Концептуальное использование судна-склад в шельфовых проектах труднодоступных регионов - Арктика - Статьи журнала
6 мин
101
0

Концептуальное использование судна-склад в шельфовых проектах труднодоступных регионов

Концептуальное использование судна-склад в шельфовых проектах труднодоступных регионов

Акватория шельфовой зоны Арктических морей Российской Федерации богата нефтегазовыми месторождениями. Сложность освоения этих месторождений обусловлена их труднодоступностью, низкоразвитой инфраструктурой региона, малой численностью населения, коротким безледовым сезоном и суровыми погодно-климатическими условиями. Перечисленные риски одновременно являются и вызовами для их решения. Какие технологии и оборудование делают эти решения возможными?


Проект добычи нефти на месторождении Приразломное (оператор ООО «Газпром нефть шельф»), а также опыт бурения на Долгинском нефтяном месторождении (оператор ООО «Газпромнефть-Сахалин») доказывают возможность эффективного решения самых сложных вопросов и вызовов региона.

Северо-Врангелевский и Хейсовский лецензионные участки, на которых «Газпромнефть-Сахалин» планирует вести разведочное бурение, расположены в еще более труднодоступной части Арктики, период бурового сезона в безледовых условиях которых в среднем составляет 100-130 дней.

рис 1.jpg

рис 1.jpg

В настоящий момент в мире еще не существует технологий круглогодичного бурения в высоких северных широтах с крайне сложной ледовой обстановкой, поэтому реализация текущих проектов возможна только в период безледовой навигации.

 

Для решения в срок поставленных задач при проведении разведочного бурения и бесперебойного обеспечения буровой установки материалами, оборудованием и снабжением, а также для повышения безопасности проведения работ рекомендуется использование специализированного судна-склада, которое будет находиться в непосредственной близости от буровой установки. В период мобилизации судно-склад принимает в порту и размещает в своих грузовых помещениях основное оборудование, материально-технические ресурсы (МТР), инструменты, установку подготовки сыпучих материалов и смесей (балк-плант), а также размещает в своих топливных танках запас ГСМ для снабжения буровой установки. Таким образом, все основное оборудование и материалы для производства работ на месторождении размещаются на судне-складе, что существенно сокращает сроки их доставки на буровую установку в короткий безледовый период. Необходимо отметить и тот факт, что средний радиус полета вертолетов, имеющихся на рынке, составляет 380 км, что не покрывает всю площадь отдаленных ЛУ и возможных мест расположения морских буровых установок. Соответственно, наличие на судне-складе вертолетной площадки и станции дозаправки вертолетов необходимо для обеспечения промежуточной посадочной площадки.

Таким образом, помимо снабженческих функций и для достижения максимальной эффективности и синергии работы к судну-складу предъявляются дополнительные требования:

- наличие плав-гостиницы для размещения дополнительного персонала или при перевахтовке буровиков;

- наличие вертолетной площадки для организации смены вахт и медицинской эвакуации в качестве промежуточной вертолетной площадки между береговым вертодромом и морской буровой установкой;

- наличие станции дозаправки вертолетов и вертолетного ангара для повышения сохранности техники в суровых Арктических условиях и возможности производства ремонтно-обслуживающих работ;

- наличие судового госпиталя;

- наличие кранового вооружения для осуществления перегрузочных работ в условиях открытого моря;

- размещение комплекса по Ликвидации Аварийных Разливов Нефти (ЛАРН), а в случае необходимости – использование судовых танков для размещения нефтесодержащих и замазученных вод

- организация приема отходов буровой установки;

- задействование судна-склада с высоким ледовым (ледокольным) классом в мероприятиях по Управлению Ледовой Обстановкой.

рис 1.jpg

С 1 января 2017 г. вступает в силу Полярный Кодекс ИМО, который предусматривает снижение дымовых выбросов продуктов сгорания топлива в атмосферу. Использование судового топлива с пониженным содержанием серы, сокращение количества флота и количества рейсов судов обеспечения морских буровых платформ за счет привлечения судна-склада окажут благоприятное воздействие на природу региона, тем более, что в непосредственной близости от Северо-Врангелевского ЛУ расположен крупнейший Арктический заповедник на острове Врангеля. 

В результате использования судна-склада будут решены следующие задачи:

- Сокращено количество рейсов судов обеспечения;

- Сокращено время доставки оборудования и материалов на буровую установку;

- Сокращено количества флота обеспечения;

- Как следствие предыдущих пунктов, снижены затраты проекта и повышен уровень экологической безопасности.

 В настоящее время флот, который может быть использован в качестве судна-склада либо находится в стадии разработки, либо не обладает необходимыми техническими характеристиками. В условиях низких цен на нефть, а также принимая во внимание введенные санкции против РФ, целесообразно рассматривать варианты использования флота российских судовладельцев с возможностью его модернизации до современных требований. 

Во времена СССР была разработана серия транспортных судов тип «Снабженец Арктический» (СА). На тот период времени разработок шельфовых месторождений не велось, поэтому серия судов СА планировалась для снабжения отдаленных регионов Крайнего Севера. Наиболее интересным судном серии для применения в шельфовых проектах является судно тип СА-8, которое по большинству параметров подходит для использования в качестве судна-склада буровой установки. Однако учитывая возраст постройки существующих судов, СА-8 требуют дополнительной модернизации. В частности, возможна постановка в одно из грузовых помещений судна установки балк-плант для производства сыпучих смесей и материалов; МТР, шламовые контейнеры и буровые трубы возможно разместить в отдельных грузовых помещениях судна. Вертолетная площадка также может быть дооборудована до требований по приемке вертолетов МИ-8. Тем не менее, отсутствие  системы динамического позиционирования (DP) судна не позволит ему участвовать в прямых перегрузках с буровой установкой. Эта проблема решается путем привлечения промежуточного судна снабжения с системой DP: судно-склад встает на якоря в зоне укрытия неподалеку от проведения буровых работ и обрабатывается судами обеспечения.

рис 1.jpg

На данный момент, с учетом своего возраста, в составе действующего флота под флагом РФ осталось только 2 судна этого типа: «Василий Головнин» и «Иван Папанин», находящиеся в собственности Дальневосточного и Мурманского морских пароходств соответственно. Еще одно судно тип СА-8 – «Снежный Лев» куплено Китайской компанией и переоборудовано для научно-исследовательских экспедиций в Арктике и Антарктике.

 Что касается рынка иностранного флота, то существующие проекты «судно-склад» слишком дорогие для их задействования в проектах геолого-разведочного бурения, а также не имеют ледового класса для работы в Арктическом регионе. Есть наработки иностранных судовладельцев по переоборудованию балкерного (навалочного) флота с ледовым классом под функционал судна-склад, но для будущей разработки концепта судна-склада и его базовых ТТХ для нового строительства имеет смысл рассматривать именно серию судов тип СА-8. Кроме того, существует проблема модернизации или строительства флота, связанная с тем, что сроки геолого-разведочных работ на большинстве шельфовых участков ограничены периодом безледовой навигации и в среднем составляют 4-6 месяцев в год, а с учетом мобилизационно-демобилизационных мероприятий - 5-8 месяцев. Таким образом, использование судна в оставшееся время года – задача, которую необходимо решать судовладельцам для повышения эффективности его финансовой деятельности. Именно этот фактор отчасти препятствует запуску в строительство такого типа судна. При этом стоит отметить, что на стадии нефтедобычи в труднодоступных регионах Арктики судно-склад также будет востребовано, что стоит учесть при нивелировании  оценки рисков для закладки его типа в строительство.

Возможные варианты использования судна-склада в шельфовых проектах:

- Геолого-разведочные работы – разработка проекта модернизации действующего флота на основе базовых тактико-технических характеристик и в соответствии с требованиями Арктических шельфовых проектов;

- Освоение и добыча нефти – строительство нового судна (или серии судов), отвечающего всем современным требованиям Арктических шельфовых проектов.

В условиях действия санкций, направленных против развития и реализации Арктических шельфовых проектов РФ, а также – в целях обновления флота судовладельцев РФ и развития национальной судостроительной индустрии проекты модернизации, проектирования и строительства флота приобретают особую важность.

 



Статья «Концептуальное использование судна-склад в шельфовых проектах труднодоступных регионов» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, 2016)

Авторы:
Комментарии

Читайте также