2021 г. стал худшим по объему открытия новых нефтяных и газовых месторождений в мире за последние 75 лет. К таким выводам пришли аналитики Rystad Energy.
В январе-ноябре 2021 г. объем открытых запасов нефти и газа составил 4,7 млрд бнэ.
В декабре 2021 г. о значимых открытиях не сообщалось, таким образом отрасль находится на пути к худшему результату по восполнению ресурсной базы в нефтегазе.
Доля жидких углеводородов преобладает, на них приходится 66 % открытий за 11 месяцев 2021 г. В среднем за месяц в 2021 г. были открыты залежи с объемом запасов 424 млн бнэ.
Сокращение совокупного объема подчеркивает отсутствие крупных единичных открытий, как и в предыдущие годы. Крупнейшим в ноябре 2021 г. стало нефтяное месторождение Yoti West, открытое ЛУКОЙЛом на шельфе Мексики с запасами 75 млн барр. извлекаемых ресурсов по предварительным оценкам, чего недостаточно для коммерческого освоения.
На шельфе Малайзии PTTEP пробурила вторую разведочную скважину Nangka-1 на блоке SK 417. Скважина пробурена на глубину 3758 м, обнаружен сладкий газ в пределах терригенных коллекторов среднего и позднего миоцена.
Норвегия продолжает ГРР вблизи существующих месторождений, открывая мелкие и средние залежи, которые позволят загрузить существующую инфраструктуру.
В ближайшем будущем нефтегазовая отрасль может столкнуться с последствиями масштабного недоинвестирования прошлых лет.
Если в 2011–2015 гг. ведущие мировые нефтегазовые компании инвестировали в геологоразведку в среднем 16 млрд долл. США в год, то в 2020 г. расходы на восполнение запасов углеводородов упали в 3 раза, до 5 млрд долл. США.
В результате уровень восполнения запасов нефти и газа в мире снижается уже четвертый год подряд, и эта тенденция сохраняется. В 2021 г. глобальные инвестиции в нефтегазовые проекты будут в два раза ниже, чем в 2014 г.
Накопленный дефицит инвестиций, необходимых для удовлетворения спроса на нефть, в 2021–2025 гг. может составить 135 млрд долл. США, и если инвестиции останутся на текущем уровне, то к 2030 г. их накопленный дефицит, по оценке банка JP Morgan, достигнет 600 млрд долл. США.
Однако в дело вступает климатическая повестка, поддерживая которую, банки стремятся ограничить финансирование нефтегазовых проектов, а компании пытаются дистанцироваться от углеводородов.
Между тем углеводороды доминируют в мировом энергобалансе и сохранят свою значимость в ближайшие десятилетия.
Даже самый экстремальный для нефтегаза низкоуглеродный прогноз в годовом обзоре МЭА, предусматривающий достижение углеродной нейтральности к 2050 г. и прекращение инвестиций в новые проекты в нефтегазовой отрасли, говорит о том, что традиционные энергоресурсы в 2050 г. суммарно будут обеспечивать 39 % мирового спроса.