USD 71.2298

+0.35

EUR 80.2689

-0.14

BRENT 43.27

0

AИ-92 43.26

+0.05

AИ-95 47.33

+0.05

AИ-98 52.88

+0.01

ДТ 47.8

+0.02

2 мин
41
0

События №8, 2012

Дошли руки до Арктики


НОВАТЭК – 2-й по объемам добычи производитель природного газа в России начал строительство морского порта Сабетта на северо-востоке п-ва Ямал. Порт предусматривает создание комплекса по сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Его строительство позволит ввести в разработку месторождения Ямала и Обской губы и обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, а также будет способствовать развитию ледокольного флота России.

Строить порт частные компании будут вместе с государством. Основные участники проекта - "Ямал СПГ", Росморречфлот, ФГУП "Росморпорт", генеральным проектировщиком выступит "Ленморниипроект".

Ожидается, что в 2016 г. объемы отгрузки СПГ составят 5 млн. тонн в год, а в 2018 г. - 15-16 млн. тонн. При этом инвестиции в казну государства составят 47,2 млрд. руб.

При этом Д. Медведев на заседании правительства 2 августа заявил, что экономический эффект от реализации программы освоения шельфа должен достигнуть 8 трлн руб, добыча там нефти к 2030 г должна увеличиться в 5 раз, т.е. до 66,2 млн тонн., а газа - в 4 раза до 230 млрд м3.

Он также отметил, что освоение Арктики сдерживается отсутствием инфраструктуры и должного финансирования. Федеральный бюджет не может быть одним источником финансирования для задач решаемых в Арктике. С этими словами премьер поручил создать рабочую группу по доработке программы освоения шельфа России до 2030 года во главе с А. Дворковичем.

Несколькими днями ранее В. Путин, на совещании в Северодвинске, заявил о восстановлении России как Великой морской державы, выделив 4,5 трлн руб на развитие российского флота, сделав особый акцент на ядерных подводных лодках, которые особенно могут пригодиться «большой войны за Арктику», которую готовят США.

Также, В. Путин подписал закон, который предусматривает создание администрации Северного морского пути (СМП) в форме федерального казенного учреждения. ФЗ вводит новое определение акватории Северного морского пути четко описывающее его границы. Таким образом, у Севморпути появился «хозяин», который может принимать заявления на право плавания в его акватории, взимать плату за ледокольную проводку судна и т.д.

Закон о создании «Администрация Северного морского пути» одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 г. и вступит в силу через 180 дней после его официального опубликования.

То, что российские власти наконец взялись за Арктику – это хорошо. Сколь бы не была наша страна богата нефтью и газом на суше, осваивать углеводороды северного шельфа рано или поздно придется. Уже определились с терминалогией, административными формами и операторами, т.е. ответили на вопрос «что», «где» и «кто» будет добывать. Но еще остается вопрос «как»? А ведь вопрос технологий – первый, который нужно решить. При этом, ни опыт канадских, ни норвежских соседей нам не поможет – другие климатические условия требуют и других технических решений. И это дополнительный вес ответственности, которая накладывается на российские компании при выборе партнеров по Арктике и ее стратегии на северном шельфе.



Статья «События №8, 2012» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№8, 2012)

Система Orphus