USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 74.16

+1.08

Природный газ 3.369

+0.18

7 мин
894

Когда рынок штормит…

«Газпромнефть Марин Бункер» является лидером розничного бункерного рынка России: доля компании по итогам 2016 г. составила 19,1%, сократившись за год примерно на 2%. Дочернее предприятие «Газпром нефти» является членом Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков. В составе флота «Газпромнефть Марин Бункер» 9 современных судов-бункеровщиков. Российская компания работает во всех крупнейших портах страны – 20 морских и 14 речных, а также в международных европейских портах – Таллина (Эстония) и Констанце (Румыния).

Когда рынок штормит…

В планах «Газпромнефть Марин Бункер» к 2025 г. расширить собственный флот до 20 судов, а также довести собственную рыночную долю в России до 27%. Согласно прогнозам, объем реализации бункерного топлива «Газпромнефть Марин Бункер» к 2025 г. должен вырасти до 8,2 млн т. Реализация стратегии развития позволит компании «Газпромнефть Марин Бункер» укрепить позиции среди крупнейших участников бункерного рынка России и войти в первую двадцатку крупнейших международных бункеровщиков.

В настоящее время компания выполняет поставки судового топлива, мазута и масел своим заказчикам – судовладельцам и фрахтователям. По итогам прошлого года наблюдались негативные моменты на отечественном рынке. «Газпромнефть Марин Бункер» отмечает сокращение емкости российского рынка на 25,3% в 2016 г. Однако дочка «Газпром нефти» удалось стабилизировать свои позиции.


Доля на российском рынке судового топлива, %


Северный вектор бункеровки

По итогам первых шести месяцев 2017 г., у «Газпром Марин Бункер» произошел прорыв на бункеровочном рынке Северо-Запада России. Продажи судового топлива в этом направлении в первом полугодии текущего года выросли на 16% до 516,8 тыс. т. В северо-западном регионе компания работает в портах Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Калининград, Балтийск, Мурманск, Архангельск и Кандалакша. На фоне прошлогоднего съеживания внутреннего рынка дочка «Газпром нефти» устремилась на Север, разворачивая свою экспансию в бункеровке вслед за развитием арктических перевозок в рамках нефтяных проектов ВИНК: наращиванием добычи на Новопортовском и Приразломном месторождениях.

Как утверждает компания, позитивную динамику бункерному рынку Северо-Запада обеспечило развитие перевозок по Северному морскому пути. Так, в Мурманске – главном российском арктическом порте – «Газпромнефть Марин Бункер» нарастила поставки в январе-июне этого года в 2,2 раза до 133,2 тыс. т. Мурманский морской торговый порт расположен на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря. Порт удерживает четвертое место по объемам перерабатываемых грузов и второе на Северо-Западе. «Газпром Марин Бункер» работает в Мурманске с 2008 г. Бункеровочные операции в акватории порта выполняет судно-бункеровщик «Газпромнефть-Зюйд».

В прошлом году «Газпром нефть» силами двух своих дочек – компаний «Газпромнефть Марин Бункер» и «Газпромнефть – смазочные материалы» – выполнила масштабный проект по оптимизации поставок судовых масел в порт Мурманск, благодаря выполненным преобразованиям теперь можно выполнять отгрузки в круглосуточном режиме и поставлять единовременно до трех видов смазочных материалов. Проект нацелен на обеспечение перевозок нефти, добываемых на месторождениях Приразломное в Печорском море и Новопортовского месторождения на Ямале. Так, первая отгрузка 18 т моторного масла, выпускаемого на собственном Московском заводе смазочных материалов «Газпром нефти», была выполнена на арктический танкер «Михаил Ульянов», задействованный в логистических операциях по поставкам нефти с платформы «Приразломная».

Среди наиболее ярких моментов первого полугодия 2017 г. на Северном морском пути есть и бункеровка в Архангельске ледокола «Капитан Драницын», сопровождавшего суда, доставляющие материалы и оборудование для строительства плавучей атомной теплоэлектростанции в Певеке на Чукотке. Отгрузка топлива на ледокол в объеме 2,6 тыс. т была выполнена в рамках соглашения «Газпромнефть Марин Бункер» с оператором ледокольного флота «Росморпортом». Заключенные договоренности предусматривают поставки топлива в течение трех лет в объеме порядка 15 тыс. т.

Что касается традиционного региона присутствия в ключевых портах Балтики – Санкт-Петербурге, Усть-Луге и Приморске, где сейчас действуют жесткие экологические ограничения по количеству серы в судовых топливах, компании удалось серьезно увеличить объемы продаж ультранизскосернистого топлива на 24% до 72,4 тыс. т. На низком рынке у судовладельцев нет средств для переоборудования судов скрубберами для очистки топлива от серы или строительства новых судов, использующих сжиженный природный газ в качестве топлива. В ближайшей перспективе на рынках судового топлива Балтики будет востребовано в качестве основного именно высококачественное топливо с ультранизким уровнем содержания серы.

В октябре этого года на Омском НПЗ компании выпущена первая партия нового судового топлива с улучшенными экологическими характеристиками с минимальным содержанием серы – не более 0,1%, что позволяет использовать его в зонах контроля выбросов, определенных с 2015 г. международной конвенцией по предотвращению загрязнений судами MARPOL (Балтийское и Северное моря, пролив Ла-Манш). Омский нефтеперерабатывающий завод самостоятельно разработал технологию производства малосернистого судового топлива из гидроочищенного вакуумного газойля каталитического крекинга. Уже до конца 2017 г. на ОНПЗ планируется выпустить до 50 тыс. т экологичного судового топлива, бункеровкой которого займется «Газпромнефть Марин Бункер».

Руководство компании видит главной своей задачей в условиях быстрых изменений на рынке, прежде всего, повышение эффективности бизнеса. «Рост показателей на высококонкурентном рынке Северо-Западного говорит о том, что нам удалось выстроить оптимальную модель работы, успешно адаптироваться к новым внешним условиям, что дает возможность продолжать поступательное движение компании к достижению целей, обозначенных в долгосрочной стратегии», – рассказывает генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункера» Андрей Васильев. По словам топ-менеджера, эффективный сервис и бесперебойные поставки судовых топлив – главные условия для развития транспортных потоков и бункеровки на трассе Северного морского флота, что способствует решению задачи реализации сложных инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации.

Международный игрок бункеровки

В прошлом году «Газпромнефть Марин Бункер» начала заправку судовым топливом у причала в новом петербургском порту Бронка, ранее операции по бункеровке выполнялись лишь на рейде. Первая поставка в объеме 750 т мазута и 80 т дизельного топлива выполнена на паром Finnstar, выполняющем рейсы между германским Травемюнде и столицей Финляндии – Хельсинки. Новый порт Бронка, запущенный в коммерческую эксплуатацию в конце 2015 г., должен стать одним из ключевых грузовых терминалов Санкт-Петербургского транспортного узла. По словам гендиректора «Газпромнефть Марин Бункера» Андрея Васильева, развитие операционных операций в Бронке может стать одним из перспективных направлений работы компании на Севере-Западе.

«Газпромнефть Марин Бункер» активно сотрудничает с ведущими мировыми судовладельцами, международными нефтегазовыми и круизными компаниями. Так, в прошлом году дочернее предприятие «Газпром нефти» начало поставки судовых масел в порту Усть-Луга на судно компании Chevron: бункеровщик «Газпромнефть Вест» отгрузил 13,5 т масла на танкер Seamarlin. Ранее поставки выполнялись автоцистернами-масловозами и путем отгрузки продукции в бочках. Теперь бункеровка осуществляется непрерывно и может производиться на рейде. Между «Газпромнефть – смазочные материалы и американской компанией с 2012 г. действует соглашение об интеграции российской компании в глобальную сеть поставок Chevron. На Омском и Московском НПЗ «Газпром нефти» выпускаются судовые масла под брендом американской компании, реализация продукции идет в основном на территории России и Прибалтики.

Компания активно сотрудничает с крупнейшим круизным оператором Royal Caribbean Cruises Ltd: десятый год поставляет судовое топливо на суда круизной компании в порту Санкт-Петербурга. Так, в ходе летней навигации 2017 г. «Газпромнефть Марин Бункер» поставила на лайнеры Royal Caribbean Cruises 45 тыс. т топлива.

Этим летом «Газпромнефть Марин Бункер» произвела бункеровки на рейде порта Анапа в Черном море судов-трубоукладчиков, ведущих прокладку газопровода «Турецкий поток». Танкер «Газпромнефть Омск» отгрузил 2 тыс. т на мальтийский трубоукладчик Audacia, а бункеровщик «Газпромнефть Норд-Ист» поставил 300 т топлива на судно поддержки Normand Poseidon.

В Черноморском регионе в прошлом году оператор бункерного бизнеса «Газпром нефти» начал отгрузки топлива в адрес STASCO (Shell International Trading and Shipping Company Limited). В порту Туапсе бункеровщик «Газпромнефть Омск» поставил 1480 тонн мазута на танкер Iasonas дедвейтом 115 тыс. т. Соглашение с трейдером Shell изначально предусматривало поставки бункерного топлива в Северо-Западном регионе с возможностью дальнейшего расширения географии сотрудничества. Первые поставки топлива начались в порту Приморск в марте 2016 г.

План на СПГ

Согласно прогнозам развития бункерного рынка, в течение ближайшего десятилетия произойдет постепенное замещение мазута новыми видами экологического топлива. Стратегия развития предусматривает участие компании «Газпромнефть Марин Бункер» в развитии нового сегмента рынка бункеровки в РФ – СПГ как бункерного топлива. Компания приступила к реализации пилотного проекта по строительству малотоннажного газовоза (судна-бункеровщика) для проведения в портах РФ операций по бункеровке судов новым экологически чистым видом топлива – сжиженным природным газом. В планах на перспективу – увеличение числа таких судов. Как надеются в компании, проект позволит «Газпром нефти» занять ключевые позиции по бункеровке судов СПГ в РФ и диверсифицировать линейку реализуемых топлив в преддверии планируемого сокращения выпуска мазута в рамках программы модернизации российских НПЗ. В соответствии с требованиями администраций балтийских портов, исходя из потребностей клиентов-судовладельцев первый СПГ-бункеровщик «Газпром нефти» ледового класса ICE 3, будет обладать установкой по сжижению природного газа и грузовместимостью в 3 тыс. куб. м СПГ.

Но активное использование сжиженного природного газа – это среднесрочная перспектива. Первых ощутимых изменений в структуре спроса на бункерное топливо в виде сжиженного природного газа следует ждать в 2018 г., массового спроса – не ранее 2020 г. По информации специалистов компании, с началом следующего десятилетия новые виды топлива с низким уровнем содержания серы могут вытеснить большую часть мазута с рынка.

Стратегия компании в этой области синхронизируется сейчас с планами по строительству мощностей по сжижению природного газа и формированием спроса со стороны судовладельцев. Общая экономическая ситуация и волатильность рынка оказывают влияние на деятельность всех участников отрасли и создают проблемы при прогнозировании сценариев развития событий, перспектив рынка и экономической эффективности бизнеса. В меняющихся условиях рынка ключевые игроки нацелены на укрепление своих региональных рыночных позиций за счет развития бункерной инфраструктуры – флота и терминальных мощностей. По мнению экспертов рынка, развитию СПГ-бункеровки, прежде всего, могла бы посодействовать поддержка судовладельцев по модернизации и переводу судов на сжиженный природный газ. Соответствующие государственные программы и разрабатываемые планы компаний уже активно поддержаны со стороны экологов.



Статья «Когда рынок штормит…» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11, Ноябрь 2017)

Авторы:
549198Код PHP *">
Читайте также