Доля возобновляемых источников энергии к 2040 г. вырастет с 15 до 23% к 2040 г. Уже сегодня, по оценке А. Текслера, инвестиции в ВИЭ в России составили 1 трлн руб.
ВИЭ как абсолютная замена нефти и газу – дело далекого будущего. Проблемы их использования не менее велики, чем преимущества, которые дают возобновляемые источники энергии.
Так, чтобы перейти на использование энергии солнца и конвертировать ее, например, в электричество, надо нагревать воду, которая, превращаясь в пар, вращает динамо-машину. Но при этом тратятся ресурсы, которые по идее и должны экономиться.
Использование атомной энергии тоже скрывает подводные камни. И первый – радиоактивные отходы. Со временем эта проблема была решена посредством замены в технологическом процессе воды натрием, в результате чего появилась возможность использовать весь объем урана. В чем теперь основная проблема? В том, что запасы урана конечны и переход на этот вид энергии может носить только временный характер.
Есть еще термоядерный синтез. Он не образует вредных отходов, но в результате реакции образуется вещество, чья температура способна уничтожить реактор, а вместе с ним и все живое на многие километры вокруг.
Уже не фантастика растительное топливо. Так, например, для его производства можно использовать водоросли. Но, чтобы получить необходимое количество таких водорослей, надо засадить ими площади, которыми не располагает сегодня ни одна страна.
Конечно, еще есть энергия ветра, приливов, даже энергию человека можно использовать для обеспечения его нужд, если навесить на него датчики, энергия которых будет поддерживать эти самые датчики, а заодно, например, гаджеты.
Все эти идеи обязательно найдут свое воплощение. И если у кого-то возникают сомнения, то мы напомним о том, что многие вещи, казавшиеся фантастичными еще 50 лет назад, сегодня обрели реальные черты. Можно вспомнить, «Полдень 22 век» (1959 г.), где Стругацкие направляют своих героев за информацией в Информарий. Сегодня мы знаем его как Интернет.
Возвращаясь к энергетике и энергоносителям будущего, стоит сказать, что большинству из описанных проектов еще предстоит дождаться своего часа. Но проблемы, возникающие с получением традиционных источников, продолжают накапливаться. А значит, остается искать новые сферы применения уже известным ресурсам.
Одна из таких сфер – использование СПГ как бункерного топлива.
Запасы природного газа огромны, в России сосредоточено до 23% от мировых запасов, а топливо на его основе можно считать одним из наиболее экологичных.
В последнее время значительно ужесточились требования к судовому топливу, в обозримой перспективе это приведет к полному отказу от мазута. Второй фактор перехода на сжиженный газ – подешевевшая нефть и налоговый маневр. Стоимость топлива сделала невыгодной бункеровку в российских портах.
Из всех возможных альтернатив наиболее реально использование СПГ. Но и здесь есть одно «но», которое заключается в банальном отсутствии самих судов на сжиженном газе и в не менее банальном отсутствии соответствующей инфраструктуры. При этом проблема выглядит замкнутым кругом: суда на СПГ не появляются, потому что нет инфраструктуры, а инфраструктуры нет потому, что нет достаточного спроса на СПГ.
С самим СПГ тоже есть некоторые проблемы. Использование сжиженного газа уменьшает грузовместимость судна, т.к. резервуар для его хранения занимает в 7 раз больше места.
В развитии СПГ как бункерного топлива не обошлось без традиционной для России проблемы отсутствия технологий. Справедливости ради, стоит оговориться, что и среди мировых компаний технологии для многотоннажного сжижения газа – штучный товар.
В России пока работает только один завод СПГ – Сахалин-2, на днях НОВАТЭК обещает запустить Ямал СПГ. Технологии для этих заводов были куплены за рубежом. Тем не менее в России есть всё, чтобы начать использовать сжиженный газ в качестве топлива. В частности, разработан проект государственной программы «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения». Пилотными регионами по созданию бункеровочной инфраструктуры станет регион Балтийского моря. Помимо этого Газпром газомоторное топливо реализует программу строительства комплекса по производству СПГ в Татарстане.
Освоившись с производством внутри страны можно выходить на мировые рынки, пока они относительно свободны. Что, очевидно, ненадолго. Как говорил Д. Рид в знаменитых «10 дней, которые потрясли мир»: «Поспешим, друзья мои, закончить революцию: кто делает революцию слишком долго, тот не пользуется ее плодами».