«Зеленая» модернизация и перспективы нефтегазохимии - Рынок - Статьи журнала
13 мин
524
0

«Зеленая» модернизация и перспективы нефтегазохимии

«Зеленая» модернизация и перспективы нефтегазохимии

В статье рассмотрены перспективы развития продукции нефтехимии, как ключевой составляющей экспорта России, в связи со снижением спроса на нефть и повышенным вниманием со стороны многих государств к вопросам экологии. На повестке дня развитых и развивающихся стран стоит вопрос достижения целей устойчивого развития, и большинство отраслей подвержены необходимости «зеленой» модернизации экономики. В связи с этим нефтегазохимическая отрасль может стать одним из способов решения данной проблемы, поскольку производство продукции нефтехимии оставляет значительно меньший углеродный след по сравнению с производством стали или алюминия. Однако в настоящее время данная отрасль сталкивается с рядом барьеров, которые необходимо своевременно преодолеть с целью привлечения «зеленых» инвестиций и развития национального рынка. 

Закрепленные в рамках Новой повестки дня в 2015 году 17 целей устойчивого развития (далее – ЦУР) ООН в настоящее время стали ключевой частью масштабной системы задач и индикаторов, имплементированных в законодательство большинства развитых и развивающихся стран. На Саммите по ЦУР в сентябре 2019 года было провозглашено так называемое десятилетие действий, поскольку в ряде случаев целевые показатели, установленные в 2015 г., еще далеки от реальности и требуют всестороннего внимания и призыва к действию для их достижения к 2030 г.

Согласно мнению международных экспертов, главная концепция будущего в XXI веке состоит в устойчивом развитии, что нашло свое отражение в ряде стратегических документов ООН:

· «Будущее, которого мы хотим» (2012 г.) определяет перспективы человечества в XXI веке на основе концепции устойчивого развития, базой которого должна стать «зеленая» экономика;

· «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (2015 г.);

· Парижское климатическое соглашение (2015 г.), определяющее приоритеты борьбы с климатической угрозой в мире и во всех странах до 2030–2050 годов.

Анализ показывает, что в указанных документах ООН сочетаются как концептуальные приоритеты, так и конкретные цели, стоящие перед странами и народами. Документы снабжены количественными индикаторами и наборами мероприятий, позволяющими лидерам государств и их правительствам планировать свои действия, направленные на выполнение выработанных решений.

В настоящее время глобальные тенденции устойчивого развития, в первую очередь в вопросах экологии, выходят все больше на первый план в повестке дня управленческих решений многих стран, международных организаций и институтов развития, что оказывает влияние на сырьевые рынки, а как следствие, и на инвестиционную деятельность в этой сфере. Лидеры стран ЕС разработали специальный проект «Европейский зеленый курс»[1], направленный на борьбу с изменением климата и улучшение экологической обстановки. В 2020 г. Еврокомиссия начала вплотную рассматривать вопрос введения в ближайшее время трансграничного углеродного налога, который должны будут выплачивать производители за каждую тонну углекислого газа. Данные меры со стороны ЕС могут негативно сказаться на многих странах-экспортерах, и в первую очередь на России, у которой доля экспорта в страны ЕС составляет порядка 42 %, поэтому энергокомпании всего мира должны переосмыслить свои планы.

Кроме того, глобальный экономический кризис заставил многие международные организации и корпорации пересмотреть подходы к проектам развития. Согласно октябрьскому прогнозу Международного валютного фонда, в 2020 году мировая экономика сократится на 4,4 % с последующим восстановительным ростом на 5,2 % в 2021 году[2]. В результате многие лица, принимающие решения, а также организации выступили с призывами к правительствам включить Повестку устойчивого развития и поддержку «зеленого» сектора экономики в национальные антикризисные программы. Это нашло отражение и в российском антикризисном плане. Зеленый курс России представляет собой рамочную программу долгосрочного развития страны на период до 2050 года, нацеленную на координацию усилий по противодействию изменению климата и охране окружающей среды.[3]

Весной 2020 года Римский клуб на фоне усиления вируса призвал производить восстановлении экономик за счет инвестирования именно в зеленую энергетику, восстановление лесов, а также в цикличную и низкоуглеродную экономику. Министры стран ЕС по вопросам климата и окружающей среды в апреле обратились к Европейской комиссии с требованием интегрировать «зеленый» переход и цифровую трансформацию в антикризисные меры. Вопрос о «зеленой» модернизации для экономики России звучит не столь однозначно. Если исходить из гипотезы, что мировой спрос на нефть будет снижаться[1], то потребуется своевременный переход сектора на новые рельсы, например за счет развития нефтегазохимии. Согласно данным Счетной палаты Российской Федерации, по итогам первого полугодия 2020 года доля нефтегазовых доходов в бюджете страны впервые составила меньше половины – 29,3 % (рис. 1)[2]

рис 1.jpg
Мнения экспертов относительно показателей спроса на нефть расходятся. Так, по словам Михаила Крутихина, специалиста по нефтегазовому рынку, пик спроса на нефть в России прошел еще в 2019 г., и в настоящее время спрос сокращается из-за пандемии и замедления экономической активности, в результате чего в перспективе на 2022 г. можно ожидать положительной динамики, однако затем она снова станет отрицательной, и прежних показателей спроса на нефть уже не будет. Подобные прогнозы могут сбыться в силу развития электромобилей, повышения энергоэффективности, энергосбережения и перехода стран на другие виды топлива. В частности, произойдет сокращение в использовании нефти для моторного топлива в пользу переработки в нефтегазохимическую продукцию, которая станет перспективой для развития сырьевых рынков и одной из основных составляющих экспорта России.

Кроме того, Анатолий Чубайс в одном из своих выступлений, отметил, что в ближайшее десятилетие будет достигнут пик потребления угля, в 2030-е годы – пик потребления нефти и в 2040-е – газа, но будет увеличиваться спрос на возобновляемые источники энергии, позволяющие снизить трансграничный углеродный налог для экспортеров, вероятность введения которого в настоящее время очень высока.

В настоящее время в России реализуется 14 нефтегазохимических проектов, тем не менее нефтехимический комплекс нуждается в активном продвижении, в первую очередь на национальном рынке с целью наращивания своей эффективности и объемов производства. Для этого, по словам президента В.В. Путина, в отрасли должны быть реализованы масштабные проекты с суммарным объемом инвестиций примерно в 5 трлн рублей. Реализация двух крупнейших из них – комплекса по переработке этансодержащего газа в районе морского порта Усть-Луга в Ленинградской области и Амурского ГПЗ – обеспечивается при поддержке ВЭБ.РФ.

Важно отметить, что в отрасли прослеживается некоторое отставание от потенциальных конкурентов, поэтому необходимо проработать нормативно-правовое регулирование, которое повысит инвестиционную привлекательность нефтегазохимическрй отрасли и позволит ее развивать, преодолевая существующие барьеры.

В части изменений в нормативно-правовой базе уже предпринимаются меры. В июле 2020 г. правительством Российской Федерации был внесен проект ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье). Таким образом, из содержания федерального закона, можно сделать вывод о том, что его положения направлены на развитие нефтегазохимического комплекса России за счет налогового стимулирования в отношении сжиженных углеводородных газов и переработки этана. Также закон предусматривает возможность применения дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер «обратного акциза» на нефтяное сырье при строительстве новых установок вторичной переработки. Закон был подписан 19 октября 2020 г., что позволило установить обратный акциз на этан и сжиженные углеводородные газы в обмен на инвестиции в развитие производства по их переработке в продукты нефтегазохимии. Обратный акциз устанавливается с 1 января
2022 г. в размере 9000 руб. на каждую тонну этана, направленного в нефтехимическое производство, 4,5 тысячи рублей за тонну сжиженного углеродного газа, использованного в нефтегазохимии, и выдается под минимальные инвестиционные обязательства в размере от 65 до 110 миллиардов рублей для различных групп товаров[1], что компенсирует высокую стоимость реализации национальных нефтегазохимических проектов относительно стран-конкурентов, а доходность проекта позволяет привлекать дополнительные инвестиции.

Кроме того, успех реализации проектов заключается в эффективности строительства объектов нефтехимии, оптимальных сроках и стоимости работ. С учетом этого сейчас происходит отмена устаревших строительных предписаний и регламентов и упрощение санитарных норм и требований наряду с проведением стимулирующих мер по внедрению передовых строительных материалов и цифровых технологий.

За счет того, что система регулирования касается создания и эксплуатации опасных промышленных объектов, она является сложной и со временем наполняется множеством мер и предписаний, которые могут дублироваться или противоречить друг другу, в связи с чем необходимо своевременно оптимизировать данную систему правового регулирования. В настоящее время обсуждается перспектива отмены порядка 10 % требований, которые негативно сказываются на инвестиционном климате в данной отрасли. Кроме того, в последние годы усилиями правительства и бизнеса удалось запустить процесс перехода от предписывающего к целеустанавливающему регулированию, которое дает возможность отступать от норм и правил при наличии технических решений, обеспечивающих достижение допустимого уровня риска, так называемый риск-ориентированный подход. Благодаря данному подходу становится возможным применение современных технологий и оборудования наряду с обеспечением высокого уровня безопасности объектов.

В июле 2020 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»,[2] устанавливающий преференции для резидентов территории. Статус резидента может получить любой зарегистрированный в Арктике предприниматель, который готов реализовать новый инвестиционный проект и вложить не менее 1 млн рублей. В июле также завершился конкурс на выплату 6 заявленным проектам субсидий в размере до 20 % от реализации инвестиционного проекта на строительство объектов инфраструктуры.[3]

Читать полностью



Статья ««Зеленая» модернизация и перспективы нефтегазохимии» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, Январь 2021)

Авторы:
Комментарии

Читайте также