Состояние производственных мощностей в ряде сегментов ТЭК – приближается к катастрофическому. Степень износа основных фондов в электроэнергетике и газовой промышленности достигает 60%, в нефтеперерабатывающей - приближается к 80%. Более 50% магистральных нефтепроводов эксплуатируются свыше 28 лет при нормативе 30 лет, износ основных фондов нефтепродуктопроводов и резервуарных мощностей превышает 70%. Конечно, устаревшее оборудование не может быть безопасным в эксплуатации. Чего стоила одна только авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
Остается не решенной проблема зависимости российского ТЭК от импортного оборудования, его доля составляет 18 – 20% (в нефтегазовом комплексе – 10%, электроэнергетике – 5%, электросетевом комплексе – 30%, угольной промышленности – 70%). В нефтегазовой отрасли на российском рынке сервисных услуг доминируют прекрасно финансируемые зарубежные компании, которые вытесняют российские НИИ и проектные институты. Большинство российских компаний для обновления своих технологических парков используют зарубежное оборудование, научные разработки и «строительства под ключ». Уровень расходов на НИОКР составляет 0,28% от валовой выручки. Для сравнения, в Германии это показатель составляет 69,7%, в Ирландии – 56,7%, в Бельгии – 59,6%, в Чехии – 36,6% от общего числа компаний.
Цифра в треть процента кажется удивительной, в то время, когда ведущие телеканалы из выпуска в выпуск рассказывают о новых вливаниях в изучение нано- и биотехнологий. Несомненно, исследования в области высоких технологий важны, но может стране, в которой практически нет элементарного отечественного оборудования, важнее создать собственный, скажем, экструдер, чем вливать миллионы в разработку нано-скрепки?
Почему же, несмотря на такое количество планово-регламентирующих документов, через слово призывающих к модернизации, российский ТЭК состоит из устаревшего отечественного или нового, но импортного оборудования? Очевидно, в понятие «модернизация» как чиновники, так и управленческое звено компаний вкладывают обыкновенную замену оборудования или, в лучшем случае, строительство дополнительных мощностей. В то время, как во всем мире под этим термином подразумевают использование достижений собственной науки, ее финансирование от академических исследований до испытаний первых опытных образцов и создание на базе этих разработок импортозаменяющих производств.