Кристаллизация парафина и образование парафиновых отложений – часто встречающийся вид осложнений, возникающих в процессе добычи и транспортировки нефти. Эта проблема особенно актуальна при разработке месторождений с высокопарафинистыми нефтями с применением горизонтальных скважин в условиях, когда забойное давление ниже давления насыщения нефти газом. В этом случае определяющим механизмом выпадения парафинов становится разгазирование нефти, а обычный температурный механизм в данном случае играет второстепенную роль из-за незначительного изменения температуры по горизонтальному стволу скважины. В статье [1] мы представили результаты экспериментальных исследований по данному вопросу, а в настоящей статье излагаем математическую модель, основанную на исследовании термодинамических процессов.
Физико-техническая постановка задачи
Рассматривается процесс изменения фазового состава нефти при ее движении в пористой среде (в пласте) к скважине. Нефть рассматривается как многокомпонентная смесь углеводородов: метан, этан, и т.д. – всего N компонентов. В глубине пласта нефть находится в состоянии термодинамического равновесия под внутрипластовым давлением. По мере ее приближения к скважине давление снижается, и в какой-то точке становится меньше, чем давление насыщения газом Pнас. За счет смещения термодинамического равновесия из нефти начинает выделяться растворенный газ (легкие углеводороды) и выпадать парафин (тяжелые углеводороды), причем эти процессы взаимосвязаны через коэффициенты растворимости, и, кроме того, первый идет с поглощением тепла, а второй с выделением. Требуется определить изменение концентраций компонентов нефти в зависимости от изменяющихся значений давления и температуры.
Основные допущения:
Все рассматриваемые процессы протекают настолько медленно, что в каждой точке в каждый момент времени существует локальное термодинамическое равновесие фаз;
Нефть движется горизонтально в однородной пористой среде;
Естественная температура Тпл вдоль пласта постоянна; влиянием теплообмена с кровлей и подошвой на температурное поле в пласте пренебрегается; температура среды меняется только за счет теплоты фазовых переходов;
Перенос кристаллов парафина нефтью в пористой среде отсутствует: выпавшие кристаллы парафина оседают на “скелете” пористой среды.
Система уравнений
Условием фазового равновесия в многокомпонентной системе, как известно [2], является равенство парциальных термодинамических потенциалов Гиббса φ каждого компонента во всех фазах. Однако, из-за наличия произвольных постоянных в выражениях для внутренней энергии и энтропии, для решения практических задач часто удобнее вместо φ использовать другую термодинамическую функцию, называемую летучестью, или фугитивностью f [3,4]. Аналитическим определением этой величины является дифференциальное уравнение
где φ и V - соответственно термодинамический потенциал и объем, отнесенные к одному молю. Для идеального газа летучесть, очевидно, равна давлению, а для смеси идеальных газов – парциальному давлению каждого компонента. Для реального газа уравнение состояния часто записывают в виде
где безразмерный коэффициент сжимаемости Z можно представить в форме ряда, коэффициенты которого (коэффициенты вириального разложения) А(Т), С(Т), … зависят от температуры [3]:
Интегрируя (1), находим соотношение между летучестью и коэффициентом сжимаемости Z [5]:
где в качестве нижнего предела интегрирования р0 надо взять настолько низкое давление, чтобы газ можно было считать идеальным. Для конденсированного состояния летучесть приближенно равна давлению насыщенного пара при заданной температуре, с чем связано происхождение данного термина.
При фазовом равновесии (как и при всяком термодинамическом равновесии) локальные значения температуры и давления для всех компонентов и фаз одинаковы, и в этом случае, как следует из определения (1), из равенства термодинамических потенциалов однозначно следует равенство летучестей:
Поэтому условие фазового равновесия можно (и удобнее) записать не в виде равенства потенциалов Гиббса, а в виде равенства летучестей.
Модель смеси жидкость-газ заданного состава
Исходными данными при моделировании являются: давление р, температура Т и компонентный мольный состав нефти zi (i = 1, 2, ..., N); N - количество компонентов в смеси. Требуется найти мольные доли газа V, жидкости L, а также мольные доли газовой yi и жидкой xi фаз каждого компонента (всего 2N+2 величин). Система уравнений может быть записана в виде:
В этой системе N уравнений (5) описывают условие термодинамического равновесия каждого компонента в газовой fi,V и жидкой fi,L фазах; следующие N уравнений (6), а также уравнения (7) и (8), описывают материальный баланс компонентов в фазах. Таким образом, имеется 2N+2 уравнений для определения 2N+2 величин, зависящих от температуры и давления. Летучести компонентов в газовой fi,V и жидкой fi,L фазах могут быть определены по формуле (3) с помощью коэффициентов вириального разложения А(Т), С(Т), и т.д., либо с использованием уравнения состояния. Для смеси углеводородов наиболее удачным считается уравнение Пенга-Робинсона [5]:
где a(Т) и b - коэффициенты, определяемые экспериментально.
Модель системы жидкость - твердое тело заданного состава
Процесс выпадения парафинов определяется отклонением системы нефть - парафин от фазового равновесия, вызванным изменением летучести жидкой фазы при выделении газа. Молярную долю твердой фазы удобно выразить через константы равновесия твердой и жидкой фаз Ki, которые для каждого компонента рассчитываются следующим образом [5]:
где fi,L , fi,S - летучесть i-го компонента в жидкой и твердой фазах соответственно, xi , si - мольные доли жидкой и твердой фаз каждого компонента, ΔVi – разница молярных объемов в жидкой и твердой фазах. Величины γi,L, и γi,S в формуле (9) - это коэффициенты активности i-го компонента в жидкой и твердой фазах, которые характеризуют отклонение летучести компонентов реального раствора от идеального (подчиняющегося закону Рауля) [3-5]:
где - летучесть чистого i-го компонента. Коэффициенты активности определяются из экспериментальных данных о растворимости высокомолекулярных компонентов:
где diL, diS - коэффициенты растворимости (Н/м2) жидкой и твердой фаз i–го компонента. Так же, как и для смеси жидкость - газ, летучести компонентов в жидкой fi,L и твердой fi,S фазах определяются с помощью уравнения состояния. После ряда преобразований расчетная формула для константы равновесия жидкость - твердое тело принимает вид [6]:
где Ai = 0.0365моль/кг, Bi = 2.79×10-5 моль/(кг×К) – эмпирические коэффициенты, найденные из корреляционных соотношений между молярными массами компонентов Mi, молярными энтальпиями фазовых переходов DHi и температурами затвердевания Ti,S [7-9].
Результаты численного моделирования
Расчеты были выполнены для глубинной пробы высоковязкой нефти (вязкость 110 сП), компонентный состав которой приведен в таблице 1.
Таблица 1. Компонентный состав глубинной пробы №1 скважина 106.
По промысловым данным, начальное пластовое давление равно 78 атм., пластовая температура 16оС. Как видно из приведенных данных, нефть содержит много высокомолекулярных соединений С36+ (суммарная мольная доля почти 16%), а также много метана – почти 40 %. Выбор именно такого образца позволил на качественном уровне проиллюстрировать влияние газовой фазы на процесс кристаллизации парафина.
Алгоритм расчета состоит из трех этапов:
Задаются мольные доли компонент, пластовая температура и давление;
Решается система уравнений (5)-(8), т.е. рассчитывается фазовое равновесия в системе «нефть-газ»;
В оставшейся жидкой фазе рассчитывается фазовое равновесие в системе «нефть-парафин», т.е. решаются уравнения (9)-(12).
Более подробно алгоритм расчетов описан в статье [6].
По результатам моделирования был построен участок Р-Т диаграммы изменения концентраций твердых высокомолекулярных соединений нефти вблизи пластовой температуры (Тпл=16оС) и давления (Рпл = 78 атм.) (рис.1). По этому графику можно определить, что при начальных значениях пластовой температуры и давления, ок. 32% углеводоров находятся в твердом состоянии, что и является причиной высокой вязкости нефти.
Другой особенностью диаграммы на рис. 1 является тенденция к изменению наклона изолиний концентраций твердых компонентов с увеличением давления. Для выяснения причин такого поведения изолиний был выполнен расчет модельной пластовой системы – той же нефти, но с исключенными из нее компонентами С2-С5; результат представлен на рис 2. На этом рисунке показана линия разгазирования, т.е. линия перехода в газ единственного легкого компонента (метана); выше этой линии ни один из компонентов системы не находится в газообразном состоянии. (Для реальной нефти таких линий можно провести несколько: для С1 (метана), С2 (этана) и др., поэтому процесс разгазирования там идет постепенно). Выше линии разгазирования на концентрацию твердых компонентов нефти влияет только градиент температуры, поэтому изолинии концентраций почти ортогональны к оси абсцисс. При снижении давления ниже линии разгазирования из нефти уходит метан, способствуя, тем самым, кристаллизации парафинов. На рис.2 это проявляется в более резком, чем на рис.1, увеличении наклона изолиний концентраций. Данный модельный расчет наглядно иллюстрирует влияние процесса разгазирования на кристаллизацию парафинов.
Рис. 1. Изолинии концентраций твердых фракций нефти.
Рис.2. Изолинии концентраций твердых фракций модельной системы в области разгазирования.
Рис.3. Зависимость концентрации твердых компонентов от давления при различных пластовых температурах.
На рис. 3 приведен график изменения концентрации твердых фракций нефти от давления при трех значениях пластовой температуры: 10оС, 16оС и 20оС. По полученным расчетным данным для всех трех температур выделяются четкие логарифмические зависимости, что согласуется с формулой (4). При росте давления выше линии разгазирования концентрация твердой фазы (при заданной температуре пласта) не меняется, что обусловлено отсутствием выделения газа.
Таким образом, в принятой модели основным фактором, определяющим процесс кристаллизации высокомолекулярных соединений нефти при падении давления, является выделение газовой фазы (разгазирование). Чем больше газа содержится в нефти, тем большее влияние на фазовое равновесие нефть - парафин имеет перепад давления. Если в смеси газ отсутствует полностью, то основным будет обычный температурный механизм кристаллообразования.
Список литературы
Экспериментальное и теоретическое исследование микрокристаллизации парафинов в нефти / Кислицын А.А., Кузнецов С.В., Поднебесных А.В. и др. // Вестник Тюменского госуниверситета. Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика, 2015, т.1, №3. – с.15-21.
Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика, Том V: Статистическая физика. - М.: Наука, 1964.
Шпильрайн Э.Э., Кессельман П.М. Основы теории теплофизических свойств веществ. - М.: Энергия, 1977.
Брусиловский А.И. Фазовые превращения при разработке месторождений нефти и газа – М.: «Грааль», 2002.
Зозуля Г.П., Кузнецов Н.П., Ягафаров А.К. Физика нефтегазового пласта – Тюмень: ТюмГНГУ, 2006.
Данько М.Ю., Кузнецов С.В. Расчет фазового равновесия в системе "газ - нефть - парафин" // Нефть. Газ. Новации, 2012, №8. - с.40-43.
Варгафтик Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. – М.: Наука, 1972. – 720 с.
«Mathematical Modeling of Wax Deposition in Horizontal Wells» M. Evren Ozbayoglu, Birol Demiral, and Mustafa V. Kok, Middle East Technical University, Ankara, Turkey – World Academy of Science, Engineering and Technology, 2007.
New Multi-Solid Thermodynamic Model for the Prediction of Wax Formation / Ehsan Ghanaei, Feridun Esmaeilzadeh, and Jamshid Fathi Kaljahi.– World Academy of Science, Engineering and Technology, 2007