Ключевые слова: смазочные материалы, маркировка продукции, современное производство, цифровая система «Честный знак», национальный каталог продукции
– United Petrochemicals ранее сообщала о том, что компания начала подготовку к участию в проекте по обязательной маркировке продукции «Честный знак». Расскажите, в какой фазе реализации проекта технопарк находится сейчас: какой объем оборудования и продукции оснащен и маркируется системой?
– С 1 июля 2025 года оборудованием для нанесения «Честного знака» оснащены все линии всех производственных площадок, выпускающих внушительный ассортимент продукции, подлежащей обязательной маркировке. В этот же момент мы фактически начали поставлять маркированную продукцию с DM-кодами «Честного знака» в розничные торговые точки.
– Какая именно продукция, выпускаемая на технологических мощностях UPEC, уже вовлечена в этот процесс?
Поэтому уже сегодня мы регистрируем в «Честном знаке» 100 %, то есть весь объем выпускаемой продукции, хотя она и подлежит обязательной маркировке только с 1 сентября 2025 года. Это моторные и трансмиссионные масла, охлаждающие и тормозные и другие автомобильные жидкости.

– Подключение и пусконаладка оборудования для обеспечения работы системы «Честный знак» влечет за собой серьезные изменения в технологических цепочках и процессах,
на что, конечно, требуются время и ресурсы. Во сколько приблизительно UPEC оценивает дооснащение производства и связанные с ней изменения?
– Подключение 100 % оборудования в системе маркировки – сложный процесс, который подразумевает изменение логистики, расширение штата, внедрение дополнительных IT-решений для обслуживания системы. По нашим предварительным оценкам, с учетом масштабов технопарка на это потребуется порядка 150 млн рублей.
– По логике это должно отразиться и на конечной стоимости продукции, которая должна стать дороже. Насколько вырастут цены?
– Из-за маркировки цены точно не вырастут. Наши дополнительные затраты, связанные с маркировкой товаров, не лягут на потребителей. Дооснащение производства и другая деятельность в рамках участия в программе «Честный знак» сейчас и в будущем будет финансироваться только из наших собственных резервов и прибыли компании. Потребитель же продолжит получать качественный продукт по доступной/привычной цене.
– Расскажите подробнее, как сейчас организован процесс маркировки на ваших предприятиях?
– Процесс начинается с обязательной регистрации каждого продукта в Национальном каталоге – единой базе всех маркированных товаров.

Специализированное программное обеспечение генерирует уникальные коды DataMatrix для каждой единицы продукции – будь то бочки, канистры, тубы, дой паки или жестяные банки. Благодаря использованию криптографических алгоритмов эти коды невозможно подделать, каждый код содержит уникальную цифровую подпись.
Следующий шаг – нанесение кодов на упаковку. Для этого мы используем промышленные термотрансферные аппликаторы, встроенные прямо в конвейерные линии. Стикеры с кодами печатаются и наклеиваются на продукцию в автоматическом режиме параллельно с процессом изготовления самой продукции.
Каждый нанесенный код проходит обязательную верификацию прямо на производственной линии. Специальные сканеры проверяют соответствие формата DataMatrix, сверяют данные с производственным заданием и исключают возможность дублирования кодов – если вдруг такое произойдет, система мгновенно заблокирует повторные коды. Все данные в режиме реального времени передаются в национальную систему мониторинга «Честный знак».

При перемещении продукции на склад хранения проводится повторное сканирование всех кодов для подтверждения операций в системе ЦРПТ* (Центр Развития Перспективных Технологий). К весне 2026 года система будет еще и автоматически формировать электронные накладные с привязкой к кодам маркировки, что дополнительно упростит документооборот.

Перед отгрузкой клиентам выполняется финальное контрольное сканирование всей партии. Такой многоступенчатый процесс обеспечивает полную прослеживаемость продукции на всех этапах – от производства до конечного потребителя, гарантируя подлинность и качество произведенных на United Petrochemicals смазочных материалов
– А если покупатель заказал канистру моторного масла в интернете, но на ней не оказалось маркировки, можно ли считать, что это – контрафакт?
– Важно смотреть на дату выпуска, указанную на упаковке. Обязательная маркировка для всех производителей и импортеров стартует с 1-го сентября 2025 года. Таким образом, она коснется всей новой продукции (то есть, выпущенной 1-го сентября и позднее), тогда как для ранее произведенных масел и технических жидкостей действует переходный период: они должны быть до маркированы до 1 ноября 2025 года.

– Можно ли закупить неоригинальные автомасла за рубежом, растаможить, замаркировать и легально продавать в России под видом официальной продукции? Сможет ли «Честный знак» уберечь от подделок потребителей, продолжающих выбирать бренды, давно ушедшие из России?
– Ввиду того, что сегодня официально разрешен параллельный импорт некоторых видов продукции, в том числе ряд брендов моторных масел, для их ввоза совершенно необязательно предъявлять документы, подтверждающие договорные взаимоотношения импортера и официального роизводителя, например, Castrol, Mobil, Shell и другими брендами. Поэтому сегодня быть уверенным в качестве и оригинальном происхождении можно только приобретая моторные масла и смазочные материалы, выпущенные на территории Российской Федерации – в этом случае маркировка «Честный знак» на упаковке будет служить 100 % гарантией, в иных случаях на данный момент возможны варианты.

«Честный знак» и его аналоги в других странах
В России система «Честный знак» объединяет все этапы производственной цепочки – от производителя до кассы, а штрафы за нарушения жестче, чем в ЕС или США. Например, в Китае за отсутствие маркировки штрафуют на $1,5 тыс., а в РФ – до 500 тыс. руб.
Системы, подобной российской, в таком же масштабе, и, в частности, на моторные масла – больше нигде нет:
- ЕС – система FMD для лекарств, EPCIS для товаров.
- Китай – China Traceability Platform (с 2008 года) для еды и электроники.
- США – FDA Serialization (фармацевтика), GS1 (розница).
- Индия – DGFT для импорта, QR-коды на упаковках.
- Турция – IRS для лекарств.
UPEC (United Petrochemicals) — крупнейший* в Европе контрактный производитель смазочных материалов, оснащенный передовым оборудованием от мировых лидеров. Технологические мощности позволяют компании выпускать до 1 млрд литров автомасел и 10+ тыс. тонн пластичных смазок ежегодно. В производстве используются высококачественные базовые масла и пакеты присадок Аfton, Lubrizol, Infineum и др. Технопарк площадью 40 га включает собственное производство тары (100+ млн пластиковых и 30+ млн жестяных канистр в год) и логистические мощности на 65 тыс. паллетомест. Продукция UPEC поставляется в более чем 30 стран мира, имеет официальные допуски и одобрения от ведущих мировых автопроизводителей, в числе которых Audi, Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover, Porsche, MAN, Volvo, Cummins, Scania и многие другие. До 2022 года на мощностях UPEC производились масла таких известных брендов, как Total, Castrol, Mobil, Texaco, Petro-Canada, Valvoline и др.
* По данным Лаборатории социологической экспертизы Института социологии ФНИСЦ РАН, опубликованным по результатам анализа европейского рынка блендинга моторных масел и смазочных материалов. https://socexpertiza.ru/proizvodstvo-upec-yavlyaetsya-blendingovoj-ploshhadkoj-1-v-evrope.php