USD 73.8537

-0.14

EUR 89.6584

+0.03

BRENT 69.67

+0.09

AИ-92 45.37

+0.04

AИ-95 49.06

0

AИ-98 55.13

+0.02

ДТ 49.37

0

3 мин
147
0

Свой путь

Свой путь

Один из майских указов В. Путина предписывает развитие Северного морского пути (СМП) и увеличение грузоперевозок по нему до 80 млн т к 2030 г., что почти в 10 раз превышает нынешние объемы. На первый план выходит задача создания конкурентоспособных условий для перевозки грузов. Как и остальные задачи, прописанные в майских указах, мероприятие это крайне дорогостоящее и пока не понятно насколько необходимое для осуществления именно сейчас. 

Основные грузы, курсирующие сегодня по СМП – это СПГ, нефть, металл и уголь. Примерно половину запланированного объема сможет обеспечить НОВАТЭК, остальная доля, вероятно, придется на «Газпром нефть», «Ямал СПГ», ЛУКОЙЛ и «Норникель» - основные компании, осуществляющие перевозки по СМП. 

В середине июля два российских танкера-газовоза доставили СПГ из Сабетты в китайский порт Цзянсу, преодолев весь маршрут всего за 19 дней. Этот же путь через Суэцкий канал занял бы 35 дней. Уникальность такого логистического маневра даже не в малых сроках, а в том, что путь удалось преодолеть без сопровождения ледоколов. Этот факт дал основания полагать, что СМП в обозримом будущем сможет вполне достойно конкурировать с традиционным южным маршрутом. Но, как всегда, нашлись и противники оптимистичных прогнозов. Их предположения основываются на том, что разница в расстоянии между маршрутом через Суэцкий канал и СМП составляет всего 20%, а плата за транзит наливных грузов намного выше (20 долл по СМП против 5 долл через канал). В прошлом рентабельность дорогостоящего транзита обеспечивалась высокой ценой на нефть. Экономия в две недели оправдывала высокую стоимость доставки за счет увеличения объемов. Сегодня ситуация изменилась и такой транзит может быть невыгодным. Кроме того, северный маршрут чреват природными неприятностями, наподобие скопления айсбергов. Кроме того, в районах, расположенных выше 75 параллели не работают системы связи и навигации, не развита инфраструктура – все это затрудняет передвижение по северному маршруту. 

Не стоит забывать и о том, что СМП открыт не круглый год, а прохождение «Владимира Русанова» и «Эдуарда Толль» без сопровождения ледоколов объясняется тем, что это корабли ледового класса Arc-7, имеющие специальную конструкцию и предназначенные для маневрирования по арктическим водам, но обычному кораблю преодолеть СМП самостоятельно, с большой долей вероятности, будет не под силу. 

Конечно, при таких условиях конкурировать с маршрутами, проходящими через густонаселенные территории с развитой портовой системой, СМП будет крайне сложно. Чтобы перетянуть на себя часть грузов нужно создать такие условия, которые, несмотря на риски, сделают транспортировку по северным морям удобнее и дешевле. Сегодня СМП только начинает развиваться, его загруженность за 10 месяцев прошлого года сопоставима с десятью часами прохода через Суэцкий канал. 

Скорее всего, на первых порах пользоваться Севморпутем в подавляющем большинстве будут российские компании. И такая возможность для них окажется очень полезной, учитывая смещение добывающих акцентов в арктическую зону и развитие в регионе перспективных проектов, ведь СМП служит связующим звеном между европейскими и российскими портами и подключает к этой сети судоходные реки. 

К этим проектам, в первую очередь, следует отнести Ямал СПГ, продукция которого практически рейсово начинает поставляться в Китай. Также, создание на Камчатке перевалочного комплекса СПГ НОВАТЭКом. ЛУКОЙЛ отгружает нефть, добываемую на месторождении им. Требса и Титова через порт Варандей в Печорском море. По СМП можно транспортировать углеводороды с Приразломного и Новопортовского месторождений. Стратегии развития крупных компаний предусматривают активизацию работы в регионе: «Газпром нефть» планирует увеличивать добычу на северных месторождениях, «Роснефть» активно строит ледовый флот для транспортировки нефти, в частности, с Пайяхского месторождения, «ВостокУголь» строит порты также с целью использовать СМП для перевозки своей продукции. 

Сегодня Северный морской путь не выглядит крайне привлекательной экономической идеей. В ближайшее время перевозками по небу будут пользовать только отечественные компании, строительство ледоколов и судов вспомогательного флота, равно как и инфраструктуры, обеспечение связи и навигационных систем, прокладка дорог, строительство портов и железных дорог, без которых невозможна полноценная эксплуатация СМП – очень дорогостоящее мероприятие, на реализацию которого потребуется не одно десятилетие. Нынешнее положение экономики, давление извне и не самые радужные перспективы национальной валюты ставят под сомнение своевременность этого проекта.

Не смотря на это СМП – это тот проект, развивать который нужно уже сейчас. Но основной целью должно быть не перетягивание грузов с южного маршрута и не завоевание рынков АТР, а развитие самого пути. Именно это будет способствовать строительству инфраструктуры, организации системы связи и позволит застолбить спорные шельфовые территории, но самое главное – функционирование СМП станет локомотивом развития региона, потенциал которого огромен.

 

 



Статья «Свой путь» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2018)

Авторы:
Читайте также