USD 69.1263

+0.17

EUR 75.3348

+0.38

BRENT 87.67

+0.12

AИ-95

0

AИ-98

0

ДТ

0

5 мин
26
0

Фарватер российской энергобезопасности Технологии, проекты и перспективы ООО «Газпром флот»

2022 год задал новые тенденции на топливно-энергетическом рынке, внеся коррективы в деятельность многих компаний. Однако среди предприятий отрасли есть те, кто, несмотря ни на что, продолжает следовать заданному курсу. О том, как развивается одно из таких предприятий, какие планы строит на будущее и в чем видит успех их реализации, мы побеседовали с генеральным директором ООО «Газпром флот» Юрием Васильевичем Шамаловым.

– Как в условиях санкций были скорректированы планы и задачи компании на 2023 год?

– Деятельность ООО «Газпром флот» сосредоточена исключительно на территории нашей страны. Суда компании участвуют в реализации нефтегазовых проектов на шельфе Российской Федерации, выполняют задачи поставок СПГ на внутренний рынок. Наш флот состоит в основном из судов, спроектированных и построенных на российских верфях, и, соответственно, основная часть используемых нами материально- технических ресурсов произведены на отечественных предприятиях. Поэтому западные санкции не повлияют на нашу работу.


– Какие суда находятся сегодня в эксплуатации «Газпром флота»? Какие планируется задействовать в 2023 году?

– «Газпром флот» – это судоходная компания, мы оперируем плавтехсредствами различного назначения для участия в достижении целей единой политики в области освоения газовых инефтяных месторождений на шельфе Российской Федерации, а также в реализации СПГ-проектов. Кроме этого, наши суда доступны для сдачи во фрахт.

В состав флота входят четыре транспортно-буксирных судна (ТБС): «Нептун», «Сатурн», «Дунай» и «Десна». Они осуществляют буксировку, заводку якорей ПБУ, ведут аварийно-спасательное дежурство в районах бурения, доставляют пассажиров и перевозят различные грузы. Частично эти же задачи выполняют пассажирское судно «Топаз» и крановое судно «Газшельф».

Наше научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Голицын» предназначено для проведения сложнейших работ на глубинах моря до 3 000 метров, в том числе для контроля за укладкой и эксплуатацией подводных трубопроводов. НИС обладает хорошими мореходными качествами и может использоваться также и как пассажирское судно. В этом году оно прошло плановый ремонт в Калининграде. Также наша компания эксплуатирует СПБУ «Амазон».

В реализации СПГ-проектов ПАО «Газпром» участвуют эксплуатируемые «Газпром флотом» судно-газовоз «Портовый» и единственная в России плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский».




– Как Вы оцениваете перспективы СПГ-перевозок?

– С 2000-х годов сжиженный природный газ является самым динамично развивающимся рынком энергоресурсов. На мировом рынке наблюдается рост торговли СПГ, появляются новые экспортеры и импортеры, модернизируются технологии сжижения газа, применяются наиболее современные инновационные решения и разработки в области транспортировки и хранения СПГ, наращиваются производственные и регазификационные мощности. Современный мировой флот насчитывает более 600 СПГ-танкеров.

Необходимо отметить, что отдельного рынка СПГ не существует, а имеется рынок природного газа, который благодаря разным видам транспортировки стал глобальным. Развитие сегмента СПГ на мировом рынке в сравнении с поставками трубопроводным способом определяется эффективностью при поставках на средние и дальние расстояния.

У нашей страны, имеющей опыт эффективного долгосрочного экспорта природного газа по трубопроводам и одновременно развивающей экспорт СПГ, хорошие перспективы по усилению позиций на мировом рынке углеводородов. Таким образом, считаю, что эти направления должны развиваться параллельно с целью диверсификации экспортных поставок.


– Как Вы считаете: вспомогательный флот лучше арендовать под проекты или содержать свой?

– Владение собственным вспомогательным флотом позволяет исключить влияние внешних факторов на деятельность компании и достичь технического суверенитета, что в свою очередь повышает безопасность и независимость в целом. Кроме того, наличие собственного флота позволяет обеспечить оперативную гибкость при выполнении тех или иных морских операций.

Важно отметить, что каждый проект имеет свои технико-экономические характеристики, которые нужно учитывать при выборе способа управления судами. Однако в целом вариант содержания судов в собственности выглядит предпочтительным, тем более,
что стоимость аренды зачастую существенно превышает затраты на их эксплуатацию.


– В настоящее время цифровая трансформация набирает обороты во многих отраслях промышленности. Какое влияние она оказывает на вашу компанию?

– Отвечая на Ваш вопрос, начну с того, что на протяжении всей своей деятельности компания «Газпром флот» применяет в работе передовые технологии. Использование самого современного навигационного оборудования и средств связи, технически сложных устройств и систем автоматизации при проведении подводных работ, бурении на шельфе, перевозке СПГ и регазификации – все это и есть инновационные цифровые технологии.

Эксплуатируемые высокотехнологичные суда свидетельствуют о том, что мы идем в ногу со временем. Без цифровизации и автоматизации сегодня невозможно выполнять работы не только в море и портах, но и осуществлять управление компанией.

В ООО «Газпром флот» активно следят за тенденциями в области информационных технологий и стараются внедрять оптимальные для производственной деятельности решения. С этого года компания стала осуществлять взаимодействие с налоговыми органами посредством витрины данных системы налогового мониторинга, куда в режиме реального времени происходит выгрузка сведений о деятельности ООО «Газпром флот». Это повышает общую прозрачность нашего бизнеса для надзорных органов в части своевременного предоставления документов по проводимым сделкам.

Отдельно стоит отметить, что все вышеуказанные решения внедряются с приоритетом на применение российского оборудования и программного обеспечения. Поэтому в компании «Газпром флот» уделяется особое внимание увеличению доли применения отечественных решений, чтобы обеспечить непрерывность производственного процесса.


– Что Вы можете сказать о людях, посвятивших себя морю? Как сочетаются морские профессии с работой в газовой отрасли?

– Сами моряки говорят, что море хорошо с берега. Кому, как не им знать, что каждый рейс – это изнуряющий труд. Сложное, порой опасное, но вместе с тем приносящее пользу большому количеству людей ремесло, выбирают только те, кто чувствует в себе силы, способности и призвание к этой работе. Без последнего в профессии задерживаются немногие.

Посвятившие себя гражданскому флоту это, безусловно, люди со здоровым авантюризмом и развитой интуицией, смелые и отважные, трудолюбивые и целеустремленные, ответственные и дисциплинированные профессионалы, умеющие принимать взвешенные решения в экстремальных ситуациях.

Все эти качества особо ценятся в газовой отрасли, где каждый технологический процесс чрезвычайно сложен и невыполним без глубоких знаний и практического опыта профессиональной команды. Поэтому в нашей сфере деятельности от специалиста требуются высокая квалификация и развитые компетенции по направлению его работы.



– Каковы планы компании на будущее?

– Одной из важных задач для нас является участие в СПГ- проектах, связанных с приемом, хранением, транспортировкой и регазификацией сжиженного природного газа.

Стратегически важной сферой деятельности в обозримой перспективе будет являться морская транспортировка углеводородов и продуктов переработки, что потребует расширения специализированного флота – танкеров различных типов, буксиров- антовщиков, а также дальнейшего развития береговой инфраструктуры, в том числе современных терминалов.

В 2022 году наш флот пополнился первым современным компактным, но довольно мощным для своего основного назначения буксиром «Богатырь». Мы уверены, что он станет надежным помощником для крупных судов, заходящих в порты, где нужно обеспечивать их безопасное маневрирование и стоянку, грузовые, буксирные и швартовные операции.

В ближайших планах приобрести еще несколько аналогичных буксиров.

Проводятся работы по проектированию и строительству плавтехсредств. В 2022 году уже заложено одно судно, в ближайшей перспективе – еще четыре.

Без наших высококлассных специалистов сложно представить хоть одно из направлений деятельности «Газпром флота» и его дальнейшего развития. Мы системно реализуем программы поиска, найма и подготовки квалифицированных кадров. Некоторые из наших работников на российском рынке труда – уникальные профессионалы в своем деле. Поэтому с уверенностью могу сказать, что нашей команде под силу задачи любой сложности.


Статья «Фарватер российской энергобезопасности Технологии, проекты и перспективы ООО «Газпром флот»» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, Январь 2023)

Авторы:
Комментарии

Читайте также