Загрязнение атмосферного воздуха в мегаполисах – проблема, которая на протяжении последних десятилетий становилась все острее, в то время как законодательные акты очень долгое время оставались без каких-либо изменений, все-таки экология – не самое популярное направление правительственной деятельности предыдущих лет. Тем не менее в последние годы ситуация начала стремительно меняться.
Согласно внесенным в 2015 г. изменениям в ФЗ «Об охране окружающей среды», в период с 2018 по 2022 гг. на промышленных объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, стационарные источники выбросов должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов загрязняющих веществ, а также средствами фиксации и передачи информации об их объеме и концентрациях в фонд данных государственного экологического мониторинга.
2017 год, объявленный Годом экологии, логично привлек внимание общественности к целому ряду таких изменений в профильном законодательстве, которые затронули Водный, Лесной, Земельный кодексы России и многие федеральные законы, регламентирующие данную сферу.
Инновации, помимо металлургических производств, производств неметаллической минеральной продукции, полимеров, химических синтетических волокон, синтетического каучука и др., ожидаемо коснулись и предприятий нефтегазового сектора экономики.
Федеральный закон № 219-ФЗ серьезно изменил саму систему экологического нормирования. Экологические требования теперь стали разными для 4 категорий промышленных объектов, в зависимости от уровня их негативного воздействия на окружающую среду (раньше требования были одинаковыми для всех). Это позитивная новость, например, для малоопасных промышленных объектов – теперь с них снимут чрезмерную административную нагрузку. Система контроля выбросов/сбросов только на «конце трубы» тоже постепенно уходит в прошлое, т.к. новая система нормирования предъявляет экологические требования на главной стадии производства – в технологии, а учет и контроль выбросов будет осуществляться, как уже упоминалось, в том числе с использованием передовых систем непрерывного автоматического контроля.
Цель проста – предотвращать ущерб окружающей среде до его возникновения. Предполагается отслеживать сам факт загрязнений и начинать борьбу с ними, пока они не оказали негативного влияния на атмосферный воздух и здоровье людей, причем контроль должен вестись так, чтобы исключить влияние «людского фактора», т.е. сокрытие факта выброса заинтересованными лицами. Не забыли и о документальной фиксации (для исчисления суммарного ущерба окружающей среде промышленными объектами), а также об открытом доступе к данным всем заинтересованным лицам.
После того как мониторинг заработает в полную силу, на всех промышленных объектах, негативно влияющих на окружающую среду, автоматически будут контролироваться выбросы взвешенных веществ, таких как азота оксиды (в пересчете на диоксид), углерода оксиды, серы диоксиды, фториды, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, ацетон, ксилол, толуол, хлористый водород, железа оксиды, углеводороды предельные, метилмеркаптан и др.
Несмотря на целый ряд положительных ожиданий от этого законодательного акта, следует все-таки отметить, что оснащение производственных объектов автоматизированными системами экологического контроля требует немалых затрат со стороны управленческих компаний. По некоторым данным, оборудование для ряда производств может обойтись более чем в 2 млрд руб. Неудивительно, что в правительство не раз поступали просьбы перенести сроки установки на начало 2023 г. Тем не менее в нефтегазовой и энергетической отраслях промышленности уже можно привести целый ряд положительных примеров.
Скажем, в Москве уже более 60 крупных промышленных предприятий оснащены датчиками автоматического измерения и учета выбросов загрязняющих веществ. В их числе городские ТЭЦ, Московский НПЗ, районные и квартальные тепловые электростанции. Правда, всего производств, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в столице более 600...
Москва – один из первых мегаполисов, который, не дожидаясь принятия федеральных законов и нормативно-правовых актов, принял закон об экологической экспертизе предприятий и организовал экомониторинг. Развитие экологически безопасных производств – это приоритетное направление социально-экономического развития для любого региона, а тем более большого города. Крупные предприятия в состоянии обеспечить существенные инвестиции в развитие экологии. Особое внимание города и его жителей привлечено к МНПЗ, вокруг которого есть много мифов. Однако именно у МНПЗ есть тщательно разработанная экологическая программа, которая позволила предприятию решить много вопросов, в том числе сократить санитарно-защитную зону, что очень существенно для города.
На МНПЗ – первом среди предприятий отечественной нефтепереработки – автоматизированная система мониторинга атмосферного воздуха (АСМВ) была принята в эксплуатацию в апреле 2015 г.
«Мосэкомониторинг» сам определил 8 ключевых установок предприятия, на которых были смонтированы датчики АСМВ: установка утилизации углеводородных газов, дымовые трубы котельной ДЕ-100, установка атмосферно-вакуумной перегонки нефти ЭЛОУ-АВТ-6, установка каталитического риформинга ЛЧ-35-11/1000, установка получения серы и водорода, установка гидроочистки дизельного топлива ЛЧ-24/2000 и комбинированная установка каталитического крекинга Г-43-107.
Система мониторинга на МНПЗ состоит из локальных автоматизированных постов, которые оснащены приборами аналитического контроля. Данные на эти приборы поступают непосредственно из заводских труб, а установленные внутри труб газоанализаторы обеспечивают непрерывное измерение состава воздуха.
Контролю подлежат:
-
состав выбросов в воздух непосредственно на источниках (9 датчиков на 8 дымовых трубах, каждые 20 мин., 5 веществ);
-
состояние атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (ССЗ) и на промышленной площадке предприятия (6 датчиков на границе ССЗ, каждые 12 ч., 18 веществ и 5 датчиков на территории МНПЗ, каждые 12 ч., 15 веществ);
-
качество сточных вод на предприятии (95 датчиков, каждые 12 ч., 23 загрязнителя);
- состояние и уровень грунтовых вод (36 датчиков, раз в полугодие, оценка состояния и уровня грунтовых вод).
В автоматическом режиме происходит также и анализ полученных данных: по каналам оптоволоконной связи результаты измерений выводятся на мониторы операторов технологических установок, диспетчера по заводу и специалистов экологической службы МНПЗ. Полученные в режиме онлайн данные позволяют корректировать режим работы установок и контролировать уровень их воздействия на окружающую среду.
Если детально описывать всю комплексную систему экологического мониторинга Московского НПЗ, то, помимо множества датчиков, она включает в себя:
-
автоматизированную систему мониторинга воздействия на атмосферный воздух (АСМВ) - 9 датчиков на 8 источниках;
-
2 автоматических станции контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА), установленных МНПЗ в зоне влияния завода и переданных в «Мосэкомониторинг» – они обеспечивают круглосуточный контроль за содержанием в атмосферном воздухе 7 загрязняющих веществ, в том числе оксида углерода, диоксида азота, оксида азота, метана, диоксида серы, сероводорода;
-
независимую лабораторию, имеющую государственную аккредитацию и осуществляющую ежедневные исследования (каждые 12 часов, кроме выходных и праздников) атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне и в периметре предприятия (проводит отбор проб воздуха в 6 согласованных с Росприроднадзором и Роспотребнадзором точках за территорией завода и 5 точках на промышленной площадке), а также качества водных ресурсов;
- уличный экран «Экоинформер», который круглосуточно транслирует данные о состоянии воздуха в зоне влияния завода.
Воздух на предприятии проверяется по 18 веществам, в числе которых предельные и непредельные углеводороды, диоксид серы, оксиды азота, дигидросульфид, пыль (взвешенные вещества) и различные ароматические углеводороды. Справка о состоянии воздуха ежедневно направляется в отдел охраны окружающей среды МНПЗ и 1 раз в неделю – в Роспотребнадзор.
АСМВ Московского НПЗ интегрирована в работу общегородской столичной системы мониторинга атмосферного воздуха, оператором которой является экологическая служба «Мосэкомониторинг». Информация с промышленных датчиков непрерывно поступает на сервер службы, в Единый городской фонд данных экологического мониторинга Москвы. Информация включает множество сведений по наличию или отсутствию в выбросах превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ, которые публикуются в режиме реального времени в открытом доступе.
В Москве работает 55 стационарных и 2 передвижных станции контроля загрязнения воздуха «Мосэкомониторинга». Станции размещаются в разных зонах – вблизи автомагистралей, на жилых и природных территориях – все это является дополнительным инструментом контроля атмосферного воздуха в столице.
Проводимая уже несколько лет Газпром нефтью модернизация Московского НПЗ – это трудоемкая и высокотехнологичная работа, требующая особого экологического внимания. Для такого контроля во время проведения ответственных работ на установках завода постоянно ведется мониторинг окружающей среды.
Все сточные воды завода уходят на городские очистные сооружения и тщательно исследуются на наличие 20 ингредиентов (в том числе катионов, анионов, железа, кальция, сульфатов, хлоридов, нитратов, нитритов). Отбор проб воды производят специалисты экологической лаборатории 2 раза /сутки на территории технологических установок, а также на очистных сооружениях, из специальных колодцев. Всего на МНПЗ определены 95 точек отбора.
Под контролем находится геологическая среда. С помощью сети скважин МНПЗ контролирует состояние и уровень грунтовых вод (определено 36 скважин для контроля).
Аналогичную экологическую АСМВ Газпром нефть внедряет и на другом своем крупном активе – Омском нефтеперерабатывающем заводе. Она также станет частью системы экомониторинга Омска уже в 2019 г.
Ввод в эксплуатацию подобных систем – это важный этап модернизации предприятий, особенно тех, которые находятся в черте городов. Именно поэтому повышение экологической эффективности – это, наряду с производственными задачами, одно из важнейших направлений работы крупных компаний. Наличие таких экологических систем позволяет не только сделать работу предприятий более прозрачной и экологически эффективной, но и помогает им выстроить конструктивный диалог как с контролирующими органами, так и непосредственно с жителями близлежащих регионов, что очень важно.
Несмотря на то, что Год экологии скоро подойдет к концу, будем надеяться, что другие регионы все-таки последуют примеру Москвы и других «первопроходцев» и введут новые экологические нормы в региональное законодательство, не дожидаясь 2018 года.