USD 100.6798

+0.46

EUR 106.0762

+0.27

Brent 74.78

+0.44

Природный газ 3.373

+0.01

4 мин
0

События №2, 2018

События №2, 2018

Исключительное право

Президент В. Путин внес изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ. Согласно поправкам, суда под российским флагом получили исключительное право на перевозки газа и нефти по Северному Морскому пути.

До настоящего времени перевозки и буксировка на территории России, которые начинаются или заканчиваются за пределами границ морского порта законодательно не регламентировались. При этом суда под флагами иностранных государств сохраняли возможность проводить такие работы. В результате сложилась ситуация, когда российские компании, осуществляющие перевозки на судах под государственным флагом РФ, не имели никаких привилегий при перевозках по акватории РФ.

России, активно заявляющей свои позиции в Арктике, такой ход дел был невыгоден. Меры своевременные с учетом роста перевозок по СМП.

Согласно прогнозам к 2029 г грузопоток по СМП вырастет более чем в 10 раз и достигнет 80 млн т/год без учета международного транзита. Основной грузопоток к тому времени будут составлять СПГ, сырая нефть, уголь и металлы.

СПГ

с ускорением…

НОВАТЭК определяется по СПГ-проектам. 2-я линия Ямал СПГ ускоряется, Арктик СПГ-2 – расширяется. Согласно первоначальным планам 2-я и 3-я линии Ямал СПГ должны были быть введены в эксплуатацию в конце 2018 г и 2019 г соответственно. Но НОВАТЭК ускоряет процесс – 2-я линия будет сдана на 3 месяца раньше плана, 3-я линия - на 6-9 месяцев раньше плана. Мощность каждой из 3 линий Ямал СПГ составляет 5,5 млн т/год СПГ, таким образом общая мощность Ямал СПГ составит 16,5 млн т/год СПГ.

Планируется и 4-я линия мощностью 1 млн т/год, которая будет построена как опытная, для отработки российской технологии производства СПГ. За счет этого НОВАТЭК рассчитывает снизить себестоимость производства СПГ.

…и расширением

Согласно первоначальной задумке мощность Арктик СПГ-2 должна составить 19,8 млн т/год СПГ - 3 линии мощностью 6,6 млн т/год каждая. Но оказывается, это не окончательная цифра, она может быть пересмотрена в сторону увеличения.

В бюджет Арктик СПГ-2 НОВАТЭК заложил цену нефти 60-70 долл США/барр.

Проект Арктик СПГ-2 будет реализован на базе Утреннего месторождения.

Планируемый срок запуска 1-й линии - 2022-2023 год с последующим запуском остальных линий в 2024 и 2025 гг. Мощность СПГ-терминала НОВАТЭК планирует на уровне 20 млн т/год, но рассматривается и вариант увеличения до 40 млн т/год.

Запуск намечен на 2022-2023 г - синхронно с запуском 1й линии Арктик СПГ-2.

Нефть на восток

В Амурской и Еврейской автономной областях началось строительство 3 новых нефтеперекачивающих станций (НПС) 2-й очереди МНП ВСТО-2. Новые НПС-23, НПС-26 и НПС-32 будут построены на участке МНП ВСТО-2 от НПС-21 Сковородино в Амурской области до порта Козьмино в Приморском крае.

НПС-23 и НПС-26 строятся в Амурской области, в Магдагачинском и в Серышевском районе соответственно. Сооружение НПС-32 ведется в Смидовичском районе Еврейской автономной области. Строительство ведет ЦУП ВСТО, дочка Транснефти.

НПС являются промежуточными станциями без резервуарного парка. Их НПС станет обеспечения внутри нефтепровода давления, необходимого для перекачки нефти.

В настоящее время на НПС проводятся земляные работы. Завершение строительства планируется осенью 2019 г.

Сооружение НПС ведется в рамках реализации проекта по расширению пропускной способности ВСТО-2. По завершении проекта мощность МНП ВСТО-2 увеличится до 50 млн т/год нефти. Трасса МНП ВСТО-2 пересекает границы 4 субъектов Российской Федерации: Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев. По МНП ВСТО-2 нефть из месторождений Западной и Восточной Сибири поступает на предприятия Дальнего Востока и через нефтеналивной порт Козьмино - на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Газ на запад

В конце января 2018 г. Nord Stream 2 AG, оператор проекта по строительству МГП Северный поток-2, получила разрешение от Горного ведомства Штральзунда на строительство морской части газопровода в территориальных водах Германии, что является необходимым условием для выдачи разрешения вышестоящим органом – Федеральным ведомством по судоходству и гидрографии в исключительной экономической зоне Германии. Nord Stream 2 рассчитывает получить это разрешение уже в первом квартале 2018 г.

Кроме Германии, необходимо получить одобрения от властей России, Финляндии, Дании и Швеции. И если Германия всесторонне поддерживает проект по строительству Северного потока-2, а российский Независимый центр экологической экспертизы уже подтвердил соответствие МГП требованиям действующего законодательства РФ, то с другими странами могут быть проблемы, хотя пока процедуры получения разрешений идут по графику.

Осложнил ситуацию Парламент Дании, 30 ноября 2017 года одобривший законопроект, мешающий строительству МГП в ее территориальных водах, т.к. решение об одобрении строительства будет принимать МИД Дании, руководствуясь соображениями национальной безопасности. Швеция также смотрит на проект не очень благосклонно. Тем не менее, Nord Stream 2 выполнила все требования и ожидает получить необходимые разрешения до начала строительства в 2018 г.

Ожидаемо создает проблемы и Еврокомиссия, которая в начале ноября 2017 г. по ускоренной процедуре согласовала проект поправок в Газовую директиву ЕС ЕК, согласно которым Северный Поток-2 попадает под действие третьего энергопакета ЕС. подразумевающего, например, юридическую обязанность оператора газопровода прокачивать газ независимых от Газпрома производителей. Теперь эти поправки должны быть приняты Советом ЕС и Европарламентом, но та же Германия свою позицию уже обозначила – поправки получились невнятные и необходимости в них нет.




Статья «События №2, 2018» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№2, Февраль 2018)

513959Код PHP *">
Читайте также