Экология, СМП и шельф: как помогут нефтегазу аэрокосмические технологии? - Цифровизация - Статьи журнала
5 мин
24
0

Экология, СМП и шельф: как помогут нефтегазу аэрокосмические технологии?

Экология, СМП и шельф: как помогут нефтегазу аэрокосмические технологии?

24 марта на площадке компании «Газпром космические системы» – в телекоммуникационном центре Щелково – прошло 14-e заседание рабочего комитета МДК «Современные технологии и перспективные проекты нефтегазового комплекса». Эксперты обсудили тенденции и перспективы использования аэрокосмических технологий в нефтегазовой промышленности.

Открывая заседание, заместитель председателя правления «Газпрома», председатель Совета директоров «Газпром космические системы» В. Маркелов отметил, что подразделение, осуществляющее космическую деятельность, является очень важным звеном Группы Газпром.



«Наши объекты находятся в труднодоступных регионах: на Ямале, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, где пока нет людей. Мы проводим геологоразведочные работы, начинаем добывать газ. Нам необходима постоянная связь с этими объектами в режиме реального времени. И компания «Газпром космические системы» выполняет данную работу», – отметил В. Маркелов.

О большой роли аэрокосмических технологий в нефтегазовой промышленности заявил и заместитель министра энергетики Московской области Е. Гаврилов. Он напомнил, что в 2019 году губернатор Московской области А. Воробьев и председатель правления «Газпрома» А. Миллер подписали дорожную карту по расширению использования высокотехнологичной продукции предприятий региона в интересах «Газпрома».



«Для рационального использования углеводородных природных ресурсов, изучения геологического строения нефтегазоносных территорий, повышения эффективности разведки и поиска нефти и газа, обеспечения безопасной деятельности предприятий добычи, переработки, хранения, транспортировки и распределения нефти, нефтепродуктов и газа, а также для снижения их негативного воздействия на окружающую среду необходимо использовать последние достижения науки и соответствующее информационное обеспечение», – подчеркнул замминистра.

Сейчас проект успешно реализуется. Благодаря сотрудничеству растет научно-технический и промышленный потенциал не только области, но и страны в целом.

Участники заседания не раз затрагивали тему экологической безопасности, для обеспечения которой космические системы являются одним из наиболее эффективных решений. Если собрать воедино сумму всех штрафов, взысканных в последнее время за нанесение вреда окружающей среде в стране, по словам первого заместителя генерального директора по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам Госкорпорации «Роскосмос» Ю. Урличича, они составят сотни миллиардов рублей. Этих средств точно хватило бы на создание даже не одной, а нескольких орбитальных группировок для экологического мониторинга, которые позволили бы не допустить подобных катастроф. Сегодня в России на повестке дня стоит вопрос создания космических аппаратов, способных детектировать выбросы парниковых газов, в частности, это спутник дистанционного зондирования Земли «Смотр-В», разрабатываемый «Газпром космические системы». На фоне введения Евросоюзом трансграничного углеродного регулирования для сдерживания глобальных изменений климата эта разработка приобретает особое значение. У России появится собственный инструмент для отслеживания углеродной ситуации.

Большие возможности для развития космических систем открываются и на Северном морском пути (СМП). «Северный морской путь – то, чем гордится наша страна. Он должен работать круглогодично. Заинтересована в использовании космических технологий в этом регионе и Госкорпорация «Росатом», которая наделена функцией единого инфраструктурного оператора Северного морского пути. Для решения задач в Арктике нужны и связь, и вещание, и навигация, и дистанционное зондирование Земли, включая метеообеспечение», – рассказал Ю. Урличич. Первый заместитель гендиректора «Газпром космические системы» П. Корвяков сделал акцент на том, что с мониторингом СМП максимально эффективно могут справиться именно радиолокационные космические системы. «Поскольку спутники-радары имеют полярную орбиту с наклонением близким к 90 градусам, они видят Северный морской путь с высокой периодичностью и позволяют оперативно мониторить ледовую обстановку», – объяснил П. Корвяков. Плюс радарная съемка – всепогодная, что также очень важно для мониторинга северных широт. По оценкам, использование актуальных космических данных о ледовой обстановке поможет повысить эффективность перевозок по СМП в 1,5–2 раза за счет улучшения качества планирования маршрутов с учетом ледовой обстановки. То же самое, по словам первого заместителя гендиректора «Газпром космические системы», касается и бурения на шельфе, где вспомогательные корабли обеспечивают работу буровых платформ и их безопасность.

Тему работы на шельфе затронул и гендиректор «Газпром ВНИИГАЗ» М. Недзвецкий. «Мы уходим на шельф, и здесь полноценный мониторинг морских объектов без данных из космоса невозможен. Речь идет о мониторинге строительства, ледовой обстановки и работ по инженерным изысканиям. С помощью спутников независимо от сезона и времени суток можно получать информацию, принимать своевременные управленческие решения и обеспечивать экономическую эффективность реализации данных проектов», – отметил он.

Для решения всех этих непростых задач конструкторским бюро компании «Газпром СПКА» совместно с «Газпром космические системы» разрабатывается универсальная космическая платформа, на базе которой будут создаваться многоспутниковые группировки. По словам П. Корвякова, она будет использоваться и в интересах российской Программы «Сфера», подразумевающей комплексное развитие космических информтехнологий на период до 2030 года. Многие задачи нефтегазового комплекса, которые сейчас решаются беспилотниками (БПЛА), будут более эффективно решаться из космоса, уверил П. Корвяков.

При этом сфера использования БПЛА нефтегазовыми компаниями тоже продолжает расширяться, несмотря на ограниченные возможности их использования.

«Мы запустили первый кейс с доставкой проб нефти с удаленного участка месторождения до лаборатории. У нас есть ощущение, что это станет первым экономически оправданным решением, потому что проблема БПЛА в том, что летать когда угодно и как угодно по требованию они не умеют: все зависит от погоды и обстановки. Для них больше подходят ситуации, когда есть определенная дальность, небольшая нагрузка, расписание, по которому перевозка должна осуществляться. Пробы должны забираться с кустовой площадки с определенной регулярностью и доставляться в лабораторию. Если участок удаленный, это сложно и дорого. Простые беспилотные модели помогают эту задачу решать».

Участники заседания рассказали и о тех изменениях, которые происходят сегодня в деле создания космических аппаратов. «Если раньше спутник, который был создан и настроен на Земле, уходил в полет и непрерывно работал в космосе 15 лет в неизменной конфигурации, то сегодня в таких аппаратах появляется новое качество – гибкость. Есть возможность видоизменить функции этого аппарата в определенных пределах, модифицировать спутник на орбите с помощью бортового программного обеспечения», – объяснил региональный директор крупного европейского производителя аэрокосмической продукции Thales Alenia Space в России А. Бакунц, заметив, что сегодня многие заказчики обращаются за подобными решениями.

Это лучшее подтверждение того, что отрасль не стоит на месте. Для дальнейшего ее развития необходимо укреплять сотрудничество между государством, ведущими нефтегазовыми предприятиями, производителями космических систем, профильными вузами и зарубежными партнерами. В таком случае уже в ближайшее время космические аппараты смогут существенно повысить эффективность нефтегазового комплекса.



Статья «Экология, СМП и шельф: как помогут нефтегазу аэрокосмические технологии?» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2021)

Авторы:
Комментарии

Читайте также