В ноябре прошлого года полпред президента в Северо-Западном федеральном округе А. Травников поручил правительству Республики Коми избавиться от книг, изданных при поддержке фонда Сороса, «целью которых является популяризация среди молодёжи чуждых российской идеологии установок, формирования в молодёжной среде искажённого восприятия отечественной истории». Историческая наука всегда была полем, на котором разворачивалась борьба амбиций. Американцы, в своих учебниках по истории излагают концепцию, согласно которой они победили во 2-й мировой войне. Некоторые европейцы полагают, что накануне Великой отечественной Сталин и Гитлер договорились поделить Польшу. Да что там современность? Дворянские историки В.О.Ключевский, Н.М.Карамзин и иже с ними трактовали историю в угоду царской власти не стесняясь ни фактов, ни оборотов. Поэтому предложение избавиться от разночтений логично. Нелогично то, с каким фанатизмом взялись за уничтожение книг.
Книги не просто изъяли из обращения, сложив в запасниках библиотек, их сожгли. Первые поборники истиной науки обнаружились в Воркутинском горно-экономическом колледже, Ухтинском государственном техническом университете и Воркутинском политехническом техникуме. Увлекшись повальным уничтожением вражеской литературы все и забыли, что речь велась только о учебниках истории. Главное указать на врага, а уж там, как говорится «нас никому не сбить с пути, нам все равно куда идти». Среди подлежащих уничтожению книг оказались издания по логике, французскому сюрреализму и учебник по криминалистике.
Искать здравый смысл в этом действии бесполезно. Уничтожать книги при наличии у каждого потенциального читателя Интернета – глупо, а апеллировать к «российской идеологии» - противозаконно, потому что какая-либо гос. идеология запрещена ст. 13 Конституции РФ.
Фонд Сороса не только финансировал, но также закупал книги для многих российских школ и вузов. Все ли эти издания ждет подобная участь?
Складывается устойчивое впечатление, что, не смотря на множество разговоров о необходимости поднимать общий уровень грамотности, и отечественную науку, на практике делается все, для достижения обратного эффекта.
Развивать науку в отдельно взятой стране, в отрыве от мирового опыта не получится. Не получится при таком положении дел развивать и импортозамещение, ведь высокие технологии, новейшее оборудование и высокоточные приборы никогда не появятся в стране, в которой сжигают книги.