Беньямин Трибе
Neue Zürcher Zeitung
Причудливая приватизация Башнефти
Растущая дыра в бюджете приводит в России к такой «приватизации», которая является полной противоположностью этого слова. Даже во времена дорогой нефти Москве тяжело давалось сокращение господства государства в экономике, потом условия ухудшились. Но при низкой цене на нефть российский бюджет страдает. Роснефть всегда была заинтересована в покупке Башнефти, но сама возможность участия концерна в приватизации вызывала немало споров в кремлевских кругах. С помощью нынешней схемы государство не только «не ослабит свой контроль над стратегически важной нефтяной отраслью, но и получит деньги в бюджет, – возможно, даже больше, чем заплатили бы иностранные или частные концерны вроде Лукойла.
Между тем Башнефть стала преимущественно государственной только в 2014 г., после того как главный акционер В. Евтушенков попал в поле зрения следователей и отказался от своих долей.
Ханс-Петер Зибенхаар
Handelsblatt
Встреча ОПЕК в Алжире: пиар-трюк или реальные договоренности?
Страны ОПЕК договорились о сокращении уровня добычи нефти на сырьевых рынках. На фоне сообщений о достигнутых в Алжире договоренностях нефть подскочила в цене. Однако вопрос о том, реализует ли ОПЕК в конечном итоге достигнутые договоренности, остается открытым. В прошлом страны картеля ловко использовали заявления и слухи для того, чтобы подстегнуть рост цены на нефть, не меняя при этом проводимую политику.
Цена на нефть имеет весомый политический компонент. Иран хочет расширить свое политическое влияние в регионе от Сирии и Ирака до Йемена. Для этого ему требуется больше денег, а значит и увеличение объемов добычи нефти.
Саудовская Аравия и страны Залива намерены не допустить расширения влияния Ирана. Поэтому для богатых членов картеля более низкая цена на нефть имеет больше смысла, чем разумный в экономическом плане ценовой уровень, достигнутый в результате сокращения объемов добычи. Сегодня ОПЕК является конгломератом противоречащих друг другу интересов.
Нил Бакли
Financial Times
Россия ведет геополитическую игру с помощью Газпрома
Критики российского проекта газопровода «Северный поток-2» говорят, что он повысит зависимость Европы от российского газа, ограничит конкуренцию, нанесет ущерб экономике стран-транзитеров. Но есть и сторонники – пять крупных европейских компаний, которые должны были участвовать в его строительстве. А также высокопоставленные немецкие политики, в том числе, по-видимому, канцлер А. Меркель. Они говорят, что «Северный поток-2» «устранит риски транзита» (эвфемизм, означающий, что он позволит экспортировать российский газ в Европу в обход Украины)». Сторонники уверяют, что «Северный поток-2» будет эффективнее и поспособствует росту конкуренции.
В августе антимонопольная служба Польши заявила, что заблокирует проект, поскольку он укрепит господство Газпрома в Центральной Европе. «Пять европейских партнеров отказались от планов приобретения по 10% акций консорциума «Северный поток-2». Тогда Газпром заявил, что «Северный поток-2» в качестве его филиала выполнит работы сам, а европейские партнеры найдут способ «внести вклад».
Сегодня Газпром рассматривает возможность прокачки газа через Турцию и трудно считать «Северный поток-2» чем-то, кроме геополитической игры.
Похоже, цель проектов Газпрома – лишить Украину роли транзитера российского газа.