USD 60.6566

-0.08

EUR 62.1774

+0.05

BRENT 85.4

-3.09

AИ-95

0

AИ-98

0

ДТ

0

3 мин
35
0

Россия главное

Заместитель министра промышленности и торговли А. Каримов сообщил, что за девять месяцев текущего года производство автомобилей в РФ сократилось на 60 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В июле глава Минпромторга сообщил о сокращении на 25 % производства продукции металлургических предприятий. Тогда же стало известно о сокращении на 42 % производства вагонов, на 30 % – производства стекла. А в конце сентября «Коммерсант» написал о сокращении в стране производства метанола.

Screenshot_3.jpg

Не разово, конечно, вероятно, снижение происходило постепенно с момента отказа европейских стран от российского импорта.

 



Screenshot_2.jpg

Метанол – это продукт газохимии, задействованный в производстве широкого ряда производств. В частности, из него изготавливают пластики, лаки и краски, реагенты, антисептики, шины и РТИ, а также ингибиторы, широко применяемые в газодобывающей промышленности для предотвращения образования гидратных пробок. Более трети объема произведенного продукта потребляется в качестве топлива или его компонента. Кроме того, метанол хорошо вписывается в тенденцию «озеленения» энергетики. Есть технологии, позволяющие получать его из водорода методом электролиза на основе ВИЭ, а способы улавливания углекислого газа делают такое производство углеродно нейтральным.

Screenshot_1.jpgШирокая востребованность продукта во всем мире еще недавно была причиной грандиозных ожиданий. Учитывая прогнозы по увеличению потребления (до 110–120 млн тонн к 2025 г.), российские компании планировали строительство новых мощностей. Так, к 2023 г. Балтийская газохимическая компания планировала построить завод по производству метанола в Усть-Луге мощностью 1,7 млн тонн, польская компания Ekozon к 2025 г. намеревалась возвести в городе Пикалево метанольный завод мощностью 1,6 млн т, НОВАТЭК планировал запустить производство 1,5 млн т метанола к 2026–2030 гг.,

Screenshot_4.jpgТПГК – производство 1,3 млн т, Щекинозот-3 – 0,5 млн т, Аммоний-2 – 0,3 млн т, УралМетанолГрупп – 0,6 млн т, Када-Нефтегаз – 1 млн т, ЯТЭК – 1,8 млн т, Группа ЕСН – 1,2 млн т, НЗМУ – 1,8 млн т, ГК ОТЭКО – 3,5 млн т и другие проекты. В общей сложности эти мощности превысили бы нынешний объем производства метанола в России в пять раз.

 

Часть запланированных заводов должна была базироваться на северо-западе и направлять метанол потребителям стран европейских стран. Другие производства предполагалось разместить в центральной России, в непосредственной близости к источникам сырья – газовым месторождениям, и на Дальнем Востоке. Последние, конечно, были ориентированы на азиатские рынки.

На одном из наиболее емких рынков АТР, китайском, в ближайшее время должны заработать собственные производства метанола. Но, по оценкам экспертов, этих мощностей не хватит, чтобы обеспечить внутренние потребности страны. Кроме того, в Китае активно внедряется технология MtO (Methanol to olefins), которая позволяет производить олефины – этилен и пропилен – напрямую из метанола. Пластики, полученные в результате применения этой технологии, представляют наиболее динамично растущий сегмент потребления метанола. Ожидается, что к 2025 году дефицит метанола на китайском рынке составит 12–14 млн тонн в год.

Несмотря на это, российскими производителями метанола этот рынок был освоен слабо по причине слишком длинного логистического плеча. Ожидание активных поставок связано с запуском метанольных проектов в Амурской области и Приморском крае общей мощностью 4,2 млн т в год.

На этом рынке российским производителям придется конкурировать с Саудовской Аравией, Ираном, Катаром, производителями, чьи производства расположены в Тринидаде и Табаго, Омане и Новой Зеландии. То есть странами, чьи производства также расположены в значительном удалении от рынка сбыта. При этом у российских компаний есть преимущество – дешевизна сырья. Несомненным плюсом будет и близость производств к добычным и логистическим центрам, в случае реализации запланированных проектов.

Однако в связи с закрытием рынков европейских стран (не только для метанола, но также для продуктов на его основе) и, как следствие, падением внутреннего спроса, российские производители метанола сокращают производство. Заводы по выпуску метанола – это производства непрерывного цикла, поэтому останавливать и запускать их заново – дорого.

Несмотря на то, что компании пока не заявляли о приостановке проектов по строительству новых мощностей в центральной и западной частях России, их реализация в ближайшем будущем кажется весьма сомнительной. Скорее всего, они будут отложены до возобновления спроса, ведь все они были запланированы с ориентиром на экспорт.

Метанол – второй после аммиака продукт газохимии по объемам производства. Современные технологии делают его перспективным продуктом с нулевым углеродным следом. Российские компании обладают существенными преимуществами по его производству, дающими возможность вытеснить с премиальных рынков других производителей.

Источники
kommersant.ru, rbc.ru, forbes.ru, bfm.ru, gazo.ru, vygon.consulting




Статья «Россия главное» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2022)

Авторы:
Комментарии

Читайте также