня мощность завода «Ямал СПГ» составляет 16,5 млн т в год. На 2018 и 2019 гг. запланирован запуск второй и третьей линий, но НОВАТЭК рассчитывает пойти с опережением графика. С вводом этих мощностей Россия
может выйти на третье место в мире, потеснив одного из ведущих игроков – Катар.
Российский СПГ для европейского потребителя экономически более выгоден. В Европе, несмотря на желание ослабить газовую зависимость от России, это понимают. Доказательство тому – одно из недавних решений
ЕК, которая, утверждая список проектов общего интереса, вычеркнула все инфраструктурные СПГ-проекты Литвы,
Латвии и Эстонии.
Свои СПГ-проекты продолжает развивать и Газпром. В настоящее время идет работа над третьей линией СПГ-
завода на Сахалине, подписано соглашение о создании СП с Shell по реализации «Балтийского СПГ», а также
строится комплекс по хранению и отгрузке сжиженного газа в районе КС «Портовая». Учитывая ввод новых мощностей в США, Австралии и др. странах, по законам рынка, такое перенасыщение приведет к снижению цены, что, по мнению агентства Fitch, сделает реализацию новых проектов непростой задачей. Кроме того, ее усложнят и введенные против ряда компаний и даже отдельных месторождений, санкции.
В результате под угрозой окажутся «Балтийский СПГ», «Сахалин-2», «Дальневосточный СПГ» и «Арктик СПГ-2».
«Ямал СПГ» во многом осуществлен за счет государственных льгот: производство практически не облагается налогами, ледоколы государство строит за свой счет, оно же обеспечивает инфраструктуру и предоставляет мягкие кредиты. Эксперты полагают, что «Арктик СПГ» не может быть реализован без аналогичной поддержки и задаются вопросом о его целесообразности.
«Ямал СПГ» – важный геополитический проект, способный перекроить мировую карту экспортно-импортных газовых потоков.
Но эти дорогостоящие проекты, не несущие в себе даже технологической новизны (в том же «Кристофе де
Маржери», по признанию экспертов, «из русского только деньги и фанера»), лягут дополнительным бременем на налогоплательщиков, возможно, в ущерб другим, более наукоемким и технологичным проектам. Сегодня, при наличии такого количества трубопроводного газа и развитии газопроводных маршрутов, за дополнительными СПГ-
мощностями, создающими давку на рынке, прослеживается только одна цель – отвоевание ниш у потенциальных конкурентов: США на западе и Катара на востоке.