USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.42

+0.12

Природный газ 2.963

-0

11 мин
622

Мексиканский фактор

Мексиканский фактор

В ближайшие 22 года Мексика может совершить настоящий рывок в сфере добычи углеводородов и переместиться с 9 на 4 место с объемом добычи порядка 423 млн тонн в год к 2035 году.

В прошлом году три основные политические партии Мексики сумели договориться и принять документ – «Пакт за Мексику». В частности в этом межпартийном соглашении прописаны вопросы, по которым партии PRI[1], PRD[2] и PAN[3] будут скоординировано работать в парламенте при принятии новых и отмены старых законов необходимых для реформирования страны. Все три партии в совокупности имеют более 76% голосов в парламенте Мексики, которые понадобятся для получения квалифицированного большинства при принятии поправок в конституцию страны, необходимость реформ в которой признавалось всеми политическими силами страны. Среди отраслей экономики, которые подвергнутся реформированию, также значатся сферы телекоммуникаций и энергетического сектора интерес, к которым проявили и российские компании. Набранный темп реформ в стране, по которому в течение последнего года был проведен целый ряд поправок в конституцию страны, в частности поправки ограничивающие привилегии могущественного профсоюза учителей, иммунитет чиновников от уголовного преследования, а также изменения, лишающие национального телекоммуникационного гиганта квазимонопольного положения на рынке. Все это вселяет надежды на то, что объявленное в августе президентом Мексики Энрике Пенья Ньето инициатива открытия энергетического сектора страны для частных инвесторов и реформирование налоговой системы страны, в том числе энергетического сектора будет реализовано в полном объеме и послужит прорывному росту нефте и газодобычи в стран.

Некогда вторая в мире страна по производству нефти в мире в 1938 году национализировала всю нефтедобычу в стране, которую, преимущественно, контролировали иностранные игроки. Вся нефте- и газодобывающая отрасль страны была сконцентрирована в государственной компании Petroleos Mexicanos (PEMEX). За годы государственного управления в отрасли наметилось технологическое отставание, которое затрудняло извлечение более труднодоступных месторождений, как на суше, так и на шельфе. В итоге происходила разработка только тех месторождений, которые было возможно разведать и эксплуатировать при имеющихся технологиях. Все это на фоне не восполнения доказанных запасов нефти привело к драматичному падению добычи после очередной попытки выведения отрасли из кризиса в период с 1995 по 2004 гг.

рис 1.jpg

В тоже время по данным инвестиционного подразделения Ситибанка Мексика потенциально обладает существенными запасами углеводородов различного типа месторождений. Так по запасам сланцевого газа импортером которого уже несколько лет является Мексика находится на 4 месте в мире с объемом 18 трлн м куб газа. Однако существует большая разница между доказанными запасами газа и предполагаемыми. Так в 1992 году запасы углеводородов в Мексике (Рисунок 2) были приведены к стандартам США, по которым доказанными запасами считаются только те запасы, промышленная добыча на которых может быть начата в течение 9 месяцев после принятия решения о разработке. Таким образом, Мексика фактически является настоящей нефтяной заначкой США. Богатые запасы глубокого шельфа мексиканских территориальных вод залива оцениваются в 9,7 млрд т. нефти и 2,8 трлн м куб природного газа, а также запасов суши, которые в сумме оцениваются не менее чем в 40 млрд тонн нефтяного эквивалента. Успешная реализация институциональных реформ, которая начата новым правительством Мексики, позволит вскрыть эти запасы.

рис 1.jpg

Общая добыча нефти и газового конденсата в Мексики достигла своего пика в 3,8 млн бар сутки в 2004 году после чего упала до 2,9 млн бар сутки в 2011 году и стабилизировалась на этом уровне. Причиной рекордного падения добычи можно называть разные причины: отсутствие современных технологий добычи нефти на труднодоступных месторождениях, в том числе глубокого шельфа и природного сланца. Однозначно можно сказать только то, что госкомпания-монополист в условиях десятилетиями коррумпированого правительства-популиста, нередко залезавшего в карман компании и продвигавшего лояльных правительству чиновников работало в условиях не способствовавших качественному развитию компании. По прогнозам экспертов инвестиционного подразделения Ситибанка, страна уже к 2017 году станет импортером нефти, а к 2030 году объем импорта может достигнуть 1 млн барр в сутки. Все это сформировало в стране понимание необходимости проведения реформ в сырьевом секторе. Первые подвижки в этом направлении начались уже в 2011 году, когда были выданы первые лицензии на разработку и добычу без права владения. Данная мера была призвана обойти ограничения конституции страны ограничивающей доступ иностранных компаний к мексиканским месторождениям. Однако этих мер оказалось недостаточно для модернизации отрасли, требующей привлечения инвестиций и, что более важно, технологий поэтому в августе этого года было объявлено о новом этапе реформирования ТЭКа в стране.

Геологические и климатические условия в которых находится Мексика, позволяют говорить о значительном потенциале нефте и газодобычи в стране. Заявленные в августе этого года реформы топливно-энергетического сектора экономики позволят раскрыть существующий в стране потенциал мексиканских недрдля разработки месторождений нефти и газа. Перспектива роста добычи может превзойти все существующие ожидания и тому есть ряд фундаментальных факторов. Давайте попробуем в них разобраться.

Фактор первый – запасы. По запасам всех типов нефти, кроме битумозных песков[4] Мексика, по некоторым оценкам, потенциально может быть на первом месте среди стран НАФТЫ[5] с объемами не менее 50 млрд тонн против 35 млрд тонн в США и 48 млрд тонн (без учета битумозных песков) в Канаде. При этом накопленная добыча в Мексике составляет всего 6 млрд тонн по сравнению с 25 млрд тонн в США.

Если обратить внимание на историю доказанных запасов нефти в странах Северной Америки (Рисунок 4), то можно заметить, что долгое время они находились на примерно одинаковом уровне. Нынешний разрыв произошел только когда Канада занесла в свой баланс извлекаемых запасов гигантские месторождения нефтяных песков, а Мексика ввиду недоинвестирования в отрасль и неспособности извлечь нефть новых труднодоступных и старых остаточных месторождений вынуждена была часть запасов снять с баланса, в связи с чем и произошла резкая просадка доказанных запасов нефти в 1998 году. Сейчас наиболее перспективные запасы нефти сосредоточены на глубоком и сверхглубоком шельфе мексиканского залива (порядка 9,7 млрд тонн), технологическое отставание и хроническое недоинвестирование не позволяло разрабатывать эти месторождения. На данный момент эти объемы даже не учитывается на балансе запасов страны, в то время как в территориальных водах США это один из наиболее перспективных источников нефти, который уже активно разрабатывается и будет источником замещения нынешних выбывающих мощностей.

Кроме того, потенциал Мексики заключается не только в новых нетрадиционных месторождениях и месторождениях глубоководного шельфа, но также и в современных возможностях доразведки и интенсификации разработки существующих месторождений крупными и малыми компаниями. С другой стороны существующая россыпь малых месторождений нефти, которые рентабельны для разработки только малыми компаниями, условно представляют собой еще одно гигантское месторождение, освоение которого в США позволило долгие годы поддерживать падающую добычу. Сейчас около 55% всей нефти США добывается именно малыми (независимыми) компаниями. Именно малые компании первыми оценили возможности комплексного использования 3D сейсморазведки, горизонтального бурения и многостадийного разрыва пласта и оказались победителями при разработке новых нетрадиционных, труднодоступных месторождений. Таким образом, по объемам потенциальных запасов нефти наиболее рентабельных для разработки Мексика является лидером среди стран Северной Америки, а по объемам добычи аутсайдером и тут скрывается значительный потенциал для роста добычи.

Фактор второй – себестоимость. Есть две основные причины, обуславливающие потенциально более низкую себестоимость добычи нефти в Мексике по сравнению с США и Канадой, а значит и более высокую рентабельность разработки. Первое – климатические и географические условия. Мексика по сравнению с Канадой находится в теплых климатических условиях, характеризующихся малой лесистостью, высоким уровнем освоенности территории. В Мексике нет необходимости завозить людей, строить вахтовые поселки или вовсе с нуля возводить города в Тайге, не говоря уже о более высокой себестоимости добычи нефтяных песков по сравнению со всеми остальными типами месторождений нефти. Вторая причина более спорная, но о ней также стоит упомянуть. Объем накопленной добычи в США в 4 раза выше по сравнению с Мексикой. Большинство традиционных месторождений в США истощено, а новые проекты ведутся преимущественно на нетрадиционных месторождениях. В тоже в Мексике имеется значительный потенциал по доразведке существующих традиционных крупных и россыпи малых месторождений себестоимость разработки которых, в разы ниже самых рентабельных сланцевых проектов.

рис 1.jpg

Третий фактор. Мексика является участником соглашения о свободной торговле с Канадой и США - NAFTA и имеет общую протяженную границу с США, по обеим сторонам которой находятся освоенные и заселенные территории. Таким образом, в случае полного проведения реформ, а все указывает на то, что они будут доведены до конца и в полном объеме, то бурильным бригадам, геологам, компаниям и корпорациям не составит значительного труда отправиться из Нью-Мехико, Техаса, Колорадо или Луизианы в Мексику для разработки новых месторождений нефти и газа. Таким образом в отличии от Китая, Европы и Аргентины в Мексике не должно быть проблем обеспечения нефтедобывающей инфраструктурой, оборудованием и кадрами с которыми столкнулись эти страны и которым для решения этих проблем понадобится 10-15 лет. Таким образом, в случае проведения поправок в 27 и 28 статью Конституции Мексики, можно ожидать такие же темпы разработки месторождений в Мексике, как и любом другом штате США, в котором ранее проводилась добыча в очень ограниченном масштабе, например, как в Северной Дакоте. При этом стоит отметить, что разработка шельфовых месторождений залива должна будет проходить еще более быстрыми темпами, т.к. разработка глубоководных месторождений мексиканского шельфа уже активно ведется в территориальных водах США.

рис 1.jpg

Подводя итог выше описанных факторов, можно заключить, что лидерство Мексики по качеству и объему запасов, а также себестоимости их разработки в купе с членством в НАФТЕ и наличием общей границы с США позволит наращивать объемы добычи с темпами не меньшими чем в Канаде - лидеру по темпам роста добычи.

Теперь давайте поговорим о будущем. Объемы накопленной добычи в Канаде и Мексике находятся на сопоставимо одинаковом уровне 5,5 млрд тонн в Канаде и 6 млрд тонн в Мексике. В тоже время динамика разработки нефтяных месторождений до 2004 года включительно была сходной. Далее в Мексике начался спад добычи основной причиной, которой был технологический фактор, а не ресурсный. Так за период с 2004 года по 2011 накопленный рост добычи в Канаде составил 17% в то время как в Мексике добыча снизилась на 24%, однако если бы в Мексике сохранялись бы сходные с Канадой темпы роста добычи, а все предпосылки для сходных или даже больших темпов роста добычи в Мексике были, Таким образом в 2012 году Мексика потенциально могла добывать не 143 млн тонн в год, а около 223 млн тонн в год. Представленный в данной статье прогноз добычи нефти в Мексике был основан на расчетах экспертов инвестиционного подразделения Ситибанка. В частности средний темп и период роста добычи в Канаде был приведен для Мексики и на основе этих расчетов был получен новый прогноз отличительной предпосылкой которого является реализация институциональных и отраслевых реформ в Мексики. Возможность реализации данного сценария напрямую будет зависеть от стабильности правил и завершенного характера институциональных и отраслевых реформ в экономике и по своей сути отображает потенциал развития мексиканской нефтедобычи до 2035 года.

В 2012 году в отчете инвестиционного подразделения Ситибанка приводились следующие (Таблица 1) прогнозы роста добычи для Канады с уровня 3,5 млн бар сутки в 2011 году до 4,8 в 2015 и до 6,7 млн бар сутки в 2020 г. Эксперты инвестиционного подразделения Ситибанка свои прогнозы роста добычи строили от 2011 годы, однако в эту таблицу будет также добавлен 2004 год, так как именно в этот год Мексика достигла пика добычи и этот рост мог быть продолжен.Поэтому при расчете прогноза темпа и продолжительности роста добычи в Мексике мы будем опираться именно на 2004 год и все объемы роста пересчитывать именно к 2004 году.

рис 1.jpg

В своем прогнозе эксперты инвестиционного подразделения Ситибанка приводят прогноз роста добычи до 2020 года т.е. продолжительность период составит 15 лет срок непрерывного роста добычи нефти в Канаде с 2005 по 2020 гг. В тоже время в Мексике в период с 2004 по 2011 год добыча непрерывно падала и эти 7 лет падения добычи также возможно отыграть. Поэтому наш прогнозный период составит 22 года.

Таким образом, мы получаем, что потенциальная добыча нефти в Мексики в 2020 году может составить около 214 млн т или 217 по прогнозам экспертов инвестиционного подразделения Ситибанка. Устранение институциональных барьеров развития нефтедобывающей отрасли в Мексике началось только в этом году, поэтому 22 летний срок можно считать до 2035 года с расчетом на ускорение реализации ранее описанных факторов, как пройденных уже в других странах. Поэтому с учетом того, что уже по прошествии 2 лет видно опережение реализации прогнозов роста добычи в США и Канаде можно предположить об аналогичном эффекте после 2020 года и для Мексики по мере того, как заявленные тенденции наберут силу. Таким образом уже к 2030 году Мексика сможет выйти на объем добычи 354 млн т и к 2035 году на 423 млн тонн.

Подобный темп роста добычи выведет Мексику в пятерку крупнейших производителей нефти в мире. США в 2012 году потребило 980 млн тонн нефти и ее заменителей[6] из которых добыло только 394 млн тонн. Все остальное было преимущественно покрыто за счет импорта, в том числе из Канады и Мексики, однако основную долю потребностей покрывали страны Персидского залива. Рост добычи нефти в Канаде и Мексике приведет к тому, что США будет все меньше и меньше необходимости импортировать нефть из таких стран, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Нигерия, Венесуэла и других стран. По прогнозам Ситибанка нефтяная самодостаточность Северной Америки наступит уже в 2020 году, однако с учетом тенденции ускорения реализации заданных прогнозов, а также подключения к этому процессу еще и Мексики, можно ожидать, если не опережающей реализации прогноза, то, по крайней мере, повышения его надежности. В случае становления Северной Америки энергетически самодостаточной державой 90 летний союз между США и арабскими странами Персидского залива может подойти к концу и порядок в этом регионе придется поддерживать какой-то другой стране, например – Китаю. Исходя из этого, можно предположить начало эпохи Арабо – Китайской дружбы. Конечно, это является только предположением, однако тенденция к перераспределению сил на Ближнем Востоке будет неминуемо возрастать независимо от того к какой эпохе этом может привести.

Поскольку ранее никто не ожидал и на данный момент так же вряд ли ожидает, то становление Мексики, как 4 или 5 крупнейшего в мире производителя нефти в мире добавит к мировому топливному балансу еще около 4 млн[7] бар в сутки дополнительного производства, что неминуемо окажет давление на цены на нефть перепроизводство которой происходит уже два года и пока балансируется странами ОПЕК.




[1] Институционально-революционная партия, 31,9% в нынешнем парламенте Мексики

[2] Партия демократической революции, 18,5% в нынешнем парламенте Мексики

[3] Партия национального действия, 25,9% в нынешнем парламенте Мексики

[4] Потенциал снижения себестоимости добычи битумозных песков выглядит более ограниченным по сравнению с месторождениями твердых песчанников, поэтому при снижении цен ниже уровня 80 долл за баррель новые инвестиции в отрасль будут значительно сокращены, хотя существующие мощности будут продолжать работать в отличии от твердых песчанников, где таким уровнем отсечения будет 50 долл за баррель.

[5] НАФТА (в пер. с англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA), между членами соглашения устраняются практически все барьеры на пути движения капиталов, товаров, услуг и легальной рабочей силы.

[6] Помимо нефти и газового конденсата, который также относится к нефти, США за счет глубокой переработки нефти посредством таких процессов, как крекинг и риформинг, разламывая длинные цепочки ароматических углеводородов дополнительно получают (выигрывают) около 50 млн тонн нефтепродуктов (1,2 млн бар). Еще одним источником замены нефти является биотопливо, которое дополнительно обеспечивает 46 млн тонн внутренних потребностей экономики США в нефтепродуктах.

[7] Около 200 млн тонн нефти в год в зависимости от плотности добываемой нефти и газового конденсата.





Статья «Мексиканский фактор» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11-12, Ноябрь 2013)

674097Код PHP *">
Читайте также