Tages anzeiger
Юлиан Ханс, Майк Шимански
Санкции, которые реально болезненны
Санкции, введенные Россией против Турции в связи с инцидентом со сбитым российским бомбардировщиком Су-24, выходят далеко за рамки мер, на которые обычно идет Москва в подобных случаях. Так, с 1 января 2016 г, как говорится в президентском указе, Россия вводит визовый режим с Турцией, турецким бизнесменам запрещается заниматься определенными видами бизнеса в России, а российским компаниям - нанимать на работу турецких граждан и продавать туристические путевки в эту страну. Помимо этого, в скором времени российское правительство опубликует список турецких товаров и услуг, против которых вводится эмбарго.
Все эти меры означают серьезный удар по экономикам обеих стран. Тем более, в настоящее время происходит падение темпов роста турецкой экономики по сравнению с предыдущими годами. Да и российская экономика переживает трудности - по оценкам Минэкономразвития РФ, снижение ВВП составит 3,7%. Россия является вторым по значимости торговым партнером Турции после Германии. Пока неясно, затронет ли российское эмбарго планы по строительству газопровода "Турецкий поток" и новой атомной электростанции.
The Guardian
Сара Батлер
Благодаря Путину и Гонконгу цена рождественского ужина в этом году - самая низкая с 2011 г.
Одним из факторов снижения стоимости рождественской трапезы в Великобритании в этом году стало введенное Россией эмбарго на ввоз зарубежных продуктов, сообщает The Guardian со ссылкой на аналитическое агентство Mintec.
Как пишет автор статьи Сара Батлер, в годовом исчислении заметно подешевели некоторые ключевые компоненты праздничного стола: свинина - на 13%, картофель - на 8%. Это компенсировало незначительное (на 1%) подорожание индейки. Кроме того, снизилась цена на сырье для рождественских хлопушек. В то же время существенно подорожали ингредиенты, необходимые для производства шоколада.
Среди причин такой динамики названы российское эмбарго на ввоз продуктов питания из-за рубежа, снижение спроса на импорт в связи с экономическими проблемами в Гонконге, а также теплая погода в начале осени.
BloombergView
Леонид Бершидский
Путину все равно, что цены на нефть падают
Спад российской экономики в нынешнем году часто объясняют низкими ценами на нефть. Но показатели России намного хуже, чем у большинства других стран-экспортеров нефти. Причина, наверное, другая.
В России "нефтяная рента" - лишь 13,7% ВВП. То есть зависимость от нефтяных доходов есть, но несмертельная.
Однако, по прогнозам МВФ, в 2015 г. спад российской экономики составит 3,8%. Среди крупных нефтяных экспортеров более мрачный прогноз - только для Ливии и Венесуэлы, а у большинства экономика все-таки вырастет.
По оценке Citigroup, спад российского ВВП лишь на 10% объясняется западными санкциями, а на 90% - обвалом цен на нефть. Причина в том, что российское правительство не препятствовало свободному падению рубля.
Другие нефтяные экспортеры старались смягчить болезненные последствия для своей экономики. Но президент Путин не волновался: война на Украине, а теперь и в Сирии плюс машина пропаганды, работающая на полную катушку, держат его рейтинги на высоте.
В России упал внутренний спрос, и пессимизм повлек за собой сокращение капиталовложений. Правительство ничуть не ослабило тиски, в которых держит бизнес, ничего не сделало для искоренения коррупции в верхах, даже не симулировало большей приветливости в отношении инвесторов.
Венесуэла и Нигерия ведут неумелую экономическую политику. В России дело в другом: страну "доят" ради грандиозной концепции одного-единственного человека, и если цены на нефть вырастут, эта концепция будет финансироваться более щедро.