На прошедшей в Санкт-Петербурге конференции по шельфу заместитель директора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго А.Ерков сообщил, что рост спроса на шельфовое оборудование и комплектующие может привести к их дефициту уже в ближайшем будущем. А в настоящем Газпром и Роснефть согласовывают с Минприроды переносы сроков реализации шельфовых проектов.
В условиях санкций и отсутствия собственных производств, недостача может составить более 20 плавучих буровых. Дефицит запчастей к платформам может превысить 150 тыс единиц в год уже через 5 лет. На сегодняшний день доля российского оборудования в геологоразведке на шельфе не составляет даже 1%, а доля российского оборудования на Приразломном меньше 10%.
В настоящее время Россия реализует крупнейшие проекты на шельфе Баренцева, Охотского, Карского морей. Как же там собираются добывать 50 млрд тонн к 2035 году с 10 процентами оборудования?
Сегодня часто можно встретить утверждение, что российский нефтегаз пострадал от санкций, закрывших компаниям доступ к иностранному оборудованию и, следовательно, к шельфовым проектам. Но вот удивительно, примерно такие же санкции на нефтедобычу в других странах действуют не только не губительно, но, можно сказать, оздоровительно. Например, в Иране они стимулировали промышленность выживать собственными силами, что привело к созданию вполне рабочих буровых установок и платформ.
Раньше они, как и мы, ввозили оборудование из-за границы. Но 5 лет назад была поставлена задача разработать и освоить технологии строительства буровых платформ на отечественных предприятиях. И ведь освоили же! Уже через 3 года специалисты компании разработали собственное ноу-хау проектирования буровых установок и сумели внедрить техпроцесс их производства.
Когда готовые проекты буровых установок закупались за границей, оттуда же приходилось везти и до 75% необходимых оборудования и инструментов. Теперь оно на 65% производится местными заводами.
По данным Минэнерго к 2020 году нехватка запчастей к буровым платформам может составить более 150 тыс. единиц. По мнению экспертов, помочь мог бы ввоз подержанного оборудования из стран, не вводивших санкции против РФ (например, из Азии). А по нашему мнению, это не поможет, ведь, как известно, голодному нужно дать не рыбу, а удочку.
Можно, конечно, переориентироваться и на китайское, или на то же иранское оборудование, но, наверное, правильнее было бы бороться не со следствием, а с причиной. И тогда надо рассматривать азиатские страны не как поставщиков оборудования, а как пример в решении вопросов импортозамещения.
В противном случае стоит подумать: а что дальше? Вероятнее всего, что ситуация не изменится к лучшему, напротив, она повернется еще более невыгодным ракурсом к России: на рынок выйдет иранская нефть, свою долю непременно отвоюет сланцевая нефть, Россия отказалась от вступления в ОПЕК, что в целом для нее лучше, но таким образом, она лишилась возможности влиять на цену нефти. Да и украинский вопрос в ближайшее время не решится, а значит, и санкции против России будут только усиливаться.
Возвращаясь к вопросу о том, что, российский нефтегаз пострадал от санкций, хочется заметить, что подобное заявление равносильно утверждению, что А.Каренина пострадала от поезда, а не от собственных суицидальных наклонностей. Нефтегаз пострадал не от санкций, а от недальновидной политики правительства, от желания топ-менеджеров получать быстрые прибыли космических масштабов и от нежелания первых и вторых развивать отечественную науку.