В начале июня в Санкт-Петербурге прошел ежегодный экономический форум, отголоски восторженных реплик которого раздаются до сих пор, наполняя информационное пространство ожиданием радужных перспектив.
Радужность объясняется фактами – присутствием очень высокопоставленных гостей, само присутствие которых многое обещает, и цифрами. Последние, действительно впечатляют: 475 подписанных соглашений и 1817,9 млрд руб – общая сумма контрактов.
Главная заслуга в этом принадлежит российским гигантам – Роснефти и Газпрому. В частности, Роснефть и ChemChina договорились о строительстве завода полимерных покрытий. Трейдинговая дочка Роснефти Rosneft Trading S.A. и таиландская PTT Public Company Limited подписали контракт на взаимные поставки нефти до 2037 г. С PNOC Exploration Corporation, Pionaire Finance Limited Роснефть подписала 3-стороннее соглашение о сотрудничестве в области торговли нефтью и нефтепереработке.
Газпром заключил соглашение о дефицитном финансировании строительства МГП Северный поток-2. А. Миллер и министр энергетики Болгарии Т. Петкова подписали дорожную карту по изучению вопроса о развитии газораспределительной сети в Болгарии. С Weatherford заключили соглашение о технологическом сотрудничестве на 5 лет.
Порадовало, что не обошли вниманием и науку, в частности Газпром нефть и МФТИ договорились о сотрудничестве в инновационной деятельности. Новыми технологиями в области нефтегазового инжиниринга займется подразделение Инжиниринговый центр МФТИ по ТРИЗ. С СПбГЭУ была подписана программа научных исследований и разработок в интересах Газпрома на 2017-2019 гг.
Ряд инвестконтрактов был заключен с регионами. В основном договоренности относятся к развитию социальной сферы и импортозамещающей продукции.
Но все же одним из главных моментов форума стала встреча В. Путина с руководителями иностранных компаний в ходе которой президент рассказал потенциальным партнерам о плюсах работы в нашей стране. Он отметил, что «у нас наблюдается очень скромный, но все-таки рост экономики…Растет промышленное производство… Все это на фоне достаточно стабильной социальной ситуации… создает благоприятные условия для того, чтобы спокойно здесь работать и развивать свой бизнес».
Рост экономики в стране, действительно, скромный. Если скромно выразиться – очень, скромный. Безработицы почти нет, в пересчете на людей – немногим более 4 млн. Промышленность растет, хоть и преимущественно добывающая. А весенние митинги, говоря о социальной стабильности, в расчет можно не брать – к нефти и газу они отношения не имеют.
Но на потерю инвестиционной привлекательности повлияло даже не столько кризисное положение российской экономики, сколько санкции, съевшие остатки лимита доверия инвесторов. Эксперты уверены, что их снятие повысит стоимость российских активов на биржах. А для этого, как уже неоднократно отмечалось, надо менять внешнюю политику. На форуме об этом говорил А. Кудрин, призывая включаться в глобальные экономические цепочки и начинать договариваться. Но не все разделяют это мнение. Например, В. Матвиенко полагает, что «изоляция России осталась в воспаленных мозгах некоторых политиков… А санкции, оказались бессмысленными и безуспешными». Оптимизм председателя Совета Федераций – это тот случай, когда лукавство прощается боле охотно, нежели блаженное неведение.
В наиболее реальных чертах экономическая картина страны была обрисована на деловом завтраке Сбербанка, где пытались ответить на вопрос кто виноват и что делать. В ответ на спич Г. Грефа, о разнице теории и практики в вопросах финансовых потоков в попытке оправдать политику ЦБ, С. Глазьев отмечает, что плата за такую политику стала минус 5 трлн руб несделанных инвестиций и минус 13 трлн руб недопроизведенной продукции. Добиться инвестиционной стабилизации экономики можно только идя по пути научно-технического прогресса, вложения денег в новые технологии, а не путем сжатия денежной массы. В итоге мы получили устаревание экономики, снижение конкурентоспособности и существующая сегодня мнимая стабилизация, может быть обрушена любым дуновением ветра – отметил советник президента.