USD 78.1856

+0.23

EUR 90.9716

+0.41

Brent 69.6

0

Природный газ 3.535

+0.01

4 мин
191

Российский газ: исход

В мае Еврокомиссия опубликовала на своем сайте «Дорожную карту» по отказу от российских энергоносителей. В частности, к 2027 году будет полностью прекращен импорт газа. Получится ли у стран ЕС следовать по намеченному маршруту и куда Россия перенаправит свои экспортные потоки?

Российский газ: исход

Налоги от продажи нефти и газа составляют треть российского бюджета. Это огромная сумма и справедливо предположить, что лишившись ее страна понесет колоссальные убытки. Поэтому в 2022 году европейские страны решительно заявили о намерении отказаться от покупки российских углеводородов. В частности, свести к минимуму и, наконец, совсем прекратить импорт газа. За прошедшие три года Россия сократила его поставки странам ЕС с 40 до 19%, заработав на этом 100 млрд евро. Но и в этих 19 процентах европейские политики усматривают угрозу своей энергетической безопасности.

Еще насколько лет назад европейский рынок рассматривался Россией как премиальный, что стало причиной реализации крупных и дорогостоящих инфраструктурных проектов. С 1 января остановлен транзит по ГТС Украины, с мая 2022 г. в связи с контрсанкциями не действует МГП Ямал – Европа, от «Северных потоков» осталась одна ветка. Сегодня газ в Старый Свет поступает только по МГП «Турецкий поток» (его получают потребители в Венгрии и Словакии), загрузка которого в апреле снизилась до 44 млн м3 в сутки. Прекращение оставшихся трубопроводных поставок снизит российский экспорт на 14 млрд м3.

«Дорожная карта» предусматривает возможность разрывать действующие контракты на поставки газа без выплаты штрафов и в обход принципа «бери или плати», новые контракты заключаться не будут, а спотовые продажи российского СПГ с немедленной оплатой планируют прекратить к концу этого года. Однако точные сроки зависят от возможности обеспечить альтернативные поставки.

Среди крупных экспортеров газа в ЕС играют важную роль Алжир, Ливия и Катар. Среди крупных поставщиков мог оказаться также Иран, но санкционные ограничения не дают возможности проводить активную инвестиционную политику, что делает доступ к энергоресурсам этой страны очень дорогим. Но самым крупным продавцом сжиженного природного газа в Европу с 2022 года являются Соединенные Штаты, на долю которых в прошлом году пришлось 45% европейского импорта СПГ. Не смотря на декларируемое стремление к диверсификации поставок ЕК заявляет о готовности обсуждать увеличение объемов закупок газа у США. Такие возможности у штатов, конечно, есть. К 2027 году, благодаря строительству и расширению пяти терминалов, мощности страны по производству СПГ должны увеличиться на 74 млн тонн. Это на 86% превышает мощности всех ныне действующих российских терминалов СПГ, что можно рассматривать как очень сильный механизм по завоеванию рынка, который, в конечном итоге, и без «Дорожной карты» позволил бы вытеснить российских экспортеров из Европы, а последних поставил перед необходимостью искать новые рынки сбыта. Что они и начали делать.

В апреле глава Минэнерго С. Цивилев посетил Китай, чтобы обсудить перспективы увеличения поставок российских энергоносителей и реализацию совместных СПГ-проектов. Китай уже участвует в двух – в Ямал СПГ и Арктик СПГ-2, но российские инвесторы интересуются также строительством в КНР регазификационных терминалов. Сжиженный газ из России Китаю как никогда интересен, учитывая новый виток торговой войны с США, в результате которого поставки СПГ из штатов были обложены повышенными пошлинами. В условиях переориентации американцев на европейский рынок, поставки СПГ в Китай все равно пришлось бы урезать, а освободившуюся экспортную нишу может занять сжиженный газ из России. Азиатский рынок очень емкий, но покупать газ по высоким ценам ни Китай, ни Индия не будут. Так, став по итогам прошлого года крупнейшим импортером СПГ, Китай снизил объемы закупок в I квартале 2025 года на 24% и вновь активизировал покупательный интерес, как только цены на газ пошли вниз. То же касается и Индии, которая увеличила закупки российского СПГ на четверть, но как только цены на мировом рынке стали расти, перевела свои газовые котельные и перерабатывающие заводы на легкодоступную нафту.

Российские экспортеры газа не теряют надежды увеличить в восточном направлении также трубопроводные поставки, для реализации которых продвигают инфраструктурные проекты. В прошлом году шли активные обсуждения соглашения по МГП «Сила Сибири-2». Переговоры не дали результатов, но торговое противостояние США и КНР в газовой сфере добавляет очки проекту. Помимо прочих разногласий Китай против прохождения трубопровода через территорию Казахстана, но, возможно, одобрит его маршрут через Монголию, которая не против и уже согласовала линию на карте. На 2027 год анонсировано начало поставок по магистральному газопроводу Сахалин - Хабаровск - Владивосток, от которого также планируется протянуть ветку на Китай.

Несмотря на то, что Китай и Индия крупнейшие покупатели, бросать все силы на маршруты одного направления нецелесообразно. Опыт работы с европейским рынок заставляет думать о диверсификации импорта. Ведь зависимость от одного покупателя чревата не меньшими проблемами, чем зависимость от одного продавца. Поэтому стоит согласиться с теми специалистами, которые в последнее время все настойчивее говорят о третьем пути, предлагают выйти за рамки полярного видения «запад-восток» и обратить внимание на страны Средней и Южной Азии, Африки и Латинской Америки.

Постепенность потери европейского рынка дала возможность рассмотреть отступные пути. В прошлом году Газпром заключил соглашение с QazaqGaz о транзите через территорию Казахстана российского газа для Узбекистана и Кыргыстана в 2025-2040 гг. Страны уже готовят проекты модернизации для увеличения мощностей своих газотранспортных систем.

В поисках новых партнеров был обращен, пока не обнаруживший логической канвы, взгляд на Мексику. Страна заявляет о стремлении войти в четверку ключевых экспортеров СПГ, кого из лидеров – США, Катар, Австралию или Россию она собирается потеснить, пока не ясно. Но в Мексике планируется строительство пяти заводов по сжижению газа общей мощностью 28 млн т в год. Проекты буксуют, ведь у страны нет ни собственных технологий, ни собственную ресурсной базы: 72% газа поступает из США, импорт к 2035 г. потенциально вырастет более чем в два раза до 340 млн м3 в сутки. Учитывая это интересы России в Мексике могут быть сконцентрированы на инфраструктуре – регазификационных терминалах, или на добычных проектах.

Пока российские компании ищут новые рынки сбыта и новых партнеров сама российская газовая отрасль в I квартале продемонстрировала падающую динамику: производство СПГ сократилось на 4,1%, добыча природного газа – на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.



Статья «Российский газ: исход» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5, Май 2025)

Авторы:
889121Код PHP *">
Читайте также