Одним из наиболее уникальных, сложных для освоения и изучения является арктический район. Основы государственной политики в Арктике на период до 2035 года включают перечень особенностей арктической зоны, оказывающих влияние на формирование государственной политики в Арктике, в том числе – низкую устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий. Определены национальные интересы в Арктике, в том числе сбережение уникальных экологических систем Арктики, сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности [1]. Степень антропогенного воздействия определяется действующей системой нормирования качества окружающей среды.
Основные принципы нормирования антропогенного воздействия на окружающую среду, принятые в Российской Федерации, носят ярко выраженный антропоцентристский характер и направлены исключительно на ограничение негативного воздействия до уровней, при которых концентрации загрязнителей не превышали бы предельно допустимых (ПДК), не опасных для человека значений. Таким образом, цель нормирования загрязнения окружающей среды в России состоит в непосредственной защите здоровья человека, соответственно, применяемые нормативы качества окружающей среды (ПДК, ПДУ) разработаны исходя из потребностей человека и не направлены на решение задачи охраны среды обитания прочих живых организмов.
В то же время наряду с санитарно-гигиеническим нормированием на территории России требуется соблюдение научно обоснованных пределов антропогенных воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Это требование достигается с помощью экологического нормирования, основанного на применении экологических нормативов в процессе государственного регулирования качества окружающей природной среды.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области экологического нормирования и стандартизации, является ФЗ «Об охране окружающей среды» [3], глава V «Нормирование в области охраны окружающей среды». Закон определяет систему экологических нормативов и критерии их установления. В соответствии с действующим экологическим законодательством нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду. Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды.
На сегодняшний день наблюдаются трудности в разработке вопросов экологического нормирования и изучения вопросов влияния, а следовательно, установления реакции «доза-эффект» биологических агентов атмосферного воздуха на иные (кроме человека) организма, такие как растения, насекомые, животные и пр. Ввиду значительной ограниченности данных о влиянии биологических агентов на объекты природной среды в настоящее время установление экологических нормативов для регулирования и охраны окружающей среды по показателям, учитывающим биологические свойства, затруднительно. Для определения обоснованных величин экологических нормативов по биологическим свойствам целесообразно провести научно-исследовательские и экспериментальные работы силами специальных организаций, занимающихся вопросами определения влияния биологических агентов на объекты природной среды, такие как растения и животные.
В связи с тем что в разных источниках предлагаются различные величины ПДК загрязняющих веществ для одного и того же вида растительности и периода осреднения [4], что связано с различными методами и подходами, используемыми разными авторами при определении величин ПДК, требуется верификация и стандартизация таких подходов.
С целью определения численных значений первоочередных экологических нормативов качества атмосферного воздуха (ПДК загрязняющих веществ для растительности), проведен анализ данных, касающихся вопросов изучения отклика растительности на загрязняющие вещества, полученных российскими и зарубежными исследователями [4]. При анализе литературных данных учитывался один из основных принципов, заложенных в основу экологического нормирования, который заключается в использовании ландшафтного подхода [5]. В соответствии с [4], экологический норматив качества атмосферного воздуха предлагается устанавливать для преобладающего вида растительности того или иного типа ландшафта, поскольку именно преобладающий вид определяет жизнеспособность ландшафта, а выпадение из сообщества нескольких не доминирующих элементов не приведет к гибели всего сообщества.
Примером применения экологических нормативов может служить использование величин экологических нормативов качества атмосферного воздуха для одних из самых чувствительных растительных организмов – лишайников. Предлагаемое для них значение ПДКм.р. по диоксиду серы строже ПДКм.р. для других видов растительности и в два раза строже санитарно-гигиенических ПДКм.р. Экологический норматив (ПДКс.г.) для этого же вещества в 7 раз строже, чем действующий санитарно-гигиенический норматив [6]. Поскольку экологический норматив для конкретного ландшафта устанавливается по преобладающему виду растительности, то при рассмотрении территории как совокупности различных ландшафтов для тундры могут быть использованы значения ПДК загрязняющих веществ, разработанные для лишайников, которые в большинстве типов тундр являются одними из важнейших элементов всего сообщества [6].
Тем не менее в настоящий момент перечень экологических критериев качества окружающей среды практически не включает в себя нормативы, применимые для использования на арктических территориях.
Учитывая хрупкость и неустойчивость к внешним воздействиям арктических экосистем, разработка экологических нормативов для арктических природных ландшафтов имеет ряд специфических особенностей [2]. Это прежде всего необходимость определения биологического вида-индикатора для определения порогового воздействия по конкретному виду воздействия на всю экосистему и определение количественных характеристик воздействия с учетом сопутствующих факторов.
Несмотря на трудности, связанные со значительными временными и финансовыми затратами, необходимыми для определения экологических нормативов негативного воздействия для арктических природных ландшафтов, разработка таких нормативов лежит в основе сохранения и обеспечения защиты природной среды Арктики.
Литература
1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года.
2. История освоения и охраны природных ресурсов Арктики. Т.Ю. Черникова, О.А. Пасько. г. Томск, Россия.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды».
4. Методические рекомендации по определению и введению в действие экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха, включая перечень таких нормативов (промежуточный отчет). Фонды НИИ Атмосфера. 2001 г., с. 149.
5. Концепция экологического нормирования в Российской Федерации / Материалы выездного совещания МПР России – М. – 2001. – 30 с.
6. К вопросу разработки экологических нормативов качества атмосферного воздуха. В.А. Коплан-Дикс, М.В. Алехова. Сборник научных трудов НИИ Атмосфера. 2001.