USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 86.24

-1.14

Природный газ 2.01

+0.02

3 мин
1061
0

Дело – труба. Когда восстановится рынок магистральных труб большого диаметра?

Необходимость транспортирования большого количества нефти и газа от мест добычи к месту хранения и переработки все больше стимулирует развитие трубопроводного транспорта. Для углеводородов трубопроводный транспорт является основным видом транспорта в нашей стране. Он наиболее экономичен, экологически безопасен, легко автоматизируется и т.п. Система транспортировки нефти в России начала создаваться в послевоенные годы, но свое окончательное оформление получила к началу 90-х. В то время ее протяженность составляла 66200 км. Эта система обеспечивала выход на международные рынки через морские терминалы на Чёрном (Новороссийск, Туапсе, Одесса) и Балтийском (Вентспилс) морях. В современных экономических условиях, когда основным бюджетообразующим направлением является экспорт сырья и энергоносителей, по-новому оценивается роль магистрального транспорта нефти и газа в перспективах развития России. Как сегодня эксперты оценивают состояние рынка магистральных труб большого диаметра в России?

Дело – труба. Когда восстановится рынок магистральных труб большого диаметра?

- Какова сегодня ситуация на рынке магистральных труб большого диаметра?

- Российский рынок труб большого диаметра представлен четырьмя основными производителями – ТМК, ОМК, ЧТПЗ и Северсталью. Приблизительные номинальные мощности у основных производителей – ТМК порядка 1.1 млн тонн ( примерно 25% от российских мощностей), ОМК около 2 млн тонн (примерно 43% от общего количества мощностей). Реальные объемы производства в тоннах подсчитать затруднительно ввиду различия параметров производимых труб, например, таких как толщина стенки.

- Какие основные тенденции последнего времени, характерные для этого рынка можно отметить?

- Пик потребления труб большого диаметра пришелся на вторую половину 2010 и первую половину 2011 годов, когда ежемесячные объемы достигали 450 тыс. тонн. После завершения крупных проектов Газпрома и Транснефти, начиная с июля 2011 года, наблюдается существенная стагнация – объемы потребления постепенно снижались и сейчас составляют приблизительно 100-150 тыс. тонн в месяц.

  • Производственные мощности основного оператора - «Транснефти»
  • Протяженность магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов около 70 тыс. км.
  • 5 морских нефтяных терминалов: Приморск (Балтийское море), Усть-Луга (Балтийское море), Новороссийск и Туапсе (Черное море), Козьмино (Японское море)
  • 487 нефтеперекачивающих станций, в т.ч.: 412 станций, перекачивающих нефть, 75 станций, перекачивающих нефтепродукты, 1810 резервуаров общей емкостью 21,77 млн. куб. м

- Какую оценку можно дать российским производителям, какое место они занимают на мировом рынке?

- В плане качества труб Российские производители практически не уступают иностранным конкурентам.

- Какова ситуация с объемами производства, экспортом и импортом?

- В 2011 году объемы потребления труб большого диаметра в РФ составили 3,5млн. тонн. Российские потребители произвели 2,9 млн тонн из которых 2,6млн было отгружено на внутренний рынок. Импорт составил 0,9 млн тонн. Внутренние производители защищены импортными пошлинами, которые должны снизиться с вструплением России в ВТО. На сегодняшний день в Россию импортируются трубы большого диаметра из разных стран, в т.ч. из Украины и Японии.

В 2011 году по системе магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» транспортировалось 453 млн. тонн нефти, с учетом транзита нефти соседних государств - 474 млн. тонн. Объем транспортировки нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам составил более 30 млн. тонн. В 2012 году объем перекачки не снижается.

В перспективе, для реализации проектов Транснефтепродукт в целом потребуется строительство около 2280 км линейной части, строительство 11 и реконструкция 5 перекачивающих станций, а также строительство 720 тыс. куб. м. резервуарной емкости.


СХЕМА магистральных нефтепроводов Транснефть

- Что можно сказать об отрасли потребления, насколько нефтегазовые мейджеры обеспечивают заказами?

- Газпром, основной потребитель труб большого диаметра, ведет закупки через трейдинговые компании, одной из основных является “Северный Европейский Трубный Проект” братьев Роттенбергов. Структура закупок непрозрачна и вызывает критику со стороны регулирующих органов (ФАС). Основной приоритет отдается Российским компаниям, это отчетливо заметно в условиях слабого спроса – импорт фактически снизился до нуля.

- С какими основными проблемами приходится сталкиваться производителям?

- Слабый спрос, высокие цены на сырье и конкуренция со стороны иностранных производителей.

- Каков ваш прогноз развития рынка на обозримую перспективу?

- Спрос на трубы большого диаметра навряд ли восстановится в 2012 году и, скорее всего, останется на текущих уровнях. Дальнейшие перспективы будут целиком и полностью зависеть от крупных проектов нефтегазовой отрасли, таких как Южный и Северный Поток, которые в совокупности могут увеличить ежегодное потребление приблизительно на 1 млн. тонн.


Рис. 1 Маршрут Южного Потока
Четырехниточный газопровод с проектной производительностью 63 млрд. м3 в год
Протяженность маршрута составляет 925 км


Рис. 2 Схема газопровода Северный поток
Протяженность 1224 км, 2 нитки

Основы развития магистральных нефтепродуктопроводов заложены в следующих программных документах: Программа развития нефтепродуктопроводов в Российской Федерации, представленная Минэнерго РФ; Программа стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года.

Принципы развития магистральных нефтепродуктопроводов:

- мониторинг фактической реализации планов нефтяных компаний по модернизации и строительству НПЗ;

- учет потребностей крупных центров потребления в нефтепродуктах (с разбивкой по типам продуктов, их качественным характеристикам, способу поставки, стоимости транспортировки, прогнозу потребления в будущем);

- учет экономической эффективности поставок как для производителей, так и для потребителей продукции;

- предоставление нефтяными компаниями гарантий по заполнению трубопроводов, в том числе на условии «качай или плати».



Статья «Дело – труба. Когда восстановится рынок магистральных труб большого диаметра?» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№8, 2012)

Авторы:
Комментарии

Читайте также