USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 74.23

+1.15

Природный газ

-3.19

1 мин
390

Костер тщеславия

Таким же несолнечным, серым утром, как сегодня на площади города Флоренция горел необычный костер, названный впоследствии «костром тщеславия». Вместо поленьев в него были брошены предметы искусства, роскоши и книги. Это был февраль 1497 года. Темная средневековая Европа, погрязшая в мракобесии и предрассудках уничтожала то немногое, что задушенная богословием наука успела наклепать в тайне от святой инквизиции. В том же году в России был издан свод законов – знаменитый Судебник Ивана III, устанавливается поместная система землевладения, Русь объединяется вокруг Москвы. Этому крупнейшему на континенте государству понадобится немногим больше половины тысячелетия, чтобы зажечь на своих площадях такие же костры, какие горели в средневековой Европе.

Костер тщеславия

В ноябре прошлого года полпред президента в Северо-Западном федеральном округе А. Травников поручил правительству Республики Коми избавиться от книг, изданных при поддержке фонда Сороса, «целью которых является популяризация среди молодёжи чуждых российской идеологии установок, формирования в молодёжной среде искажённого восприятия отечественной истории». Историческая наука всегда была полем, на котором разворачивалась борьба амбиций. Американцы, в своих учебниках по истории излагают концепцию, согласно которой они победили во 2-й мировой войне. Некоторые европейцы полагают, что накануне Великой отечественной Сталин и Гитлер договорились поделить Польшу. Да что там современность? Дворянские историки В.О.Ключевский, Н.М.Карамзин и иже с ними трактовали историю в угоду царской власти не стесняясь ни фактов, ни оборотов. Поэтому предложение избавиться от разночтений логично. Нелогично то, с каким фанатизмом взялись за уничтожение книг.


Книги не просто изъяли из обращения, сложив в запасниках библиотек, их сожгли. Первые поборники истиной науки обнаружились в Воркутинском горно-экономическом колледже, Ухтинском государственном техническом университете и Воркутинском политехническом техникуме. Увлекшись повальным уничтожением вражеской литературы все и забыли, что речь велась только о учебниках истории. Главное указать на врага, а уж там, как говорится «нас никому не сбить с пути, нам все равно куда идти». Среди подлежащих уничтожению книг оказались издания по логике, французскому сюрреализму и учебник по криминалистике.


Искать здравый смысл в этом действии бесполезно. Уничтожать книги при наличии у каждого потенциального читателя Интернета – глупо, а апеллировать к «российской идеологии» - противозаконно, потому что какая-либо гос. идеология запрещена ст. 13 Конституции РФ.


Фонд Сороса не только финансировал, но также закупал книги для многих российских школ и вузов. Все ли эти издания ждет подобная участь?


Складывается устойчивое впечатление, что, не смотря на множество разговоров о необходимости поднимать общий уровень грамотности, и отечественную науку, на практике делается все, для достижения обратного эффекта.


Развивать науку в отдельно взятой стране, в отрыве от мирового опыта не получится. Не получится при таком положении дел развивать и импортозамещение, ведь высокие технологии, новейшее оборудование и высокоточные приборы никогда не появятся в стране, в которой сжигают книги.



Статья «Костер тщеславия» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2016)

Авторы:
Комментарии

Читайте также