Осенью 2016 г. в Госдуму РФ будет внесена новая схема налогообложения в нефтяной отрасли промышленности. Этот законопроект обсуждался ведомствами в рамках антикризисного плана, который в свою очередь разработало правительство РФ. Как пояснил первый заместитель министра энергетики А. Текслер, введение такой налоговой схемы – единственный правильный долгосрочный сигнал и стимул для российского нефтегаза.
В конце июля 2016 г. Минэнерго и Минфин практически договорились о внесении поправок в законопроект. Минэнерго РФ ранее предлагало уже в 2016 г. заменить НДПИ налогом на финансовый результат (НФР) на выработанных месторождениях, где высокая себестоимость добычи делает разработку низкорентабельной.
Тогда Министерство заявило, что большинство нефтяных компаний поддержали эту позицию, которая заключалась в нецелесообразности отмены «единой методики» предоставления льгот по вывозной таможенной пошлине на нефть и льгот по НДПИ на нефть для месторождений Восточной Сибири, НАО, ЯНАО, Северного Каспия и целесообразности предоставления недропользователям права добровольного перехода на новый налоговый режим по указанным месторождениям (в случае принятия решения о введении НДД в качестве
новой налоговой системы в нефтяной отрасли и заинтересованности отдельных компаний в представлении отдельных месторождений для проведения налогового эксперимента).
Противником НФР выступал Минфин РФ, который разработал собственный законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД). При этом Минфин выступал против тестирования налоговых новаций на отдельных
месторождениях, настаивая на распространении новой системы на весь нефтегаз.
После этого два министерства согласовывали компромиссный вариант новой системы, представляющий собой некий серпентинитовый меланж НФР и НДД. Однако, со слов А. Текслера становится понятно, что ведомства так и не преодолели все разногласия и что их количество только множится, раз появилась уже целая таблица.
Кроме совершенствования налоговой базы в ТЭК, активно обсуждается ускорение налогового маневра.