USD 97.2394

+0.29

EUR 106.5074

+0.09

Brent 79.08

0

Природный газ 2.654

-0.03

16 мин
1092

Роль Российского морского регистра судоходства в реализации стратегии по освоению Арктики

Роль Российского морского регистра судоходства в реализации стратегии по освоению Арктики

Россия обладает значительными запасами нефти и газа на шельфе. Для эффективного и безопасного освоения морских месторождений нефтяным компаниям необходим доступ к использованию судов специального назначения, понятные нормативно-технические требования к обустройству инфраструктуры и грамотный технический консалтинг в ходе реализации проекта. О том, какую поддержку оказывает топливно-энергетическому комплексу Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр), рассказывает заместитель генерального директора по классификации и наблюдению в промышленности РС Сергей Шишкин

– Какие задачи сегодня входят в перечень первоочередных для Регистра судоходства и чем продиктован выбор именно этих направлений?

– Наша цель – повышение привлекательности класса Регистра для строящегося высокотехнологичного крупнотоннажного флота и морских нефтегазовых объектов. Несмотря на существенное снижение активности по освоению шельфовых месторождений, Регистр поступательно и устойчиво совершенствует свою нормативно-техническую базу в отношении морских нефтегазовых сооружений и других объектов морской инфраструктуры. В этом смысле наши сегодняшние задачи сводятся к реализации комплекса подготовительных мероприятий, призванных сформировать надежный базис для предоставления высококачественных услуг, которые непременно будут востребованы в перспективе – хотелось бы верить, что в ближайшей перспективе.

Деятельность РС в значительной степени ориентирована на морской флот (судостроение и судоходство), являющийся не только основой транспортной логистики, но и ключевым элементом обустройства месторождений на шельфе. Среди наших клиентов объективно преобладают верфи и судовладельцы, при этом акцент на прямое взаимодействие с отечественными нефтегазовыми гигантами, такими как Газпром, ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, Роснефть и другими, становится все более актуальным и взаимовыгодным, начиная с ранних стадий реализации масштабных проектов.

Таким образом, в числе наших первоочередных задач – консолидация собственных компетенций на основе существующих наработок, а также интенсивный диалог с ключевыми игроками отрасли в стремлении к проектно-ориентированному сотрудничеству.

– Одно из направлений, обозначенных президентом России В. Путиным в качестве приоритетных, – освоение Арктики. Какова степень вовлеченности РС в процесс обеспечения готовности российского флота для выполнения этой задачи?

– Компетенции в области арктических технологий на протяжении десятилетий были конкурентным преимуществом РС. И на сегодняшний день российский сегмент Арктики обладает исключительным потенциалом с точки зрения развития ресурсной базы и востребованных технических решений.

Россия – единственная в мире страна, которая обладает мощным арктическим флотом. В эксплуатации находятся 5 атомных ледоколов, включая самый современный атомный ледокол «Арктика», построенный, как и остальные суда гражданского атомного флота России, под техническим наблюдением РС. Главные преимущества атомных судов – высокая мощность и длительная автономность плавания без необходимости бункеровки. РС – единственное классификационное общество в мире, в классе которого есть гражданский атомный флот, в этом отношении мы обладаем действительно уникальными компетенциями. В 2019 году наш филиал по атомным судам отметил 50-летний юбилей. Филиал отвечает за рассмотрение проектов, техническое наблюдение в постройке и эксплуатации, а также разработку нормативно-технических документов, регламентирующих процесс технического наблюдения за атомными судами.

Россия – единственная в мире страна, которая обладает мощным арктическим флотом. В эксплуатации находятся 5 атомных ледоколов, включая самый современный атомный ледокол «Арктика», построенный, как и остальные суда гражданского атомного флота России, под техническим наблюдением РС

Успешное развитие невозможно без кооперации. За прошедшие годы нами накоплен огромный массив практических знаний в области особенностей разработки требований к арктическим ледоколам и технического наблюдения за ними. Сегодня в Санкт-Петербурге и на новой верфи «Звезда» в Приморском крае под техническим наблюдением РС строятся еще 5 атомных ледоколов. Вместе с ведущими предприятиями отрасли мы начинаем работу по новому ледоколу «Лидер», который должен воплотить нашу общую мечту – круглогодичную навигацию в экстремальных ледовых условиях Арктики.

В области специального и вспомогательного флота прогресс также не отстает. В нашем классе эксплуатируются высокотехнологичные суда специального назначения высоких ледовых классов, обеспечивающие обустройство и эксплуатацию месторождений в Арктике.

– Какие задачи стоят перед компаниями, осваивающими шельфовые месторождения, и как осуществляется технический контроль за выполнением этих задач?

– Освоение морских ресурсов нефти и газа в Арктике и на Дальнем Востоке невозможно без современного флота, ледостойких морских стационарных платформ (МСП), плавучих буровых установок (ПБУ), специализированных снабженцев, крупнотоннажных транспортных судов. Кроме того, морские объекты, такие как точечные отгрузочные причалы, морские подводные трубопроводы, крупнотоннажные плавучие сооружения для хранения жидких углеводородов востребованы в качестве компонентов инфраструктуры не только морских, но и континентальных месторождений, например, отгрузки, хранения и транспортировки нефти и газа с береговых хранилищ и трубопроводов. Создание, эксплуатация и обслуживание этих высокотехнологичных объектов требуют высокой степени квалификации и достаточного опыта реализации подобных проектов от всех вовлеченных в процесс сторон.

Спектр услуг РС в отношении данного сегмента, помимо экспертизы проектов, технического наблюдения в постройке и эксплуатации собственно морских судов, включает классификацию и освидетельствование ПБУ и МСП, морских подводных трубопроводов (МПТ) и подводных добычных комплексов. РС проводит работы по обеспечению контроля качества на всех этапах обустройства морских нефтегазовых месторождений, включая стадии проектирования, строительства, эксплуатации, осуществляет верификацию проектной технической документации объектов обустройства морских нефтегазовых месторождений на соответствие принятой для проекта нормативно-технической базе.

В ходе оказания услуг РС опирается в первую очередь на собственные документы: правила, руководства, положения и процедуры Регистра, которые формируются и поддерживаются на современном уровне с учетом опыта работы по проведению технического наблюдения на всех стадиях жизненного цикла морских нефтегазовых сооружений, результатов научно- исследовательских работ, опыта работы в Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) по развитию и унификации классификационных требований, предложений представителей отрасли – клиентов Регистра (судостроителей, отечественных нефтегазовых компаний, судовладельцев). Документы РС распространяются на все объекты обустройства морских нефтегазовых месторождений, такие как плавучие нефтегазодобывающие комплексы (FSO, FPSO, FPO), ПБУ и МСП, подводные добычные комплексы и МПТ.

– Значительная часть нефтегазовых проектов, реализуемых в высоких широтах, сопряжена с трубопроводной транспортировкой углеводородного сырья. Специалисты РС осуществляют техническое наблюдение за укладкой морских подводных трубопроводов. Расскажите об особенностях такой работы, какова роль специалистов РС в этом процессе, какую помощь они оказывают, осуществляя техническое наблюдение за укладкой элементов системы межпромысловых трубопроводов на месторождениях?

– МПТ впервые начали строить под техническим наблюдением Регистра в 2007 году. Они существенно отличаются от трубопроводных систем на судах, за которыми традиционно приходилось вести техническое наблюдение. МПТ – это и большие диаметры труб (до 1000 – 1200 мм), и другой состав проходящих по ним сред, и особенности монтажа и изготовления самой трубной продукции.

Сегодня Правила Регистра содержат требования к МПТ и райзерам в части определения расчетных нагрузок, действующих на подводные трубопроводы, и их прочности, материалов труб, стальных фланцев и отводов, балластировки подводных трубопроводов, электрохимической защиты, монтажа и испытаний, ремонта и оценки риска.

Применение Правил и Руководств РС дает возможность проектантам, строительным подрядным организациям и эксплуатирующим компаниям создать все предпосылки для высокого уровня безопасности МПТ.

РС проводит работы по обеспечению контроля качества на всех этапах обустройства морских нефтегазовых месторождений, включая стадии проектирования, строительства, эксплуатации

К настоящему моменту весь комплекс технического наблюдения полностью отлажен, Правила классификации и постройки МПТ претерпели уже семь редакций с учетом непосредственного практического опыта и наработок наших специалистов, а также научных исследований.

Большое влияние на развитие компетенций Регистра в этом направлении оказал опыт технического наблюдения за изготовлением труб для МПТ на месторождении им. В. Филановского на Северном Каспии. Представители Регистра осуществляли непрерывный контроль за производством трубопровода на всех стадиях, включая изготовление листового и трубного проката, испытания в тестовой лаборатории, нанесение на трубы бетонного покрытия, необходимого для обеспечения отрицательной плавучести и т.д. Чтобы обеспечить контроль такого объема в установленные сроки, наблюдение пришлось вести круглосуточно, работали посменно, смены длились по 12 часов.

По результатам работы наших специалистов в данном проекте в Правила РС интегрированы дополнительные требования к сварке и допустимым дефектам на основании Инженерной оценки критичности дефектов (ЕСА), внесены дополнительные требования к фланцам, арматуре, трубным вставкам и гальваническим подводным анодам (протекторам), параметрам бетона и его испытаниям, защите от коррозии и теплоизоляции труб.

Сейчас с классом Регистра 17 различных магистральных, межпромысловых, внутрипромысловых, отгрузочных морских подводных трубопроводов (нефтепроводы, газопроводы, мультифазные трубопроводы, поддержания пластового давления и др.) общей протяженностью свыше 600 км эксплуатируются на Черном, Каспийском и Карском морях. На различной стадии проектирования и постройки под техническим наблюдением РС находятся еще 5 МПТ.

– Освоение шельфа требует инновационных решений. В Научно-технический совет РC входят почти 300 ученых в области проектирования, строительства и эксплуатации судов. О каких наиболее интересных технологических решениях для освоения Арктики Вы могли бы рассказать?

– Безусловно, одна из самых ярких разработок – требования к так называемым судам двойного действия. Корпус такого судна оптимизирован для эффективного движения как на чистой воде, так и движения кормой вперед в ледовых условиях. Положения, разработанные Регистром, основаны на результатах научно- исследовательской работы по конструкции ледовых усилений корпуса судов при движении во льдах кормой вперед, а также накопленного РС практического опыта рассмотрения проектов судов двойного действия. На класс РС построено уже порядка 40 судов двойного действия высоких ледовых классов.

На основе опыта эксплуатации мы продолжаем непрерывное совершенствование наших требований к судам ледового класса.

Так, с 2019 года допускается применение сварных форштевней для судов арктических классов и ледоколов. Активная работа проводится в отношении требований к арктическим сталям, используемым при изготовлении корпусных конструкций для судов, ПБУ и МСП. РС унифицировал свои требования с международными в отношении судостроительного стального проката (с индексом «W»), предназначенного для сварки на высоких погонных энергиях, а также консолидировал требования к судостроительной стали повышенной и высокой прочности с индексом «Arc» – мы единственное классификационное общество, внедрившее требования к таким материалам.

– РС является одним из ключевых классификационных обществ в мире, и в отличие от остальных стран Россия является единственной, работающей в Арктике. Какие требования в сфере безопасности предъявляются сегодня к арктической технике?

– РС с 1969 года состоит в Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО), которая объединяет 12 ведущих обществ мира. Для понимания значения ассоциации приведу цифры: правила по проектированию, строительству и эксплуатации обществ-членов ассоциации применяются к более чем 90 % мирового грузового флота.

На международном уровне документ, в определенной степени унифицирующий особенности эксплуатации флота в полярных водах, – Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). Это инструмент Международной морской организации (ИМО), призванный обеспечить безопасность судоходства в полярных водах, который вступил в силу с 2017 года и требования которого носят обязательный характер.

РС, в свою очередь, разработал Руководство по применению положений Полярного кодекса, которое применяется при освидетельствовании судов и судового оборудования, а также при рассмотрении проектной документации и документации на суда в постройке и эксплуатации.

До вступления в силу кодекса требования к судам, эксплуатирующимся в полярных широтах, были разработаны далеко не у всех классификационных обществ. В то же время правила Регистра для судов ледового плавания всегда содержали дополнительные требования, учет которых при строительстве судов на класс РС позволил в дальнейшем относительно легко пройти первоначальное освидетельствование на соответствие Полярному кодексу.

Спектр наших требований к судам, эксплуатирующимся в Арктике, предусматривает защиту от обледенения и целый ряд других мер в отношении конструктивных и эксплуатационных особенностей судов и нефтегазодобывающих платформ. Так, пакет требований на соответствие знаку ANTI-ICE предусматривает эффективную защиту от обледенения. Пакет WINTERIZATION с конкретизацией значения расчетной внешней температуры в диапазоне -30 – (-50) градусов Цельсия с шагом в 10 градусов включает дополнительный комплекс требований Регистра для длительной эксплуатации судна в условиях низких температур, который охватывает конструкцию судна, оборудование, устройства и системы, подверженные воздействию низких температур, средства предотвращения обледенения и борьбы с обледенением, обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судна в высоких широтах. Суда, на которых выполнены данные требования, практически полностью соответствовали Кодексу на момент его вступления в силу. Одними из первых судов, к которым был применен Полярный кодекс, стали челночные арктические танкеры проекта 42К и серия арктических газовозов проекта Yamal 172.

В 2020 году мы интегрировали в наше Руководство Унифицированную интерпретацию МАКО (UI SC 292 Ships intended to operate in low air temperature in Polar waters – Survival craft and rescue boat communications capabilities) 2020 года, в разработке которой мы также принимали участие. Она разъясняет требования по средствам связи на спасательных средствах судов, осуществляющих навигацию в полярных водах. Данная интерпретация была одобрена в ИМО и включена в рекомендательные документы организации.

Еще один важный аспект, касающийся судов высоких ледовых классов – использование хладостойких сталей и особенности их сварки. В отличие от западных коллег РС обязательно требует проводить тесты на холодное растрескивание – данные требования были внедрены в правила РС на основе опыта технического наблюдения за постройкой арктических газовозов Yamal 172.

– В условиях строительства судов повышенной грузоподъемности для хранения и перевозки углеводородов, эксплуатации в отдаленных регионах стандарты безопасности приобретают особое значение. Расскажите о деятельности РС в этом направлении.

– Стандарты в целом одинаковы для всех судов, в их основе лежат требования международных конвенций, направленных на безопасность мореплавания, охрану человеческой жизни на море и защиту окружающей среды. При этом мы находимся в непрерывном процессе совершенствования наших требований, исходя из практики строительства и эксплуатации судов, появления новых технологий и материалов, активно внедряем расчеты по методу конечных элементов, разрабатываем программное обеспечение для расчета корпусных конструкций в соответствии с Правилами РС.

В конце прошлого года на основе практического опыта реализации проектов и проектных проработок для плавучих сооружений, крупнотоннажных судов, в частности атомных плавучих электростанций, плавучих газохранилищ, мы разработали особые требования с перспективой их применения для крупнотоннажных стоечных (атомных или газовых электростанций, газо- и нефтехранилищ), докование которых в связи с их размером или регионом эксплуатации невозможно. Нами были разработаны требования, при соблюдении которых судно может проходить техническое обслуживание, освидетельствование и оставаться безопасным в течение 40 – 50 лет без докования. Учитывая технические трудности, возникающие при доковании крупных стоечных объектов морской инфраструктуры, выполнение требований РС позволит существенно оптимизировать затраты на техническое обслуживание стоечных судов.

– Международная ситуация, сложившаяся в последнее время, диктует необходимость усиливать импортозамещающую составляющую, выводить на рынок продукты российского производства, в том числе и в нефтегазовой отрасли. Изменились ли в связи с этим задачи, стоящие перед специалистами РС?

– Задача импортозамещения в настоящее время стоит перед всей отраслью. Мы как международное классификационное общество не можем диктовать, кто будет поставщиком оборудования на строящийся объект. В то же время наши специалисты все чаще занимаются одобрением нефтегазового оборудования, изготовителями которого являются отечественные компании. Раньше такое оборудование, предназначенное для установки на морских платформах российского шельфа, изготавливалось преимущественно за границей.

Строительство платформ ЛСП-А для месторождения «Каменномысское-море» – один из примеров проектов, при реализации которых решается задача максимального импортозамещения. Наиболее интересной в этом ключе является работа Регистра по освидетельствованию турбогенераторов российского производства, а также комплексных систем управления техническими средствами.

Регистр также включился в работу, которая стала активно вестись в последние годы в России, по созданию нормативной базы в области морской нефтегазодобычи, включая подводную добычу углеводородов. Специалисты РС входят в составы различных подкомитетов Технического комитета по стандартизации ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность», участвуя в процессе разработки стандартов в сферах, в которых у России нет пока достаточного опыта.

– При сертификации, разработке технической документации как удается соблюдать баланс между экономической эффективностью и безопасностью?

– Безопасность превыше всего.

– Над какими основными проектами работают сегодня специалисты Российского морского регистра судоходства? Повлиял ли на ход выполнения проектов прошлый год? Какие задачи намечены на обозримую перспективу?

– За всю историю Российского морского регистра судоходства (именно период после распада СССР) отечественное судостроение впервые достигло такого масштаба. Увеличивается количество судов в постройке, технологии не стоят на месте, вызывая необходимость постоянного совершенствования нормативно-технической базы Регистра. Сегодня в постройке на класс РС находится свыше 230 судов суммарной валовой вместимостью более 2,7 млн ед.

Лидерами по статистике в рамках текущих проектов Регистра по новострою являются рыболовные суда (более четверти всех судов в постройке), суда для перевозки генерального груза (более пятой части всего новостроя), нефтеналивные суда/химовозы и буксиры (около 15 % каждый).

Следует отдельно подчеркнуть уникальные проекты с участием РС – это ледоколы, инновационные суда, перспективные проекты судов для перевозки СПГ высокого ледового класса.

Под техническим наблюдением РС продолжается строительство крупнотоннажных танкеров типоразмера «Афрамакс», способных ходить на газовом топливе

16 ноября 2020 года в первый рабочий рейс по Севморпути вышел построенный под техническим наблюдением Регистра атомный ледокол «Арктика». Это самый мощный ледокол в мире – его мощность 60 МВт. За счет увеличенной ширины ледокол будет способен в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тыс. тонн.

Под техническим наблюдением РС продолжается строительство крупнотоннажных танкеров типоразмера «Афрамакс», способных ходить на газовом топливе. Дедвейт судна – 114 тыс. тонн, длина – 250 м, ледовый класс обеспечивает возможность эффективно работать в ледовых условиях, при необходимости возможно плавание в условиях тяжелой ледовой обстановки с ледокольным сопровождением. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе, что позволяет соответствовать новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейнах Балтийского и Северного морей. Построено уже 7 судов и 7 находится в стадии постройки.

Завершено строительство ледокола «Виктор Черномырдин». Это современное, высокотехнологичное судно может функционировать в качестве линейного ледокола, осуществлять буксировку судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, перевозить оборудование, контейнеры, оказывать помощь, выполнять аварийно-спасательные операции и подводно-технические работы, участвовать в тушении пожаров и ликвидации разливов нефти.

Нефтегазоконденсатное месторождение им. В.И. Грайфера – третий проект, реализуемый при участии Регистра на Северном Каспии, и при участии Регистра осуществляется обустройство нового арктического газового месторождения «Каменномысское- море».

В прошедшем году велась активная работа по совершенствованию и расширению наших документов. Среди знаковых – Руководство по кибербезопасности, Положения по классификации автономных судов, Руководство по оценке усталостной долговечности судов. Введен ряд изменений в требования по материалам и сварочным процессам, подлежащим техническому наблюдению РС в процессе постройки, эксплуатации и при ремонте судов и морских сооружений.

Были существенно переработаны правила по нефтегазовому оборудованию, их требования распространяются на нефтегазовое оборудование, системы и оборудование для бурения, системы и оборудование для добычи, подготовки и отгрузки продукции, функциональные составляющие нефтегазового оборудования и оценку безопасности ПНК/ПБУ/МСП при эксплуатации нефтегазового оборудования.

Все нефтегазовое оборудование, подлежащее техническому наблюдению РС, было разделено на группы по степени его критичности в отношении безопасности. В зависимости от группы технического наблюдения и объемов производства предприятия предусмотрена вариативность форм взаимодействия с РС.

На основе практического опыта РС в области технического наблюдения за станциями для приема/передачи жидких и сыпучих грузов между ПБУ/МСП и судном снабжения РС разработал и внедрил требования к шланговым станциям для приема/передачи бурового раствора (минерального масла), отработанного бурового раствора и буровых сточных вод, открытого опасного дренажа, технологической пресной воды, а также обеспечения погрузки сыпучих материалов (утяжелителя, цемента) и транспортировки их в систему пневмотранспорта.

Кроме того, внедрены новые требования к предприятиям, выполняющим диагностику, монтаж и пусконаладочные работы бурового и технологического оборудования.

Опыт прошлого года показал, что Регистр – современная технологичная организация, готовая к любым вызовам внешней среды и способная быстро переориентироваться в новых условиях. В 2020 году на базе Главного управления РС в Санкт-Петербурге начал действовать Морской операционный центр. Структура создана для организации выполнения дистанционных освидетельствований в рамках требований Правил РС, проведения совещаний в режиме видео-конференц- связи с клиентами, внешними организациями и региональными подразделениями РС.



Статья «Роль Российского морского регистра судоходства в реализации стратегии по освоению Арктики» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2021)

Авторы:
677178Код PHP *">
Читайте также