USD 78.1856

+0.23

EUR 90.9716

+0.41

Brent 69.43

-0.17

Природный газ 3.532

0

4 мин
667

Искусственный интеллект и развитие спасательных технологий в российской Арктике

С каждым днем искусственный интеллект все активнее проникает в разные сферы жизни. Новым плацдармом испытаний технологий искусственного интеллекта, направленных на выполнение задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей, становится территория Арктики. Кроме этого, искусственный интеллект помогает сделать жизнь людей на Крайнем Севере комфортней и безопасней.

Искусственный интеллект и  развитие спасательных технологий в российской Арктике

Ключевые слова: Арктика, искусственный интеллект, новые технологии, спасатели, беспилотные летательные аппараты, робототехника.


Исследования в сфере искусственного интеллекта вошли в число приоритетов государственной политики, и именно поэтому в центре внимания оказались отечественные или совместные с зарубежными учеными или практиками разработки интеллектуальных систем. Со страниц средств массовой информации можно узнать о самых передовых зарубежных достижениях, однако и в России существует достаточное количество проектов и уже готовых решений по внедрению искусственного интеллекта в практическое хозяйствование. Количество определений того, что же такое искусственный интеллект, приближается к нескольким десяткам. Предлагается считать, что искусственный интеллект – это научная дисциплина, занимающаяся моделированием разумного поведения.

В России, как и в мировой практике, применение искусственного интеллекта за полярным кругом до настоящего времени весьма ограничено. Это относится в полной мере к США, Канаде, Норвегии. Также практически отсутствуют системные аналитические работы по возможностям разработки и применения систем искусственного интеллекта для потребностей в Арктике с учетом особых климатических условий и ведения хозяйственной деятельности.

Международные эксперты сходятся во мнении, что к 2030 г. масштабные системы искусственного интеллекта, начиная от умных машин, беспилотного транспорта и роботизированных заводов до умных городских систем и устойчивых производственных комплексов, станут массовым явлением в мировой практике.

Практически все эксперты, участвующие в опросе, указали большой потенциал искусственного интеллекта в поиске и спасении людей в Арктике и субарктических регионах. Отрадно, что в России полным ходом идет разработка таких уникальных по мировым стандартам систем.

Предполагается, что, в самое ближайшее время спасательными работами в Арктике займутся группы роботов. Они смогут оказывать помощь отрезанным от внешнего мира и терпящим бедствие нефтяникам, газовикам и полярным экспедициям. Воздушные и наземные дроны, объединенные с помощью искусственного интеллекта, смогут при минимальном вмешательстве операторов найти и эвакуировать пострадавших.

Такая необычная служба спасения, основанная на роботах, дронах и искусственном интеллекте, – совместная разработка МЧС России и Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики. Предполагается использовать два типа роботов – воздушных и наземных. Группа небольших БПЛА должна определять координаты терпящих бедствие. Эти дроны будут вести навигационную разведку маршрута и в режиме реального времени создавать электронную карту местности. Наземный отряд в виде роботизированных платформ амфибийного типа займется поиском и транспортировкой терпящих бедствие. Планируется, что один дрон будет способен эвакуировать до двадцати человек. Сейчас разработчики определяют, какими должны быть эти аппараты: на гусеничном или шнекороторном ходу. На дальние расстояния дроны-спасатели будут перемещать самолетами, а поскольку на судне нет пилота, робот сможет выдержать даже «жесткое» десантирование с воздушного транспорта.

В настоящее время ученые создают сложный алгоритм, чтобы научить дроны действовать в группе.

При этом электроника сможет корректировать полученные задания. Искусственный интеллект системы будет формироваться со строгой иерархией уровней управления. На самом верхнем из них находится человек-оператор, в исключительной ситуации управление на себя может взять один из роботов с большими вычислительными мощностями. Проект является уникальным и полезным с практической и с научной точки зрения. Технология группового управления дронами считается одной из самых перспективных в робототехнике.

Еще одна разработка российских ученых – дрон «Сигма». В отличие от аналогов, этот аппарат умеет вертикально взлетать и обладает искусственным интеллектом. На базе студенческого конструкторского бюро Сибирского федерального университета группой студентов и преподавателей были созданы первые беспилотные аппараты, с их помощью разработчики стали оказывать услуги по аэрофотосъемке. В 2012 г. молодые специалисты и педагоги создали компанию, разработавшую линейку беспилотных летательных аппаратов. Первым серийным аппаратом была «Дельта», применяемая преимущественно для нужд геологии, затем – «Гамма», ставшая летающей лабораторией массой 50 кг. В комплекс управления беспилотниками внедрена нейросеть. Планируется, что система будет применяться и как поисково-спасательная, т.к. особенно актуальна «Сигма» именно для Арктики. Аппарат может находиться в воздухе шесть часов, является симбиозом самолета и квадрокоптера.

АО «Вертолеты России» в 2019 г. провело летные испытания беспилотного вертолета VRT-300 Arctic Supervision с радаром бокового обзора для ведения ледовой разведки и эксплуатации в условиях Арктики. А в 2021 г. начато его серийное производство. Вертолет VRT-300 также предназначен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения спасательных работ, мониторинга экологической обстановки и др. работ в Арктической зоне Российской Федерации. Предполагается, что широкое использование беспилотных летательных аппаратов для ледовой разведки, поиска пропавших людей и других целей в Арктике может начаться уже в самое ближайшее время. В настоящее время вертолет VRT-300 активно используется «Почтой России» для доставки почтовых грузов на территории Чукотского автономного округа.



Статья «Искусственный интеллект и развитие спасательных технологий в российской Арктике» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№6, Июнь 2025)

Авторы:
891127Код PHP *">
Читайте также