USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

10 мин
1062

Углеродный рынок в контексте стратегий устойчивого развития российских нефтегазовых компаний

В статье рассмотрены концепции устойчивого развития российских нефтегазовых компаний и выделена роль углеродного рынка. Описан общий механизм работы углеродного рынка и его законодательное регулирование в России. Сформированы основные выводы и перспективы развития рынка в России и мире.

Углеродный рынок в контексте стратегий устойчивого развития российских нефтегазовых компаний

В последние годы нефтегазовые компании все больше сталкиваются с влиянием повышенной обеспокоенности по поводу изменения климата, истощения природных ресурсов и перехода к альтернативным источникам энергии. Традиционно нефтегазовый сектор является одним из крупнейших источников выброса углерода в атмосферу.

Мировые и российские компании активно переходят к концепции устойчивого развития, а также формируют внутрикорпоративные принципы ESG. По данным агентства «Эксперт РА», доля российских компаний нефинансового сектора, утвердивших ESG-повестку, достигла 50 %. Под устойчивым развитием понимается управляемый процесс, при котором экономическая и корпоративная политика направлена на удовлетворения текущих потребностей без нанесения ущерба будущим поколениям. Результатами такого управления является сбалансированное потребление ресурсов, внедрение инноваций и повышение экологичности производства и, как следствие, снижение климатического воздействия.

В конце 2024 г. на конференции COP29 в г. Баку были достигнуты важные соглашения, определяющие дальнейшие направления сотрудничества по борьбе с изменением климата. Одним из ключевых пунктов договоренностей было внедрение международных углеродных рынков. Возрастающая роль данных рынков подтверждается ежегодно увеличивающимся числом государств и корпораций, которые в нем участвуют.

Понятие и значение углеродного рынка

Углеродный рынок представляет собой механизм, предназначенный для управления выбросами парниковых газов. Он обеспечивает платформу для торговли углеродными единицами (УЕ). В такой системе компании и страны могут покупать или продавать УЕ, основываясь на выбросах в своей промышленной деятельности. Углеродные рынки делятся на обязательные и добровольные [7]. Обязательные рынки регулируются государством, это позволяет установить строгие рамки деятельности проектов и контролировать выбросы на уровне предприятий и стран. Многие экономически развитые страны активно работают над созданием таких рынков в рамках своих национальных программ. Добровольные рынки не регулируются государством и функционируют за пределами обязательных рынков.

Важное различие в функционировании обязательных и добровольных рынков заключается в системе квотирования. На обязательных рынках число доступных квот постепенно сокращается, обеспечивая декарбонизацию. В то же время на добровольных рынках квота не ограничена и количество доступных к купле-продаже УЕ постоянно растет.

Механизм рынка работает таким образом, что участники могут регистрировать определенный объем УЕ за счет своих экологических проектов по сокращению выбросов СО2. Участники, которые не могут в своей производственной деятельности сократить объем выбросов приобретают УЕ для покрытия углеродного следа. Одна УЕ равна 1 тонне СО2-эквивалента, стоимость одной УЕ в 2024 году на российском рынке составила 1 тыс. руб.

Важным шагом к созданию более интегрированной и эффективной структуры углеродных рынков является процесс взаимной интеграции региональных рынков. Ожидания относительно роста углеродных рынков на мировом уровне подтверждаются активным вовлечением новых участников. К 2020 году участие в таких рынках уже охватывало 57 стран, и интерес продолжает расти, поскольку они признают значимость углеродных кредитов как инструмента для достижения своих экологических целей и имплементации обязательств по Парижскому соглашению [4].

На углеродные рынки возлагаются повышенные ожидания, в том числе как на инструмент поддержки экономического роста и устойчивого развития наименее развитых стран. Система торговли УЕ может положительно сказаться на финансовых потоках, обеспечивая дополнительные ресурсы для реализации экологически устойчивых инициатив.

Регулирование российского углеродного рынка и федеральные инициативы

29 октября 2021 года была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». В соответствии со стратегией, при реализации целевого (интенсивного) сценария планируется к 2050 году сократить нетто-выбросы парниковых газов на 60 процентов по сравнению с уровнем 2019 года и на 80 процентов по сравнению с уровнем 1990 года. Данный нормативный акт впервые в РФ на законодательном уровне закладывает общие концептуальные подходы устойчивого развития [1]. В Федеральном законе № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02 июля 2021 года закрепляется определение УЕ как «верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа». Кроме того, в законе определяются такие основополагающие понятия, как климатический проект, операции с УЕ, зачет УЕ, реестр УЕ [2].

В 2025 году будут подведены итоги «Сахалинского эксперимента». Его суть заключается в создании первого в мире углеродно нейтрального региона. Для достижения этой цели было введено квотирование на выбросы СО2. В дальнейшем на основе квот местные участники реализовывали мероприятия по ограничению выбросов. Согласно отчету за 2024 год, инициатива охватила 35 организаций с выбросами СО2 размером более 50 тыс. т. Участники сдавали отчетность по выбросам и могли продавать квоты, если сокращают выбросы относительно установленных лимитов или покупать, если выбросы превзошли лимиты. Плата за превышение квот составила 1000 руб. за тонну СО2 [3].

Российский «Реестр углеродных единиц» является федеральной платформой для климатических проектов. В ней регистрируются климатические проекты и ведется учет УЕ и единиц выполнения квоты. Кроме того, на платформе фиксируются операции с УЕ и единицами выполнения квоты, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Оценивая динамику зарегистрированных проектов с 2022 года, можно сказать о ежегодно возрастающем темпе формирования экологических инициатив. Если за 2022 и 2023 годы всего было зарегистрировано 13 проектов, то за один 2024 год портфель пополнился на 36 проектов. Согласно реестру УЕ по состоянию на апрель 2025 года, на российском углеродном рынке всего зарегистрировано 57 проектов объемом 89 млн УЕ. Две трети от общего объема представлены проектами компаний ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Газпром», ПАО «Татнефть» и ПАО «НОВАТЭК» (см. таблицу 1) [9].

Таблица 1 Объем зарегистрированных проектов в Реестре углеродных единиц

1.jpg

Концепции устойчивого развития в российских компаниях и роль углеродного рынка

Флагманом ESG-повестки среди российских компаний является ПАО «СИБУР Холдинг». В августе 2024 года компании был присвоен наивысший ESG-рейтинг на уровне ААА. Компания стала первой в стране обладательницей такого рейтинга, даже опередив участников непромышленного сектора. Текущая стратегия СИБУРа действует до 2025 года.

Согласно анонсу от 3 апреля 2025 года, предприятие «СИБУР-ПЭТФ» стало первым углеродно нейтральным заводом в России. Оно полностью компенсировало прямые и косвенные выбросы углекислого газа. Важно отметить, что среди всех использованных инструментов повышения энергоэффективности больше половины этого объема (общий объем 22,2 тыс. т) было компенсировано за счет механизма углеродного рынка, инициированного со стороны другого предприятия холдинга «ЗапСибНефтехим», расположенного в городе Тобольск.

Тобольский завод в рамках климатического проекта по внедрению новой технологии сжигания непереработанного сырья сформировал объем углеродных единиц на международной платформе эквивалентом 3 млн т СО2. Таким образом, предприятие выступило эмитентом углеродных единиц, которые другие компании, в т.ч. группы «Газпром», выкупали в качестве углеродных кредитов. В 2023 году проект стал первой российской инициативой, получившей соответствие международному стандарту ISO 14064-2:2019 от европейского центра валидации Verico SCE [10].

В 1995 году ПАО «Газпром» первым в России сформировало корпоративную экологическую политику. На текущий момент основными целями климатической стратегии компании являются перевод транспортных средств на природный газ, а также развитие новых проектов в части газификации регионов. В своей деятельности предприятия Газпрома придерживаются подходов по снижению углеродоемкости всех процессов производственной цепочки – от добычи до хранения и переработки ископаемого сырья.

Первый климатический проект ООО «Газпром «МКС», зарегистрированный в реестре УЕ, компания запустила в 2023 году. Проект заключается в использовании мобильных компрессорных станций при подготовке магистральных трубопроводов к проведению ремонтных работ. Планируемая величина сокращения СО2 почти 50 млн единиц, что делает проект крупнейшим в реестре углеродных проектов.

Расширение парка мобильных компрессорных станций одно из ключевых направлений группы «Газпром» в части предотвращения выбросов СО2. Традиционные методы ремонта магистральных участков сопровождаются большими объемами выбросов, в связи с тем, что остатки газа из трубопровода выбрасываются в атмосферу. Применение мобильных компрессорных станций позволяет переводить объем из отключенного участка в действующий или в параллельную нитку [6].

Ключевая роль НОВАТЭКа в концепции устойчивого развития заключается в энергопереходе на сжиженный природный газ (СПГ). Основным вкладом в реализацию стратегии низкоуглеродного развития компания считает расширение и увеличение производства СПГ как топлива с низкими показателями выбросов парниковых газов по сравнению с другими видами ископаемого топлива. По расчетам компании, планируемые поставки СПГ к 2030 году в объеме 57 млн т будут способствовать предотвращению выброса СО2 в объеме 95 млн т Важно отметить, что, по данным Transition Pathway Initiative, углеродный след продукции компании «НОВАТЭК» является одним из самых низких в отрасли среди основных мировых нефтегазовых компаний. Одним из основных направлений деятельности ПАО «НОВАТЭК» в части экологической повестки является потребление энергии из возобновляемых источников. Таким образом, согласно отчету, в 2023 году компания увеличила потребление таких источников более чем на 200 %.

В рамках комплексной программы экологических целей до 2030 года ПАО «НОВАТЭК» в октябре 2024 года зарегистрировало проект в Ямало-Ненецком автономном округе по оптимизации утилизации сточных вод на предприятии ООО «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз». Суть проекта заключается в утилизации промышленных стоков и их закачки в поглощающие скважины. Объем проекта составляет 2,5 млн углеродных единиц. Сокращение выбросов зарегистрировано до конца 2031 года [5].

Наибольшее количество проектов в реестре углеродных единиц зарегистрировано компанией ПАО «Татнефть». По состоянию на март 2025 года компания сформировала портфель более чем из 18 проектов. Последние зарегистрированные проекты, в период конца 2024 года – начала 2025 года, заключаются в техническом перевооружении с подключением резервуаров к системе улавливания легких фракций (УЛФ). Суть системы основана на отборе и утилизации легких фракций нефтепродуктов при повышении давления в газовом пространстве резервуаров.

Крупнейший экологических проект компании «Реконструкция криогенной установки Миннибаевского завода» составляет почти 2 млн углеродных единиц. Снижение выбросов СО2 планируется достигнуть за счет оптимизации и повышения уровня переработки попутного нефтяного газа, который все в больших объемах подается на завод.

Среди недавних достижений можно отметить, что компания впервые взяла на себя обязательство и полностью погасила углеродный след форума «Россия–исламский мир», прошедший в Казани в 2024 году, в объеме 4,6 тыс. т эквивалента СО2. Компенсация углеродного следа была проведена путем списания УЕ со счета портфеля проектов «Татнефти». Компания ставит перед собой цель достичь к 2050 году полной углеродной нейтральности на своих предприятия [8].

Выводы

Несмотря на экологические вызовы, нефтегазовые компании, активно вовлеченные в углеродный рынок, имеют потенциал для трансформации своего бизнеса следуя концепции устойчивого развития. Инновации и изменения в бизнес-стратегиях могут помочь не только соответствовать требованиям законодательного регулирования, но и воспользоваться экономическими преимуществами перехода к низкоуглеродной экономике. Темпы роста углеродного рынка РФ позволяют говорить о положительной динамике внедрения экологических проектов в стратегии компаний нефтегазового сектора.

На 29-й Конференции ООН по изменению климата (СОР29) в Баку удалось закрепить важные пункты относительно работы международных углеродных рынков. Соглашение подразумевает формирование международной системы торговли УЕ. Однако необходимо формализовать данные договоренности в статье 6 Парижского соглашения о климате, о чем и договорились участники Конференции. По мнению автора, российский углеродный рынок и механизм его работы достаточно подготовлен для международного сотрудничества. Отдельные аспекты такого сотрудничества, к примеру система квот для иностранных участников, регулирование межгосударственных экологических проектов, формирование стоимости 1 УЕ на мировом рынке, необходимо закрепить на международном уровне и ратифицировать на национальном со стороны государств.

Конечные цели углеродных рынков включают не только сокращение выбросов, но и стимулирование инноваций и технологий, которые могут привести к более устойчивым и экономичным с финансовой точки зрения системам. Таким образом, углеродные рынки играют важную роль в трансформации экономики государств.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 № 3052-р «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 год» [Электронный ресурс]. (дата обращения: 11.04.2025).

2. Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» [Электронный ресурс]. (дата обращения: 11.04.2025).

3. Климатическая программа Сахалинской области на период до 2025 года. Правительство Сахалинской области [Электронный ресурс]. (дата обращения: 05.04.2025).

4. Международные подходы к углеродному ценообразованию, январь 2021. Департамент многостороннего экономического сотрудничества Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. (дата обращения: 09.04.2025).

5. Отчет об устойчивом развитии. НОВАТЭК [Электронный ресурс].

6. Отчет о социальной деятельности Группы Газпром. Низкоуглеродный вектор развития. [Электронный ресурс].

7. Подходы зарубежных стран к определению правовой природы углеродных единиц. ЦСР [Электронный ресурс]. (дата обращения: 05.04.2025)

8. Политика ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина в области устойчивого развития и взаимодействия с заинтересованными сторонами [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.04.2025).

9. Реестр углеродных единиц [Электронный ресурс]. (дата обращения: 09.04.2025).

10. СИБУР. Устойчивое развитие [Электронный ресурс]. (дата обращения: 09.04.2025).




Статья «Углеродный рынок в контексте стратегий устойчивого развития российских нефтегазовых компаний» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№6, Июнь 2025)

Авторы:
890852Код PHP *">
Читайте также