USD 94.87

-0.16

EUR 104.7424

-0.12

Brent 78.14

-0.08

Природный газ 2.831

-0

3 мин
167

Уперлись в потолок

Уперлись в потолок

В начале осени страны G7 договорились об установлении предельной цены на углеводороды из России. К концу сезона определились с ценой на газ и немного не дотянули до согласования цены на нефть. Разногласия в странах блока приходится преодолевать путем уступок и компромиссов, но дата уже определена, эмбарго вступит в силу 5 декабря.

В результате Европа лишится почти миллиона баррелей нефти в сутки. Российские эксперты полагают, что заменить эти объемы странам ЕС пока нечем. Что касается газа, то он был исключен из совместных закупок, зато установленная цена в 3 тыс долл за 1 тыс м3 почти в два раза превышает нынешний уровень. Так что этот потолок для российских компаний экономически удобен, хотя и морально унизителен.

С ценой на нефть сложнее. Непревышаемый максимум пока установили на отметке 65-70 долл. В зависимости от вовлеченности в процесс разные страны отнеслись к этому по-разному. Так, Греция и Мальта, чьи компании участвуют в перевозках российской нефти, выступили за потолок в 70 долл, а Польша и Литва – за более низкую границу в 30 долл. Себестоимость – основной критерий, который учитывался при определении максимума цены. Исход из этого, российские эксперты считают, что себестоимость марки Urals варьируется в пределах 40 долларов.Логика ценообразователей заключалась в том, что стоимость нефти должны быть выше себестоимости добычи, чтобы сохранить для российских компаний заинтересованность н сокращать добычу, но ниже рыночной, чтобы уменьшить поступления от продажи сырья в российскую казну.

США обеспокоены вероятностью повышения цены на нефть и нефтепродукты, а эти меры, по их мнению, должны снизить цену на энергоносители. Такая позиция формируется из представления, что Россия будет поставлять нефть в не меньшем объеме, чем до эмбарго. Если этого не произойдет и российские компании ответят сокращением добычи, то провал на рынке сырья могут компенсировать страны ОПЕК, которые соберутся для обсуждения этого вопроса в начале декабря в Вене. Но это будет уже не та дешевая нефть, на которую рассчитывают Соединенные Штаты.

Россия уже обозначила свою позицию относительно стран, которые поддержат потолок цен заявив, что не будет поставлять им не только нефть или газ, но и другие виды топлива. Сократив поставки нефти в Европу на 90%, Россия переориентировала три четверти объемов нефти отгружаемой в Балтике, на восток, где продает ее с большой скидкой. Заявление, вероятно, основано на уверенности в непоколебимости позиции торговых партнеров, а они ведут себя неоднозначно.

Так, китайские компании, не смотря на позицию регулятора, в преддверии принятия решения относительно установления максимальной цены на российскую нефть, частично приостановили ее закупку. Китай, и без того покупающий у России нефть по цене существенно ниже рыночной, не стал упускать возможность еще более выгодных сделок.

В Индии два крупных НПЗ приостановили закупки и отказались от заключения договоров по закупке российской нефти после вступления в силу эмбарго.

Кроме того, Турция с 1 декабря вводит дополнительные требования к нефтетанкерам, перевозящим нефть через Босфор и Дарданеллы.

Неожиданно на ситуации решала заработать Белоруссия. Из-за возможного уменьшения прокачки нефти через нефтепровод «Дружба» она попросила Россию увеличить тариф на 34 % с 1 января 2023 года. Дружба дружбой, а тариф - дороже.

Учитывая это события могут развиваться по-разному. Например, Россия может сократить добычу. Аналитики убеждены, что компаниям выгоднее продавать меньше нефти по хорошей цене. Ранее глава «Зарубежнефти» отмечал, что компания может безболезненно сократить добычу на 70%. Но другим компаниям, в частности, работающим за полярным кругом, это будет сделать намного сложнее. В целом, сокращение добычи негативно скажется на российской добывающей отрасли.

Есть и другой путь – в обход. Эксперты утверждают, что обойти потолок цен можно. Более того, инициаторы его введения сами заложили лазейки в виде отсрочек и исключений. Так, добавлен переходный полуторамесячный период для перехода к закупам в пределах установленной цены и трехмесячный на случай изменения уровня цены. Кроме того, в максимальную цену не будут включаться расходы на транспорт и страховку. А также, эмбарго не затрагивает нефть, перекачиваемую по нефтепроводу «Дружба».

Существует точка зрения, согласно которой нет вообще никакой необходимости как-то реагировать на ценовой потолок, ведь максимальная цена не превышает цену нефти, продаваемую с большим дисконтом.

Какое-то время, так, возможно, и будет, но нерыночные механизмы регулирования рынка рано или поздно скажутся на всех его участниках. Они уже внесли существенные изменения в торговые маршруты, а в будущем приведут к изменениям на рынке услуг и новым энергетическим союзам.


Статья «Уперлись в потолок» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№12, Декабрь 2022)

Авторы:
Комментарии

Читайте также