21 декабря 2019 г. вступили в силу санкции США в отношении МГП Северный поток-2. На следующий день компания Allseas, суда-трубоукладчики которой вели строительство газопровода, остановила работы. Несмотря на это, В. Путин заявил, что МГП, который уже построен на 93 %, будет введен в эксплуатацию не позднее первого квартала 2021 г.
Тем не менее долгосрочные контракты Газпрома предполагали, что Северный поток-2 будет введен раньше, в результате компания теряет в мощностях 15 млрд м3, но в случае необходимости эти объемы можно будет компенсировать, увеличив прокачку газа через украинскую ГТС. Тариф при этом может возрасти на 45 %, но допобъемы вряд ли понадобятся, ведь зима в этом году теплая, а на рынке существует переизбыток СПГ.
Немалая доля в этих объемах принадлежит российскому сжиженному газу. Россия все активнее завоевывает рынок СПГ, что вызывает подозрение о возможной конкуренции российского сжиженного и трубопроводного газа. Как бы ни сложилась ситуация, на данный момент конкуренции нет по причине разных рынков сбыта. Так, Газпром поставляет газ в страны, географическое положение которых делает трубопроводный газ наиболее удобным. Это страны Центральной Европы и некоторые балканские страны. НОВАТЭК экспортирует СПГ на рынок Великобритании, Бельгии и Испании. В борьбе за газовый рынок Европы России придется сохранить оба экспортных продукта.
Вместо газа из Сибири и Ямала Д. Трамп предлагает Европе газ из Техаса, где недавно было открыто крупное газовое месторождение. Таким образом, как характеризует ситуацию Die Welt, он якобы заботится о независимости Германии от России, ведь страна «может стать мишенью шантажа». Россия покрывает 40 % потребностей европейцев в газе, США – лишь 15 %. По поставкам СПГ США занимают третье место после Катара и Австралии. Но Штатам непременно нужно господство в газовой сфере, так как газ – центральная тема президентства Трампа, с его приходом к власти экспорт СПГ увеличился почти втрое, а открытие новых газовых месторождений требует выхода на новые рынки. Но с целевыми рынками у Д. Трампа пока не складывается. Сначала была торговая война с Китаем, теперь возникла угроза череды взаимных пошлинообложений, которая может начаться с углеродного налога в отношении ЕС.
Еще один игрок – претендующая на роль нового газового хаба Польша. PGNiG настроена на продолжение политики диверсификации источников энергии. Руководство компании утверждает, что американский СПГ обходится на 30 % дешевле трубопроводного газа из России. Сложно не уловить в этом утверждении долю лукавства, но следует признать, что американский газ действительно потерял в цене за последнее время и вполне вероятно сможет конкурировать с российским.
В настоящее время строительство Северного потока-2 приостановлено, укладка труб должна осуществляться с использованием судна, оборудованного системой динамического позиционирования. Если даже предположить, что США смогли бы воспрепятствовать строительству МГП, то им пришлось бы конкурировать с российским очень конкурентоспособным СПГ. В Европе было анонсировано строительство СПГ- терминалов, но проект будет осуществляться на европейские деньги, поэтому не факт, что строят их для американского газа.
Однако главные риски работы с Россией, как справедливо считает М. Крутихин, Европа видит не в технических или коммерческих факторах, а в политизированности и непредсказуемости решений. Замена украинского транзита на Северный или Турецкий поток проблему на решает. Газ все равно пойдет из того же ненадежного источника, стоимость организации альтернативных маршрутов высока, но это плата за страховку, отмечает эксперт.
В то время пока крупнейшие поставщики газа делят европейский рынок, прикрываясь благими намерениями, Европа встала на путь «зеленой энергетики» и постепенно отказывается от использования ископаемых видов энергоносителей. В планах по декарбонизации производств некоторые страны, в частности Германия, планируют к 2050 г. полностью отказаться от использования угля, нефти и газа. Говорить о том, что век традиционных энергоносителей в Европе закончился, пока рано, но страны, подписавшие Парижское соглашение, намерены его выполнить. Учитывая этот факт, России придется искать новые рынки сбыта. Вполне вероятно, в не столь отдаленном будущем основная борьба развернется между экспортерами СПГ. Как считают обозреватели Forbes, газ в сжиженной форме воспринимается не как угроза, а как один из источников диверсифицированного энергоснабжения.