USD 73.4261

0

EUR 87.2889

0

BRENT 43.56

-0.08

AИ-92 43.34

0

AИ-95 47.59

0

AИ-98 53

0

ДТ 47.87

-0.02

17 мин
1103
0

Нефтегазовая отрасль Ирана

В работе проведены исследования в области рационального использования углеводородов и устойчивого динамичного развития нефтегазовой отрасли Исламской Республики Иран.

Углеводороды играют важную роль в экономике Ирана. Экспорт углеводородов позволяет часть вырученных валютных средств направлять на развитие различных отраслей промышленности страны, а также определяет участие Ирана в глобальном торговом процессе и мировых хозяйственных связях. Стремительно меняющаяся условия глобальной экономики, ужесточение санкционного режима, требует от правительства Ирана оперативного решения сложных задач государственного управления нефтегазовой промышленностью и сопредельных отраслей. Данное исследование посвящено управлению нефтегазовой промышленности Ирана, как ключевой отрасли экономики страны. 

Иран занимает выгодное геополитическое положение, издревле находясь на пересечении многих торговых и транспортных мировых артерий. Недра Ирана богаты всеми необходимыми для развитого производства полезными ископаемыми: рудами цветных, редких, благородных металлов, титана и урана, имеются в достатке запасы угля, бетонита, асбеста, талька. Из-за обилия в недрах Ирана драгоценных и полудрагоценных камней его называют раем ювелиров. Развиты станкостроение, машиностроение, металлургия, автомобилестроение, производство бытовой техники, текстильная и пищевая отрасли хозяйства. Для земледелия используется 10% всей площади страны.

По углеводородным ресурсам Иран входит в число четырех ведущих нефтяных держав. Доказанные запасы нефти страны по состоянию на 01.01.2018 г. составляют около 157,2 млрд. бар (Таблица 1). Согласно таблице 1, 15 самых богатых углеводородами стран владеют более 93% мировыми запасами нефти.

В 2016 г. Иран добывал 216,8 млн. т в год (4,9% от мировой добычи нефти, занимая 6-е место в мире по добыче после Саудовской Аравии – 13,4%, России – 12,6%, США – 12,4%, Ирака- 5,0% и Канады 5,0%), в 2017 г., увеличив свое присутствие на рынке нефти как в количественном выражении - до 234, 2 млн. т, так и в процентном отношении к доле в мировой добыче – 5,4%, опередив Ирак (Таблица 1).

Таблица 1. Основные нефтедобывающие страны, имеющие максимальные мировые доказанные запасы нефти на 01.01.2018 г. (составлено авторами по данным BP Statistical Review of World Energy June 2018. Edition 67. London SW1Y 4PD, UK 2018)


По итогам 2017 г. по запасам природного газа только Россия опережает Иран (35,0 трлн. м3, 18,1% общемировых запасов), Иран на втором месте - 33,2 трлн. м3, (17,2 % общемировых запасов), немного опережая Катар. На долю третьей по запасам газа страны - Катара приходилось 12.9% - 24,9 трлн. м3, то есть запасы этих трех стран в сумме превышают 48% от общемировых. По добыче природного газа Иран занимает третье место в мире (Таблица 2), а экспорт газа составил по итогам 2017 г. 12,5 млрд. м3 (в 2015 г. 8,38 млрд. м3), увеличившись за три года на 4,12 млрд. м3, что составило около 33%. Используя свой природно-ресурсный потенциал, Иран, через спады и подъемы, упорно продолжает развивать свою экономику, демонстрируя, после 2015 г., уверенный рост ВВП (Таблица 3). В 2016-2017 годах Иран по номинальному размеру ВВП стоит в конце третьего десятка стран рядом с Австрией и Норвегией.

Таблица 2. Добыча природного газа крупнейшими газодобывающими странами по итогам 2017  г. (составлено авторами по данным BP Statistical Review of World Energy, June 2018. Edition 67. London SW1Y 4PD, UK 2018)


Таблица 3. ВВП Ирана по покупательским ценам


Правовая основа

Согласно статье 44 Конституции Исламской Республики Иран, Экономика Ирана основана на систематическом планировании и состоит из трех секторов: государственного, кооперативного и частного.

Государственный сектор включает все крупномасштабные и основные производства, внешнюю торговлю, добычу основных полезных ископаемых, банковское дело, страхование, производство электроэнергии, плотины и крупные ирригационные сети, радио и телевидение, почту, телеграф и телефонную связь, авиацию, грузоперевозки, автомобильные и железные дороги и т.п. Все это является в государственной собственности и управляются государством.

Кооперативный сектор включает кооперативные компании и предприятия, связанные с производством и распределением в городских и сельских районах, в соответствии с исламскими критериями.

Частный сектор состоит из тех отраслей, которые связаны с сельским хозяйством, животноводством, торговлей и сферой услуг и теми отраслями промышленности, которые дополняют экономическую деятельность государственного и кооперативного секторов.

На основании пункта "А" общей политики Статьи 44 Конституции Исламской Республики Иран: «В инвестиции, управление и владение теми секторами, которые подпадают под действие Статьи 44, допустимы негосударственные предприятия и государственные учреждения, а также кооперативный и частный сектор. Оптимальная доля государственного и негосударственного секторов в экономической деятельности, подпадающая под преамбулу Статьи 44 определяются законом, с учетом суверенитета и независимости страны, в интересах национальной социальной справедливости, и экономического развития». Согласно Статье 44, частный сектор может инвестировать, управлять и владеть собственностью, участвовать в экономической деятельности. Прямые иностранные инвестиции допускаются в перечисленные в таблице 4 восемь секторов национальной экономики Ирана.

Таблица 4. Виды деятельности, в которые допускаются частные, корпоративные и иностранные инвесторы (на основании 44 Статьи Конституции Исламской Республики Иран)


Система управления нефтяными компаниями

Энергетика Ирана контролируется Верховным Советом по вопросам энергетики, председателем которого является Президент Исламской Республики Иран. В Совет входят не только министры нефти, экономики, торговли, и тяжелой промышленности – то есть отраслей, непосредственно связанной с энергетикой страны, но и министр сельского хозяйства. Национальная иранская нефтяная компания (National Iranian Oil Company NIOC), Национальная иранская газовая компания (NIGC) и Национальная иранская нефтехимическая компания (NPC) находятся в ведении Министерства Нефти и принадлежат государству. 

Международные нефтяные консорциумы (МНК) могут участвовать в разведке месторождений нефти, ее добыче и переработке посредством buyback - контрактов обратного выкупа, через дочерние компании, в некоторые из которых доступ частного капитала. По итогам 2017 г. добыча нефти уже достигла 234,2 млн. т, но планы правительства направлены на дальнейшее увеличение добычи углеводородов. Для осуществления разработки открытых в последние годы 10 нефтяных месторождений в южных провинциях Ирана, запасы которых превосходят месторождения Ирака, потребуются инвестиции.

При этом Иран не располагает доступом к новейшим технологиям, достаточным для освоения месторождений инвестиционным фондом, не имеет высокообразованных специалистов. Особое положение в этом аспекте занимает газовое месторождение Южный Парс, официально разрабатываемое Ираном с 2016 г. совместно с Катаром. Сложность ситуации состоит в том, что Катар уже более 20 лет разрабатывает этот бассейн, используя новейшие технологии. Иран отстает в добыче на данном месторождении и опасается захода Катара посредством горизонтального бурения на свои лицензионные участки. Чтобы найти способ увеличить конкурентоспособность и восстановить паритет по газодобыче Ирана в Проекте Южный Парс необходимо увеличить инвестиции и разработать технологии по добыче способом горизонтального бурения, а также наладить собственную переработку газа.

Частичное снятие с Ирана постоянных послереволюционных санкций, в условиях которых страна существовала последние 20 лет, открыло перед инвесторами возможности, которые бывают раз в несколько десятилетий. Однако помимо внешнего давления на энергетический сектор страны само законодательство Исламской Республики негативно влияет на инвестиционный климат: согласно Конституции (статья 44) иностранное или частное владение природными ресурсами и раздел продукции запрещены, а система обратного выкупа представляет собой, по сути, контракт на оказание услуг по разведке и разработке месторождений вплоть до начала добычи углеводородов. С целью привлечения необходимых дополнительных инвестиций правительство Ирана намеревается провести закон о возможности создания совместных предприятий на базе долгосрочных нефтяных контрактов Iran Petroleum Contract (IPC). Продолжительность IPC составляет 20-25 лет, что более привлекательно для инвесторов, чем контракты buy-back, длительность которых не превышает 5-7 лет.

Влияние мировой политики на развитие нефтегазового сектора 

В 2011 г. в результате наложенных санкций в Иране наблюдалось сокращение нефтедобычи на 0,8 млн. барр./сутки. В январе 2015 г. был заключен договор между Ираном и США, Россией, Китаем, Францией, Великобританией и, затем, Германией, названный «Иран 5+1». Это привело к частичному ослаблению санкций в отношении Ирана и частичному снятию ограничений в продажах нефти. После частичного снятия санкций в 2015 г. и заключения договора «Иран - 5+1» до 2017 гг. потребление первичной энергии на внутреннем рынке, добыча и продажа нефти росли ускоренными темпами (таблица 5), а также систематический рост производства продуктов нефтепереработки, поскольку дешевая сырая иранская нефть означает дешевизну продуктов ее переработки. Однако с 05.11.2018 США возобновили введение санкций против Ирана с запретом на экспорт этой страной нефти и по отношению к другим важнейшим отраслям промышленности.

Таблица 5. Показатели нефтегазового сектора экономики Ирана (составлено авторами по данным BP Statistical Review of World Energy. 67th Edition. June, 2018. London, SWTY 4PD, UK)


Падение цен на черное золото в 2014-2015 годах также подхлестнуло снижение добычи углеводородов: скважины постепенно консервируются и добыча, особенно на высокозатратных месторождениях, сокращается. Снижение добычи нефти в 2013 -2014 годах привело к росту добычи газа в стране (таблица 5, рис. 1); при этом, вырос как экспорт газа, так и его потребление внутри страны. Рост газодобычи с 2000 г. потребовал огромных инвестиций и привел к сокращению нефтедобычи, так как газ залегает над нефтью и его легче извлекать, а для того, чтобы извлечь нефть нужно закачивать в скважину достаточный объем газа для увеличения давления на нефтяное тело. Кроме того, газодобыча более выгодна: она дает больший вклад в бюджет, чем нефть; газ легче экспортировать во время санкций через трубопроводную сеть, использование газа является более экологически чистым и отвечает более современным технологиям.

Поставка Ираном сетевого газа в 2017 г. осуществлялась в Турцию, Европу и страны Среднего Востока, составив в сумме 12,5 млрд. куб. м, а нефти – в Индию, Китай, Японию, Южную Корею и Турцию.

 

РИС. 1. Добыча нефти и газа с 1970 г. с трендом до 2030 г. (составлено Мани Момени)

Согласно проведенному парному корреляционному анализу данных таблицы 5 по методике, ВВП страны не связан с добычей нефти (r=0,05), но непосредственно связан с добычей (r=0,9) и внутренним потреблением (r=0,9) газа, а также нефтепереработкой (r=0,8), продукция которой необходима для внутреннего потребления. Наиболее значимым является показатель роста ВВП в зависимости от потребления первичной энергии страной (r=0,94), который продемонстрировал достаточно убедительный и стабильный рост, отражающий развитие промышленного сектора. Производство электроэнергии в Иране также неуклонно росло с 2007 по 2017 гг., невзирая на санкции.

Нами также построена матрица и проведен корреляционный анализ хозяйственной деятельности Ирана, и показана связь этой деятельности с ВВП (таблица 6). Проанализированы следующие показатели: ВВП (млрд. $); добыча нефти (млн. т/год); промышленное производство (млрд. $); общий экспорт товаров и услуг (млрд. $); инвестиции (млрд. $); инвестиции (%); общий импорт (млрд. $); инфляция (%); экспорт нефти (млн. барр. в день); добыча газа (млрд. м3/год) с 2005 по 2016 гг. Согласно примененной методике, значимыми в данной матрице являются показатели >0,71 при достоверности р=0,99.

Таблица 6. Связь основных показателей производства Ирана с ВВП страны (составлено авторами по данным newinform.com и economywatch.com )

 

Получено, что экспорт только нефти незначим для ВВП Ирана (r=0.54); ВВП значимо зависит от общего экспорта товаров (r=0,71) и от импорта (r=0,78), так как на вырученные от продаж за границу средства Иран закупает жизненно необходимые для развития страны товары и услуги. Ввозится оборудование для тяжелой и средней промышленности и сельского хозяйства, различные виды транспорта, технологии, запчасти, комплектующие детали, металлопрокат, удобрения и химикаты, пиломатериалы, зерновые и зернобобовые культуры, растительное масло. Значимым для ВВП является общий экспорт товаров из Ирана. Помимо нефти и газа Иран экспортирует нефтепродукты, продукты нефтехимии, газоконденсат, продукты питания, машины и оборудование. Добыча нефти и ее экспорт взаимосвязаны (r=0,86), значимо коррелирует импорт и экспорт нефти (r=0,75), добыча газа и добыча нефти находятся в противофазе (r= --0,71; рис. 2).


РИС. 2. График сравнения ВВП Ирана с добычей углеводородов (составлено Мани Момени)

Сотрудничество Ирана с Россией в сфере энергетики

Сотрудничество планируется и осуществляется в таких сферах как разведка месторождений на морском шельфе, исследования на нефтяных и газовых скважинах, добыча нефти и газа и их переработка. Дружественные связи с Россией являются важной составляющей экономики Ирана, особенно после очередных антииранских ограничений, которые вступили в силу 7 августа 2018 г. Они затронули валютный, автомобильный секторы и рынок металлов. После введения 05.11. 2018 г. США новых санкций, запреты коснулись экспорта нефти, банковского сектора, морского судоходства и авиации. В санкционный список были внесены более 700 физических и юридических лиц и компаний. Те, кто продолжат вести с Ираном бизнес, рискуют попасть под вторичные санкции США. Однако справедливости ради стоит упомянуть, что временно выведены из-под санкционного давления Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция. Согласно прогнозам EIA, после введения санкций добыча и экспорт углеводородов в Иране снизится (рис. 4). В этих условиях Россия, как дружественный партнер, планирует закупать иранскую нефть для внутреннего потребления, увеличив продажу собственной.

В 2013 г. введен в промышленную эксплуатацию первый энергоблок Бушерской АЭС. С сентября 2016 г. в рамках проекта «Бушер-2», ведется строительство двух новых энергоблоков, которое полностью финансирует иранская сторона.

В 2017 году во время визита президента России В.В. Путина в Иран "Газпром" подписал с Ираном «дорожную карту» участия в разработке четырех крупнейших газовых месторождений - Farzad-A, Farzad-B, North Pars и Kish, строительстве морского газопровода Иран — Пакистан — Индия и СПГ-завода Iran LNG. Тогда же была подписана дорожная карта об инвестициях «Роснефти» в иранские месторождения нефти и газа.

Обсуждается идея создания Организации каспийского экономического сотрудничества. Планируется создание экономического и политического исследовательских центров, а также совместного банка для финансовой поддержки региональных проектов и отказа от расчетов в долларах США

В конце 2018 г. планируется запуск международного транспортного коридора Россия – Иран – Индия (рис. 4), названный «Север - Юг». Путь является альтернативой Суэцкому каналу и сокращает затраты и время поставки грузов в Европу на 30-40%, а товаров из Мумбаи в Москву на 20 дней быстрее. Объем ежегодных грузоперевозок оценивается экспертами в 20-30 млн. т.


РИС. 3. Иран: производство и экспорт жидких топлив, сырой нефти и конденсата (U.S. Energy Information Administration, Short-Term Energy Outlook, October 23, 2018)


РИС. 4. Транспортный коридор «Север – Юг»

В целях надежного обеспечения экономического сотрудничества Россия и Иран планируют создать совместный банк, который будет вести операции в национальных валютах. Поскольку санкции закрыли экспорт оборудования для нефтегазовой отрасли из зарубежных стран, этот сегмент открыт для поставок их России.

Сотрудничество Ирана с Россией развивается и осуществляется в настоящее время в области нефтедобычи (Россия помогает в разведке новых месторождений и технологиями), в автомобильном, железнодорожном и морском транспорте (поставка автомобилей, локомотивов, судов в Иран, электрификация железных дорог Ирана), в металлургической промышленности (Россия поставляет высокие технологии), авиации (Россия поставляет новых гражданские самолеты), атомной энергетике (Россия помогает Ирану развивать мирный атом), интернет и коммуникации (совместная разработка спутников для развития связи и научных исследованиях), в сельском хозяйстве и розничной торговле, осуществляя взаимовыгодные контракты.

Система управления нефтегазовой отраслью Ирана оказалась достаточно эффективной в условиях санкций: ВВП, добыча полезных ископаемых и производство растут. В подтверждение данному выводу, статистические выкладки показывают, что Иран вполне самодостаточная страна, не только по природно-ресурсной базе, но и по промышленно-производственному потенциалу, способная развиваться в условиях относительной изоляции.

По своему географическому положению, размеру населения, экономическому развитию и политической воле Иран может стать мощным рынком, который с огромным трудом постепенно продолжает присоединяться к глобальной экономике.


Литература:

1. «Бушер-2»: символ трех поколений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.strana-rosatom.ru (дата обращения 28.10.2018).

2. Валовой внутренний продукт стран в 1980–2016 годах ППС, млрд. долл. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://svspb.net/danmark/vvp-stran.php (дата обращения 27. 10.2018).

3. Глобальное расследование рынка нефти (часть 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://infoption.ru/7066 (дата обращения 16.11.2018).

4. Деффель К. Статистика в аналитической химии. М.: Мир, 1994. С. 159-164.

5.                Информационно-аналитический центр «Минерал».Сырьевой комплекс зарубежных страню Иран [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mineral.ru/Facts/world/116/140/index.html (дата обращения 13.11.2018).

6.                Иран - Валовой внутренний продукт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://knoema.ru/atlas/%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BD/%D0%92%D0%92%D0%9F (дата обращения 17.11.2018).

7.                Иран - экономика сегодня. Перспективы российско-иранских торгово-экономических отношений. 31.08.2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/iran-ekonomika-segodnya-perspektiv... обращения 25.02.2018).

8.                Конституция Исламской Республики Иран [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cis-emo.net/sites/default/files/imagesimce/constitution_of_iran.pdf (дата обращения 14.11.2018).

9.                Международный транспортный коридор (МТК) "Север - Юг"[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3078351 (дата обращения 17.11.2018).

10.           Национальная иранская нефтехимическая компания Электронный ресурс: URL:http://www.exponet.ru/exhibitions/online/oguta2005/nipc.ru.html (дата обращения 05.10.2018).

11.           Национальная иранская нефтяная компания (National Iranian Oil Company NIOC. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://ipc.nioc.ir/Portal/Home/ (дата обращения 02.10.2018).

12.           Номинальный ВВП по странам мира 2016, в $ млрд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-2016-nominal (дата обращения 28.10.2018).

13.           Номинальный ВВП по странам мира 2017, в $ млрд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.econominews.ru/mirovaja-jekonomika/359-vvp-stran-mira-2017.html (дата обращения 28.10.2018).

14.           Организация каспийского экономического сотрудничества: значение, перспективы, проблемы // Каспийский вестник. Ноябрь, 2018. Электронный ресурс] – Режим доступа: http://casp-geo.ru/organizatsiya-kaspijskogo-ekonomichesk/ (дата обращения 17.11.2018).

15.           РИА Новости [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/authors/20181001/1529637616.html (дата обращения 17.11.2018).

16.           РИА Новости. Россия сегодня. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/economy/ (дата обращения 18.11.2018).

17.           Рынок нефти и газа в 2018 году. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=191&type=news&newsid=3928. (дата обращения 21.10.2018).

18.           Список стран по экспорту природного газа [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://merkator.org.ua/ru/spravochnik/spisok-stran-po-eksportu-prirodnogo-gaza/ (дата обращения 21.10.2018).

19.           США вывели АЭС «Бушер» из под-санкций в отношении Ирана. Коммерсант 21 ноября 2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3791987 (дата обращения 21.11.2018).

20.           BP Statistical Review of World Energy, June 2018. Edition 67. London SW1Y 4PD, UK 2018.

21.           Iran (Islamic Republic of Iran) Economic Statistics and Indicators [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economywatch.com/economic-statistics/country/Iran/ (дата обращения 28.10.2017).

22.           Iran parliament endorses new oil contract. September 17, 2016. News ID: 168845 Published: 0724 GMT, [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://theiranproj ect.com/blo g/2016/09/17/iran-parliament-endorses-new-oil-contract (дата обращения 11. 10.2018).

23.           National Iranian Gas Export Со. 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.nigec.ir/Portal/Home/ (дата обращения 02.02.2017)

24.           National Iranian Oil refinery and Distribution company. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://en.niordc.ir/uploads/77_191_61_catalog.pdf (дата обращения 10.10.2018).

25.           New inform [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://newinform.com/4904-po-rostu-vvp-iran-v-2016-godu-stanet-mezhdunarodnym-ekonomicheskim-liderom (дата обращения 28.10.2017).

26.           Refinery Projects of NIORDC at a Glance (Plans & Projects report up to: March 2016). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://en.niordc.ir/index.aspx?siteid=77&fkeyid=&siteid=77&pageid=2049 (дата обращения 10.10.2018).

27.           Statistical Review of World Energy BP (2016). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.bp.com/en/global/corporate/energv-economics/statistical-review-of-world-energy.htm (дата обращения 12.10.2018).

28.           U.S. warns Russia against trying to help Iran skirt oil sanctions. Neftegas.ru. 24 October 2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://neftegaz.ru/en/news/view/176225-U.S.-warns-Russia-against-trying-to-help-Iran-skirt-oil-sanc....

29.           U.S. Energy Information Administration (EIA) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/Iran/pdf.pdf.

30.           U.S. Energy Information Administration, Short-Term Energy Outlook, October 23, 2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=37352





Статья «Нефтегазовая отрасль Ирана» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№2, Февраль 2019)

Читайте также
Система Orphus