Арктика – один из наиболее богатых углеводородами регионов. Но помимо ценного сырья через воды арктических морей лежит наиболее короткий путь из Европы в Америку, а также возможность доставлять нефть и газ от северных месторождений на рынке азиатско-тихоокеанского региона. Так, российские компании планируют реализовать СПГ с месторождений Ямала в Китай именно по Северному морскому пути. Такая активность в водах самого экологически чувствительного региона накладывает на работающие в Арктике добывающие и транспортные компании обязательства по жесткому соблюдению установленных экологических норм, которые, в первую очередь, относятся к качеству топлива.
«Газпромнефть Марин Бункер» организует круглогодичные поставки судовых топлив и масел для морского и речного транспорта. Компания основанная в 2007 г. и являющаяся сегодня лидером бункерного рынка России, представлена во всех основных морских портах нашей страны, в т.ч. Находке, Владивостоке, Восточном, Посьете, о. Сахалин, Балтийске, Мурманске, Архангельске и др.
В первом полугодии 2017 г. «Газпромнефть Марин Бункер» в морских портах, расположенных на Северо-Западе России, реализовала 516,8 тыс. тонн судового топлива (рост на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.).
Необходимо отметить, что позитивная динамика, в том числе, обеспечена активным развитием Северного Морского Пути, а также увеличением показателей реализации ультранизкосернистого топлива в балтийских портах присутствия компании (Санкт-Петербурге, Усть-Луге и Приморске), где действуют экологические ограничения по количеству серы в судовых топливах (72,4 тыс. тонн – рост на 24% по сравнению с первым полугодием 2016 г.).
Успешная многолетняя деятельность «Газпромнефть Марин Бункер» показала, что компания гарантирует соответствие нефтепродуктов международным стандартам ISO, а также строгое соблюдение технологических требований процедуры бункеровки, отбора проб.
В настоящий момент в судоходстве применяется единый международный стандарт ISO 8217, который определяет качественный состав судовых топлив. Бункерное топливо, поставляемое компанией «Газпромнефть Марин Бункер», полностью соответствует данному стандарту.
Компания осуществляет поставки судовых топлив с НПЗ «Газпром нефти» – Омского, Московского НПЗ, а также с нефтеперерабатывающего завода в Сербии (для охвата рынка Румынии).
С 2015 г. компания ввела на рынок Северо-Западного региона топливо марки RMD-80 0,1%, полностью соответствующее экологическим требованиям. В этой связи особенно важно отметить начало реализации компанией в 2017 г. нового российского судового топлива с улучшенными экологическими характеристиками, которое теперь производит Омский НПЗ.
Маловязкое судовое топливо (СМТ) до настоящего времени отличалось от, например, дизельного, меньшим значением цетанового числа и высоким процентным содержанием серы, которое, как известно, влечет за собой низкую экологичность выхлопа.
ТСУ-80 Омского НПЗ – маловязкое топливо для судовых установок с минимальным содержанием серы не более 1000 ppm (не более 0,1%) – подходит для применения в зонах контроля выбросов (SECA - Sulphur Emission Control Area - особые зоны мореплавания, куда входят Балтийское море, Северное море и пролив Ла-Манш, где суда должны переключаться на топливо с низким содержанием серы), определенных международной конвенцией по предотвращению загрязнений судами MARPOL (Международная конвенция по предупреждению загрязнения акваторий судами).
Напомним, что дополнения к основной конвенции, в которых регламентировано количество серы в судовом топливе, используемом на судах, маршруты которых проходят в зонах SECA, вступили в силу в начале 2015 г.
Новое топливо Омского НПЗ соответствует всем требованиям. Более того, оно также получило сертификат соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического сообщества (ЕЭС).
Напомним, что процентное содержание серы в топливе имеет очень важное значение. Высокое содержание влечет за собой снижение экологичности, а низкое ведет к снижению смазывающих характеристик (необходимо использование присадок).
Специалисты Омского НПЗ нашли решение этой проблемы еще в 2016 г. Именно тогда была разработана технология производства малосернистого судового топлива из гидроочищенного вакуумного газойля каталитического крекинга. В рецептуру новой марки включена присадка, снижающая температуру текучести и препятствующую оседанию в судовом топливе парафинов.
Возможность производить новое судовое топливо появилась благодаря проекту реконструкции объектов товарного производства, реализованному в рамках масштабной программы модернизации Омского НПЗ. Так, в ходе реконструкции было смонтировано более 3х километров трубопровода от комплекса глубокой переработки мазута КТ-1/1 (реконструкция которого была завершена в декабре 2015 г.), до насосной станции, а также модернизирована железнодорожная эстакада налива. Инвестиции в проект – 200 млн руб.
Еще до конца 2017 г. ОНПЗ планирует отгрузить до 50 тыс. т экологичного судового топлива, а потенциал рынка оценивается в 158 тыс. т топлива/год. Перспективы огромны.
Кстати напомним, что стать ведущим игроком на рынке низкосернистого мазута в Северо-Западном регионе «Газпромнефть Марин Бункеру» в 2010 г. позволила реализация произведенного на Омском НПЗ мазута с содержанием серы 1% (в связи с изменением требований к морскому топливу).
Выпуск новых экологичных марок топлива российского производства и их успешная реализация – залог долговременного развития в позитивном ключе не только бункерного рынка, но и нефтеперерабатывающего комплекса нашей страны. Главное – не сбавлять обороты даже в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры.