Просматривая аналитические обзоры и прогнозы развития рынка отраслей промышленности близких к нефтегазовой, сложно не заметить одну особенность: вместо звучащих недавно «планов по увеличению мощностей» и «выхода на новые рынки», встречается термин «выживать». Россия, а вместе с ней и российский бизнес, оказались в условиях экономической изоляции и вынуждены корректировать свои планы исходя из новой реальности. Эта реальность слабо прогнозируема и из-за туманности завтрашнего дня на сегодня одна задача – продержаться. Это чувствуется по тому, как даже крупные компании начали сворачивать непрофильные заказы, вводя режим усиленной оптимизации, не говоря уже о мелки предприятиях, переходящих к повышенной экономии. Учитывая, что этот процесс активно стартовал уже в начале марта, можно предположить, что именно чувство неопределенности, в большей степени, чем происходящие на рынке процессы, подталкивает бизнес к таким вынужденным мерам.
Не только бизнес, но и государство предпринимает шаги, продиктованные обстоятельствами. Так, с 1 апреля «недружественные» страны должны платить рублями за российский газ.
На первый взгляд – идея отличная. Оплата в рублях российских товаров делает валюту нашей страны конвертируемой, востребованной, устойчивой. Однако, вне санкционного режима, такой шаг не был сделан. Во всяком случае, в отношении европейских партнеров. Но попытку перейти на рубли в международных расчетах Россия предпринимает не впервые. Сначала была домашняя тренировка: двадцать лет назад нефть начали продавать на Московской товарно-сырьевой бирже, а в 2008 г. открыта фьючерсная площадка на СПбМТСБ. Затем систему попытались обкатать с дружественным Китаем: в 2014 г. страны анонсировали переход на расчет в национальной валюте при заключении торговых операций, но в конце года рубль обесценился. Вторую попытку Россия и Китай предприняли в 2019 г., третью – пару месяцев назад, в преддверии Олимпийских игр-2022. Теперь пришел черед Европы, причем сам, его никто не планировал.
31 марта 2022 г. президент РФ В. Путин подписал указ, определяющий порядок платежей за газ для европейцев. Согласно указу, запрещается дальнейшая поставка природного газа, если срок оплаты наступил, а покупатель не произвел оплату, либо произвел, но не в рублях, или не на счет Газпромбанка, который осуществляет всю схему. А именно: для проведения платежей Газпромбанк открывает специальные рублевые и валютные счета, иностранный покупатель переводит сумму в валюте, банк покупает на эти деньги рубли на Московской Бирже ММВБ-РТС, зачисляет рубли на счет покупателя и с этого счета переводит продавцу. Обязательство по оплате считается выполненным с момента зачисления средств, полученных от продажи иностранной валюты на рублевый счет. В случае нарушения этого порядка поставка останавливается.
О своей готовности перейти на расчёты в рублях уже заявили Сербия, Молдавия, Армения и Болгария. Есть также противоречивая информация о том, что рублями за газ расплатился Ватикан.
Инициативу, конечно, с радостью поддерживают дружественные страны, хотя она их, в целом, не касается, но за компанию, почему бы и нет? Так, Индия, уже имеющая удовольствие платить за нефть рупиями, готова перейти на рубли в расчете за газ. А ЕЭС, в который входят Китай и Россия заявили о планах создания единой международной валюты и независимой международной валютно-финансовой системы.
Стремление уйти от доллара понятно. И не только со стороны Китая, который в нынешних условиях может претендовать на роль обладателя новой международной валюты, но и со стороны других государств, чья экономика зависима от доллара. В частности – России. Некоторые оптимистично усматривают в переходе на рублевые платежи за газ такие позитивные моменты, как поддержания курса рубля путем продажи валюты на рынке. Но вряд ли это сильно поможет рублю, ведь стоимость газа все равно зависит от доллара.
Принятая схема стала для России шагом, продиктованным обстоятельствами, а не стремлением к экономической выгоде, поэтому ее здесь едва ли можно усматривать. Это вынужденная мера, которая, в текущих условиях, решает только одну задачу: гарантия платежей за продажу энергоносителей. Следует признать, что это удачный ход в обход санкций, но, увы, большего ждать не приходится. Вести дела с Россией становится все сложнее, а расчет в рублях не упрощает ситуацию.