Транспортировка углеводородов. Состояние и перспективы развития рынка материалов и оборудования для строительства МТП - Рынок - Статьи журнала
7 мин
29
0

Транспортировка углеводородов. Состояние и перспективы развития рынка материалов и оборудования для строительства МТП

Транспортировка углеводородов. Состояние и перспективы развития рынка  материалов и оборудования для строительства МТП

2014-й год стал тяжелым испытанием для российской нефтегазовой промышленности. Введение санкций со стороны западных стран на поставку технологий и оборудования, ограничение доступа к относительно дешевым заемным средствам, падение курса рубля, а под конец года падение цен на нефть заставило российские нефтяные компании серьезно пересмотреть свои планы по разработке новых месторождений. Как это повлияло на российскую трубопроводную систему и в каком направлении она будет развиваться?

Труба зовет

Магистральный трубопроводный транспорт можно разбить на 3 большие составляющие:

·         Магистральные нефтепроводы – трубопроводы диаметром от 530 мм до 1220 мм, оснащенные всем необходимым перекачивающим оборудованием для транспортировки больших объемов нефти на большие расстояния (от нескольких сотен до нескольких тысяч километров).

·         Магистральные газопроводы – трубопроводы диаметром от 530 мм до 1420 мм, оснащенные газоперекачивающими агрегатами для транспортировки газа на значительные расстояния.

·         Магистральные нефтепродуктопроводы – трубопроводы для поставок светлых нефтепродуктов от мест их производства к районам потребления или экспортным терминалам.

Строительство нефтепроводов и газопроводов напрямую зависит от развития ресурсной базы в основных нефтегазодобывающих регионах России, соответственно процесс ввода месторождений в эксплуатацию и сдачи трубопровода должен быть точно синхронизирован по времени. В противном случае, либо нефтяные компании, либо российская трубопроводная монополия «Транснефть» будут нести убытки. Нефтепродуктопроводы не привязаны напрямую к вводу в строй новых нефтеперерабатывающих мощностей, поэтому имеют большую гибкость по срокам строительства.

В последние несколько лет нефтедобывающие компании, в первую очередь Роснефть, Газпром нефть и Сургутнефтегаз начали разработку месторождений в новых регионах нефтедобычи: в первую очередь на Ямале, в Красноярском крае, Иркутской области. Нефть с этих месторождений поставляется на экспорт через магистральный нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). В настоящее время идет активное строительство двух магистральных трубопроводов, которые также будут подключены к ВСТО:

·         Нефтепровод Заполярное-Пурпе;

·         Нефтепровод Куюмба-Тайшет;

 Нефтепровод Заполярное – Пурпе долгое время являлся «камнем преткновения» между Транснефтью и Роснефтью. Конфликт трубопроводной монополии и крупнейшей нефтяной компании обострился после приобретения последней ТНК-ВР с группой ее месторождений в данном регионе (Сузунское, Тагульское, Русское и ряд других). Суть конфликта заключалась в планах Роснефти подключить ряд своих месторождений к уже существующему нефтепроводу Ванкор-Пурпе, что поставило бы под вопрос необходимость строительства трубопровода Транснефти, так как разработка месторождения а Ямале, особенно в условиях падения цен на нефть и санкций затянется на неопределённый срок. В данную ситуацию пришлось вмешаться государству, которое ввело льготное налогообложение для месторождений Ямала. Кроме этого, было выпущено постановление, которое подтвердило схему «качай или плати» для нефтепровода Заполярное-Пурпе. Таким образом, нефтяные компании оплачивают услуги по транспортировке нефти вне зависимости от объемов фактической прокачки. А в случае отказа от данной схемы они могут лишиться налоговых льгот по НДПИ для месторождений Ямала. В связи с этим, по мнению аналитиков RPI, нефтепровод Заполярье-Пурпе будет введен в эксплуатацию не позднее 2016 года, но будет работать с большой недозагрузкой, так большая часть месторождений еще не выйдет на плановый уровень добычи. Кроме этого, несмотря на налоговые льготы запуск месторождений на Ямале, например группы Мессояхских месторождений может отставать от графика по причине финансовых и технологических трудностей ВИНК, которые во многом обусловлены западными санкциями.

Нефтепровод Куюмба – Тайшет позволит подключить Юрубчено-Тохомское месторождение Роснефти и Куюмбинское месторождение, совместно разрабатываемое Роснефтью и Газпром нефтью к ВСТО. Ввод его в строй запланирован в 2017 году и скорее всего этот план не претерпит серьезных отклонений, так как Транснефть получила гарантии на объемы нефти достаточные для заполнения этого нефтепровода.

  

Планы по строительству МГП до 2025 г. 

По данным исследования «Рынок материалов и оборудования для строительства магистральных и немагистральных трубопроводов в России», в течение 2014-2025 годов 91% инвестиций в объекты магистрального трубопроводного транспорта углеводородов будет, вероятно, направлен в строительство магистральных газопроводов. Это обусловлено высоким интересом России по обеспечению трубопроводных поставок больших объемов газа в Китай, экспортом СПГ и диверсификацией поставок газа в Европу. 

Практически все инвестиции в нефтепроводы и нефтепродуктопроводы будут сделаны в течение 2015-2017 годов. В этот период времени могут быть построены:

·         Нефтепровод Заполярное-Пурпе;

·         Нефтепровод Куюмба-Тайшет;

·         Нефтепродуктопровод «Юг»;

·         Нефтепродуктопровод «Север» (проект расширения);

·         Нефтепродуктопровод Уренгой- Пурпе.

·         Расширение нефтепровода КТК 

Наибольший объем суммарных инвестиций, скорее всего, придется на 2015-2017 годы, когда практически параллельно по времени будет финансироваться строительство:

·         Нефтепровода Заполярное-Пурпе;

·         Нефтепровода Куюмба-Тайшет;

·         Нефтепродуктопровода «Юг»;

·         Нефтепродуктопровода «Север» (проект расширения);

·         Нефтепродуктопровода Уренгой- Пурпе;

·         Газопровода «Южный коридор»;

·         Газопровода «Южный поток»;

·         Газопровода «Сила Сибири»;

·         Газопровода «Алтай»;

·         Газопровода Ухта-Торжок;

·         Газопровода ЕСГ-расширение для «Северного потока».

рис 1.jpg


Объем рынка труб для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Как показали исследования, наибольшая потребность в трубах для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов может наблюдаться в 2015- 2017 годах.

В 2015 году она, вероятно, в основном будет обусловлена закупками труб для:

·         нефтепровода Заполярное-Пурпе;

·         нефтепровода Куюмба-Тайшет;

·         нефтепродуктопровода Уренгой –Пурпе.

Проектов строительства магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, требующих закупку труб, после 2017 года в настоящее время не имеется. Это объясняется тем, что годовой объем добычи нефти и конденсата на материке в целом по России будет в этот период времени расти незначительно, и уже построенная нефтетранспортная система сможет полностью удовлетворить добывающие компании в средствах трубопроводного транспорта.

После постройки нефтепродуктопровода «Юг» и расширения нефтепродуктопровода «Север» система магистральных нефтепродуктопроводов страны также полностью окажется соответствующей потребностям России в транспорте нефтепродуктов как внутри страны, так и на экспортном направлении. Поэтому планов прокладки нефтепродуктопроводов после 2017 года в настоящее время также не имеется.

рис 1.jpg

Объем рынка труб для магистральных газопроводов

Анализ, проведенный в ходе исследования показал, что максимальная потребность в трубах для магистральных газопроводов, вероятно, будет зафиксирована в 2017 году. Она будет вызвана закупками труб для прокладки газопроводов:

·         «Южный поток» (подводная часть);

·         «Сила Сибири».

После прокладки упомянутых газопроводов, а также газопроводов Бованенково-Ухта (вторая и третья нитки) и «Алтай» в 2022-2024 годах будет наблюдаться спад потребности в трубах. Нового подъема потребности в трубах можно ожидать только в 2025 году, когда начнется закупка труб для прокладки газопроводов Ухта-Чебоксары, Мурманск-Волхов и Бованенково-Ухта (четвертая нитка).

рис 1.jpg

Наиболее востребованными в период 2014-2025 годов, вероятно, будут трубы диаметрами 1420 мм, 1220 мм и 813 мм. Суммарная потребность в них в этот период времени может достичь соответственно 11500-12000 км, 3000-3500 км и 3500-4000 км.

Трубы диаметром 1420 мм будут использовать при прокладке трубопроводов: Бованенково-Ухта (вторая, третья и четвертая нитки), расширении ЕСГ для «Северного потока», «Южный коридор», «Сила Сибири», «Алтай», Ухта-Торжок, Ухта-Чебоксары», Мурманск-Волхов.

Трубы диаметром 1220 мм будут использоваться при строительстве газопровода Бованенково-Ухта (вторая, третья и четвертая нитки) и расширении ЕСГ для «Северного потока».

Трубы диаметров 813 мм будут применены при прокладке подводной части газопровода «Южный поток».


Объем рынка насосных перекачивающих станций и установок подготовки нефти для МГП

Пик потребности в новых НПС, перекачивающих станциях и насосах для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в период 2014-2025 годов, возможно, придется на 2015-2017 годы. После этого, в период 2019-2025 годов потребность может упасть практически до нуля из- за отсутствия новых проектов в области магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов.

рис 1.jpg





Статья «Транспортировка углеводородов. Состояние и перспективы развития рынка материалов и оборудования для строительства МТП» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5, 2015)

Авторы:
Комментарии

Читайте также