USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 71.54

+0.5

Природный газ 2.889

+0.07

18 мин
1125

Нейтралитет Туркменистана как фактор энергетической безопасности и добрососедства для России в Средней Азии

Автор анализирует историческое происхождение нейтралитета, его присутствие во внешнеэкономической деятельности и безопасности государства, влияние статуса  нейтралитета Туркменистана на двусторонние отношения с Россией и приграничными государствами Средней Азии. Рассматривается положительная динамика развития нефтегазовой отрасли Туркменистана, укрепление торгово-экономических отношений России и Туркменистана. Показана многовекторность и гибкость в развитии стратегического партнерства с Туркменистаном, динамика роста потенциала развития российско-туркменского экономического сотрудничества. Представлена взаимная заинтересованность двух стран в области обеспечения безопасности. Несмотря на положительную динамику развития двусторонних отношений, присутствуют некоторые ограничения, сдерживающие полноценное сотрудничество. Представляется целесообразным провести двусторонние переговоры между центральными банками двух стран и перейти на расчеты в национальных валютах, рассмотреть вопросы взаимного кредитования с возможностью открытия дочерних компаний, которые будут распространять экспансию российского бизнеса в Иране, Пакистане, Индии и Китае. Представляется актуальным опыт российских специалистов строительства ПХГ и устранения отложений гидратов в газотранспортной системе в условиях низких температур, который будет полезен Государственному концерну «Туркменгаз».

Нейтралитет Туркменистана как фактор энергетической безопасности и добрососедства для России в Средней Азии

Актуальность темы продиктована ростом геополитических рисков, военного противостояния и неопределенности очередной трансформации мирового порядка в результате образования новой конфигурации международных экономических отношений и транснациональных блоков, способных оказывать огромное влияние на происходящие интеграционные процессы в мире. Вместе с тем некоторые государства наблюдают со стороны на формирование нового мирового порядка и не принимают активного участия, сохраняя нейтралитет.
Главная особенность постоянного нейтралитета заключается в том, что государство, имеющее данный статус, обязано придерживаться его не только во время войны, но и в мирное время, в том числе, не вступая в военные альянсы. Таким образом, данный институт приобретает первостепенное значение для поддержания мира и предотвращения военных конфликтов.
В настоящее время статус постоянного нейтралитета имеют следующие государства: Австрия, Камбоджа, Лаос, Мальта, Туркменистан и Швейцария.

Постоянный нейтралитет Туркменистана – исторически важное стратегическое решение

Денонсация договора об образовании СССР и подписание соглашения о создании Содружества независимых государств привели к появлению пятнадцати новых независимых стран. После распада СССР Туркменистан остался один на один со своими южными соседями – исламским государством Иран и непредсказуемым Афганистаном. В то время в соседних среднеазиатских республиках стала проводиться антироссийская политика, росло националистическое движение, а Россия в значительной степени была сконцентрирована на решении своих внутренних политических и экономических проблем, связанных с переходом от социализма к обществу с рыночной экономикой. Политика первого президента Туркменистана С.А. Ниязова была направлена на недопущение межнациональных конфликтов на территории республики. Неоднократно С.А. Ниязов повторял: «Русские пришли к нам строить, лечить и учить, чтобы ни один волос не упал с их головы». Политическое руководство Туркменистана приняло исторически важное стратегическое решение о постоянном нейтралитете и подало соответствующую заявку в Генеральную Ассамблею ООН. Реальным историческим событием внешней политики Туркменистана стало провозглашение 12 декабря 1995 года Резолюции ГА ООН № 50/80 «статуса постоянного нейтралитета Туркменистана». В резолюции подчеркивается, что ООН, «выражая надежду на то, что статус постоянного нейтралитета Туркменистана будет содействовать укреплению мира и безопасности в регионе, признает и поддерживает провозглашенный Туркменистаном статус постоянного нейтралитета». Подобный уникальный документ принят впервые в деятельности всего международного сообщества наций. Поддержка ООН – редкое явление в более чем полувековой истории этой международной организации. Резолюция ГА ООН выражает признание и поддержку статуса нейтралитета Туркменистана со стороны всех членов мирового сообщества, а также призывает государства уважать и поддерживать его. За ее принятие на сессии ГА ООН единогласно проголосовали 185 государств-членов мирового сообщества. Подобный успех единогласного голосования, возможно, связан с тем, что Туркменистан из всех бывших советских республик не имел какие-либо внутренние противостояния на национальной, религиозной, социально-политической почве, а также ни одно из граничащих государств не имело территориальных претензий к Туркменистану. Таким образом, учитывая вклад в историю международных отношений таких политических и миротворческих центров, как Австрия и Швейцария, с принятием статуса постоянного нейтралитета Туркменистана в азиатском регионе появился новый центр, где можно решать острые международные вопросы. Практический опыт миротворческой миссии Туркменистана был связан в урегулировании межтаджикского кризиса в 1995–1996 годах, в миротворческих усилиях ООН по мирному и политическому решению гражданского противостояния в Афганистане в 1999 году, подтвердивших активное позитивное воздействие Туркменистана на региональные дела.

Нейтралитет как фактор предсказуемости российско-туркменского сотрудничества в нефтегазовой отрасли

Экономический смысл нейтралитета можно охарактеризовать как неприкосновенность инвестиций, активов, вкладов, независимо от политических взглядов, вероисповедания и национальной принадлежности. Нейтральный статус Туркменистана, обуславливающий минимальный уровень внешнеполитических рисков, совместно с богатейшим углеводородным потенциалом и внутренней стабильностью предопределил интерес к стране со стороны международных компаний и обеспечил серьезный приток в национальную экономику иностранного капитала. Сегодня в Туркменистане успешно работают компании из Ирана, Индии, Китая, Малайзии, России, США, Турции, Японии, стран Персидского залива и Европейского союза. При их участии возродилась текстильная промышленность, модернизированы нефтегазовый комплекс (реконструкция Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов и Сейдинского нефтеперерабатывающего завода, что позволило довести глубину переработки нефти до 90 %) и сельское хозяйство, ведется масштабное дорожное и жилищное строительство, переоснащена коммуникационная инфраструктура, развивается туристический бизнес.
В условиях геополитической нестабильности торгово-экономические отношения России и Туркменистана имеют особую ценность и потенциал для расширения сотрудничества. С учетом этого Туркменистан стремится создавать благоприятные внешние условия для равноправных, уважительных и взаимовыгодных связей в экономической сфере, не позволяет политизировать эти связи. При этом стратегия нейтралитета способствует устранению нездоровой конкуренции со стороны внешних сил, привлечению иностранных инвестиций на равноправной основе и диверсификации маршрутов поставок природного газа на мировой рынок. Следует отметить, что в этом году исполняется двадцать лет с момента подписания «Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном в газовой отрасли» двумя президентами, предусматривающее поставки газа в Россию в течение 25 лет.

Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность Туркменистана

Так же, как и в странах Персидского залива, все нефтегазовые месторождения в Туркменистане находятся в государственной собственности. Глубокое бурение на территории Туркменистана осуществляется Государственной корпорацией «Туркменгеология» при помощи экспедиций «Лебапнебит-Газгозлег», «Марынебитгазгозлег» и «Балканнебитгазгозлег». В ходе экспедиций ведутся углубленные буровые работы на нефтегазовых месторождениях юго-восточного и западных месторождений нефти и газа, а также на известных месторождениях.

Основными целями деятельности являются прирост запасов нефти и газового конденсата и открытие новых месторождений, плановый объем буровых работ составляет 28 000 м в год. По данным Государственной корпорации «Туркменгеология», в настоящее время в Туркменистане открыто 38 нефтяных и 82 газоконденсатных месторождения. В разработке находятся более 30 месторождений, наиболее крупные из них – Готурдепе, Барсагельмес, Челекенский блок, Кумдаг, Корпедже, Махтумкули, Окарем и блок Небитдаг, а также супергигантские газонефтяные месторождения – Галкыныш, Южный Иолотань.
Основной объем добычи нефти в стране, который обеспечивается Государственным концерном «Туркменнебит», по итогам 2021 г. составил 8,9 млн тонн (рис. 1).




Экспорт нефти из Туркменистана производится в основном морским транспортом. Перевалка нефтеналивных грузов осуществляется через туркменские морские терминалы Кенар (Туркменбаши), Окарем и Аладжа в направлении портов Баку (Азербайджан), Нека (Иран), Махачкала (Россия).

В незначительных объемах осуществляются железнодорожные поставки нефти в Афганистан (6,5 тыс. т в 2021 г.) и газового конденсата – на «Бухарский НПЗ» в Узбекистане (258,2 тыс. т). В структуре экспортируемой нефти из Туркменистана в 2021 г. преобладают арабские и малазийские компании (рис. 2).

В соответствии с государственной «Программой развития нефтегазовой промышленности Туркменистана до 2030 года» планируется в 2030 году довести годовую добычу природного газа до 250 млрд м3, нефти – до 110 млн т, предусматривается увеличение объемов нефтепродуктов и повышение их качества в результате переработки углеводородного сырья.

На территории Туркменистана расположены два нефтеперерабатывающих завода суммарной мощностью по первичной переработке 16,5 млн т нефтяного сырья в год, крупнейший в Центральной Азии «Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов» (далее – ТКНПЗ), мощностью 10,5 млн т в год и «Сейдинский НПЗ» (далее – СНПЗ), мощностью 6 млн т в год, входящий в структуру «ТКНПЗ». Флагман нефтеперерабатывающей отрасли «ТКНПЗ» расположен на побережье Каспийского моря. Его основными направлениями развития являются внедрение новых технологий, увеличение видов и качества выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности и соответствие передовым мировым стандартам. Поставка сырья на комплекс для переработки и отгрузка готовой продукции осуществляются с использованием трубопроводного, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. На «ТКНПЗ» выпускаются высокооктановые автомобильные бензины, дизельное топливо с низким содержанием серы, авиационный и технический керосин, нефтяной кокс, полипропилен, более пятидесяти типов технических масел и смазок, сжиженный углеводородный газ, высококачественные строительные и дорожные битумы. Готовая продукция экспортируется в Афганистан, Грузию, Иран, Италию, Китай, Нидерланды, ОАЭ, Пакистан, Россию, Таджикистан, Турцию, Швецию и Японию. Постоянная модернизация и обновление технологического оборудования на «ТКНПЗ» позволит увеличить глубину переработки нефти выше 90 процентов.

Сейдинский нефтеперерабатывающий завод расположен в Лебапском велаяте (области), на левом берегу реки Амударья, в двух километрах от нее, в городе Сейди Даневского района в 80 км к северо-западу от Туркменабада (Чарджоу). Первоначально проект «СНПЗ» был разработан для переработки нефти Западной Сибири, поставляемой по нефтепроводу «Омск – Павлодар – Шымкент – Бухара – Чарджоу».


Туркменистан полностью обеспечивает внутренний спрос на нефтепродукты и является нетто-экспортером, осуществляя поставки на внешний рынок. В 2021 г. объем экспорта нефтепродуктов составил около 1,8 млн т, меньше на 10,7 % к 2020 году (рис. 3).


Значительные объемы нефтепродуктов из Туркменистана экспортируются морским транспортом в Азербайджан, Россию, Иран для последующего экспорта в страны Европы, а также железнодорожным и автомобильным транспортом в Афганистан, Узбекистан и Таджикистан.

Газовая промышленность Туркменистана

Туркменистан, как и Россия, является крупной газодобывающей державой и входит в пятерку основных стран по запасам природного газа, составляющим порядка 20 трлн м3 (рис. 4). На территории Туркменистана в разработке находятся более 40 газовых месторождений: супергигантское – Галкыныш, крупнейшие – Багаджа, Газлыдепе, Гарабил, Гарашсызлыгын 10-йыллыгы, Гуррукбил, Довлетабад, Зеакли-Дерваза, Керпичли, Малай, Самандепе, Наип, Акпатлавук, Кеймир, Алтыгуйы, Корпедже, Окарем, Шатлык, группа кладовых центрального района пустыни Каракумы и другие.


Государственный концерн «Туркменгаз» – одна из крупнейших энергетических компаний мира, деятельность, которой охватывает такие области, как разведка, добыча, переработка и экспорт природного газа. По итогам 2021 г. добыча природного газа в Туркменистане составила 79,3 млрд м3 (рис. 5).

Освоение и добыча газа на шельфовых месторождениях Каспийского моря осуществляется иностранными компаниями (китайская «CNPC», малайзийская «Petronas») на условиях соглашения о разделе продукции.

Потребление природного газа в Туркменистане в 2021 г. составило 36,7 млрд м3 (рис. 5), рост спроса обусловлен вводом в строй новых газотурбинных электростанций и газоперерабатывающих комплексов, в том числе – полимерный завод в Киянлы, завод по производству карбамидных удобрений в Гарабогазе и завод по производству синтетического бензина в Ахалском велаяте (области)


Главными потребителями являются тринадцать предприятий электроэнергетики: Марыйская государственная электростанция (1685 МВт), Дервезинская ГЭС (504,5 МВт), Туркменбашинская ТЭЦ (420 МВт), Балканабадская ГЭС (380,2 МВт), Абаданская ГЭС (321 МВт), Авазинская ГЭС (254,2 МВт), Алахская ГЭС (254,2 МВт), Ашхабадская ГЭС (254,2 МВт), Дашогузская ГЭС (254,2 МВт), ГЭС «Ватан» (254 МВт), Сейдинская ТЭЦ (160 МВт), Лебапская ГЭС (149,2 МВт) и гидроэлектростанция Гиндукушская (1,2 МВт); предприятия текстильной, сельскохозяйственной промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Оператором магистральных газопроводов в республике является ГК «Туркменгаз».

Исторически с использованием традиционных маршрутов Туркменистан реализовал ряд крупных проектов по выводу своих энергоносителей на мировые рынки: газопровод «Туркменистан – Китай» и вторую ветку газопровода «Туркменистан – Иран». Кроме этого, в стадии реализации находится еще один крупный энергетический проект – строительство газопровода «Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия» (далее – ТАПИ). Он пользуется поддержкой всех стран-участниц, крупных международных финансовых институтов, в том числе Азиатского банка развития. Россия также проявила интерес к данному проекту и готова принять участие в реализации магистрального газопровода ТАПИ. Проект является логическим продолжением долгосрочной энергетической стратегии, предполагающей строительство новых международных газопроводов в различных направлениях. В настоящее время основным импортером туркменского газа является Китай. В 2021 г. Туркменистан экспортировал в Китай около 34 млрд м3 природного газа. Учитывая достигнутые между двумя странами договоренности и инвестиции Китая в Туркменистан, а также проект Китая «Один пояс – один путь», у туркменского газа появляется гарантированное будущее на китайском рынке. Наряду с ростом импорта природного газа в Китай растет экспорт туркменского газа в страну, при этом две страны стремятся увеличить объем торговли природным газом до 65 млрд м3 в год, договорившись о строительстве четвертой линии газопровода из Туркменистана в Китай. Вместе с тем одним из перспективных, но пока не освоенных рынков сбыта энергоресурсов остается Индия. Это касается как поставок нефти и нефтепродуктов, так и природного газа.

Кроме этого, Туркменистан заинтересован в строительстве подземного хранилища газа на своей территории с целью сглаживания суточной и сезонной неравномерности внутреннего спроса и экспортных поставок, поддержания давления в газотранспортной системе и хранения резервов газа на случай нештатных ситуаций, которые являются неотъемлемой частью газотранспортной системы. Актуальность строительства ПХГ показала чрезвычайная ситуация со сбоем и приостановкой на несколько дней поставок туркменского газа в Узбекистан, которая возникла из-за образования гидратных пробок в газопроводах в связи с аномальными морозами.

На территории России ПАО «Газпром» эксплуатирует 23 ПХГ в 27 геологических структурах. При этом ПАО «Газпром» имеет опыт работы с ПХГ различного типа – созданных в выработанных месторождениях углеводородов, водоносных пластах и соляных кавернах.

Опыт российских специалистов в строительстве ПХГ и в устранении отложений гидратов в газотранспортной системе в условиях низких температур будет полезен Государственному концерну «Туркменгаз».

Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества России и Туркменистана

Мировая экономика проходит самое серьезное испытание с момента окончания Второй мировой войны. На фоне обострившихся отношений между Россией и Украиной и веденных санкций со стороны стран Европы и США в отношении России появляются новые возможности для развития российско-туркменского торгово-экономического сотрудничества. Объем товарооборота между Россией и Туркменистаном по итогам 2022 г. составил один млрд долл. и этот показатель будет расти за счет реализации совместных коммерческих проектов.

В 2021 г. товарооборот России с Туркменистаном составил 865 077 740 долл. США, уменьшившись на 10,83 % (105 093 554 долл. США) по сравнению с 2020 годом.

Экспорт России в Туркменистан в 2021 г. составил 725 414 330 долл. США, увеличившись на 11,68 % (75 872 856 долл. США) по сравнению с 2020 годом.

Импорт России из Туркменистана в 2021 г. составил 139 663 410 долл. США, уменьшившись на 56,44 % (180 966 410 долл. США) по сравнению с 2020 годом (рис. 6).


В структуре экспорта России в Туркменистан в 2021 г. традиционно основную долю поставок составили следующие виды товаров: машины, оборудование и транспортные средства – 44,34 %; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 17,84 %; продукция химической промышленности – 16,69 %; металлы и изделия из них – 14,28 %.

В структуре импорта России из Туркменистана в 2021 г. основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: текстильная продукция и обувь – 42,85%; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 32,97 %; продукция химической промышленности – 23,75 %. Таким образом, Туркменистан, расширяя товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, превращается из монопродуктового экспортера углеводородами в многовекторного торгового партнера. Несмотря на невысокие темпы роста взаимной торговли, имеются значительные перспективы по увеличению товарооборота между двумя странами. Для Туркменистана это гарантированный рост экспорта в Россию хлопка, продукции текстильного и агропромышленного комплекса, химической продукции. Туркменистан, в свою очередь, заинтересован в сотрудничестве с Россией в области фармацевтической промышленности (вакцины), судостроении (строительство морских судов для Каспийской флотилии), станкостроительной и автомобильной промышленности (поставки грузового автотранспорта «КАМАЗ» и «ГАЗ») и высокотехнологичной продукции (телекоммуникационное оборудование и др.) и геологоразведке.

Важную роль в развитии российско-туркменских торговых взаимоотношений осуществляет межправительственная Российско-Туркменская комиссия по экономическому сотрудничеству и Группа высокого уровня по поддержке торговли и инвестиций (далее – ГВУ). Очередная встреча ГВУ и российско-туркменский бизнес-форум состоялись в январе текущего года. С российской стороны в форуме приняли участие более 300 представителей деловых кругов и организаций, по результатам которого представители бизнеса двух стран подписали более 50-ти двусторонних соглашений. Кроме этого, регулярно проходят межрегиональные бизнес-форумы и встречи на уровне глав субъектов России с Туркменистаном. Активными участниками межрегионального сотрудничества с Туркменистаном являются Астраханская, Челябинская, Кемеровская области, Республика Татарстан (в марте текущего года в Ашхабаде состоялся туркмено-татарстанский бизнес-форум) и г. Санкт-Петербург.

Заключение

Нейтралитет Туркменистана служит благоприятной платформой для развития дружественных и взаимовыгодных связей между двумя государствами в период глобальной нестабильности, особенно учитывая его выгодное географическое расположение.
Туркменистан активно способствует международному партнерству по формированию современной транспортно-транзитной инфраструктуры в сочетании возможностей наземного, водного и воздушного транспорта. Важную роль здесь призваны играть комбинированные транзитно-транспортные коридоры по направлениям Север – Юг и Запад – Восток, объединяющие страны Ближнего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии, Кавказа с выходом в Европу и центральноазиатским государствам, а также имеющие выходы к Персидскому заливу. Положительным примером международного партнерства по формированию современной транспортно-транзитной инфраструктуры является ввод в эксплуатацию транснациональной железнодорожной магистрали «Казахстан – Туркменистан – Иран».

С учетом формирования современной транспортно-транзитной инфраструктуры в Туркменистане, полезно провести двусторонние переговоры между министерствами транспорта России и Туркменистана по вопросу унификации тарифной политики в области грузовых автомобильных и железнодорожных перевозок. Более того, целесообразно министерствам транспорта двух стран при поддержке правительств Российской Федерации и Туркменистана рассмотреть вопрос о взаимном открытии представительств ОАО «РЖД» в Ашхабаде и агентства «Туркмендемиреллары»[1] в Москве в рамках совместного сотрудничества в развитии транзитно-транспортной инфраструктуры, в том числе скоростные перевозки пассажиров по железной дороге поездами дальнего следования.
Сегодня нейтральный Туркменистан является одним из признанных миротворческих центров не только Центральной Азии, но в мире в целом. Учитывая, что Швейцария де-факто не соблюдает свой нейтральный статус, так как принятие санкций против России нарушает нейтральный статус самой Швейцарии, что противоречит конституции страны, Туркменистан, следуя принципам постоянного нейтралитета, имеет моральное право на очередной ГА ООН сделать заявление о переносе многочисленных международных организаций и секретариатов (например, Всемирная торговая организация, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Международная организация по миграции и многие другие), базирующихся в Женеве, в другие нейтральные страны – Ашхабад (Туркменистан), Вьентьян (Лаос), Пномпень (Камбоджа), Валлетту (Мальта), тем самым нивелируя политическое влияние США и Европейского союза на принятие решений этими организациями.

Кроме этого, учитывая нейтральный статус Туркменистана и практический опыт проведения переговоров по урегулированию межэтнических конфликтов в Средней Азии, официальный Ашхабад мог бы провести на своей территории саммит по урегулированию конфликта между Россией и Украиной при посредничестве Китая, Саудовской Аравии, Ирана (тем более, что Иран и Саудовская Аравия подписали в Китае совместное заявление о возобновлении работы своих посольств и консульств) или Бразилии.

В нынешнем году Туркменистан отмечает 28-ю годовщину международного признания своего нейтрального статуса. Значимая дата, важнейшее событие в независимой истории туркменского государства, этапный рубеж в его внешней политике. По итогам более четверти века можно говорить об очевидных позитивных результатах нейтрального статуса Туркменистана.

В глобальном масштабе Туркменистану удалось выстроить партнерские отношения с основными мировыми центрами – Россией, Китаем, Евросоюзом и США. На региональном уровне Туркменистан установил добрососедские и равноправные отношения с сопредельными странами и крупными региональными державами – Ираном, Турцией, Пакистаном и Индией. На туркменской земле интересы этих государств никогда не входили в противоречия. Таким образом, суть философии нейтралитета можно определить так: равно дружить и поддерживать добрые отношения со всеми, но не дружить ни с кем против кого-то.

Нейтральный статус позволяет Туркменистану осуществлять двух- и многостороннее военно-техническое сотрудничество, иметь в своем распоряжении вооруженные силы для взаимодействия в борьбе с общими для региона угрозами – терроризмом, наркотрафиком, транснациональной оргпреступностью. Военная доктрина страны носит исключительно оборонительный характер, в которой прописан запрет на использование туркменских Вооруженных сил за пределами своих границ.

За последнее время дружественные связи России и Туркменистана, основанные на доверии, историческом прошлом и взаимном уважении значительно укрепляются и являются гарантией увеличения торгово-экономической кооперации на благо процветания двух государств.

Несмотря на положительную динамику в двусторонних российско-туркменских отношениях, возникают вопросы, сдерживающие многопрофильное сотрудничество предпринимателей двух стран. Если считать 2022-й годом попытки всемирного отказа от американского доллара во взаимных торговых и межбанковских расчетах, то сегодня актуально провести двусторонние переговоры между центральными банками двух стран и перейти на расчеты в национальных валютах. Целесообразно рассмотреть вопросы взаимного кредитования с возможностью открытия дочерней компании ПАО «Сбербанк России» в Ашхабаде, которая в дальнейшем будет распространять экспансию российского бизнеса в Иране, Пакистане, Индии и Китае.

Литература

1. Официальный сайт Государственной корпорации «Туркменгеология» // URL: https://tmgeology.gov.tm/ru/institute/drilling (дата обращения: 31.03.2023).

2. Официальный сайт Государственного концерна «Туркменнефть»// URL: https://turkmennebit.gov.tm/ru/articles/47 (дата обращения: 31.03.2023).

3. Официальный сайт ПАО «Газпром». Подземное хранение газа// URL: https://www.gazprom.ru/about/production/underground-storage/ (дата обращения: 31.03.2023).

4. ТПП РФ – Товарооборот России и Туркмении будет расти благодаря новым проектам // URL: https://news.tpprf.ru/ru/opinion/4035694/ (дата обращения: 31.03.2023).

5. Торговля между Россией и Туркменистаном в 2021 г. // URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-turkmenistanom-v-2021-g/ (дата обращения: 31.03.2023).

6. Мигранян А.А. Внешнеэкономическая политика Туркмении: итоги десятилетия // – Геоэкономика энергетики. № 1 (13). 2021. С. 43–66. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_13_1_43.

7. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Российско-Туркменский бизнес-форум // URL: http://government.ru/news/47571/ (дата обращения: 31.03.2023).

8. Названы перспективные направления сотрудничества между Туркменистаном и Татарстаном // URL: https://turkmenportal.com/blog/59251/nazvany-perspektivnye-napravleniya-sotrudnichestva-mezhdu-turkmenistanom-i-tatarstanom (дата обращения: 31.03.2023).

9. Reuters: Швейцария близка к отказу от нейтралитета в вопросе поставок оружия // URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2023/02/07/961954-reuters-shveitsariya-blizka-k-otkazu-ot-nei... (дата обращения: 31.03.2023).

10. Официальный сайт Президента Российской Федерации. Подписан закон о ратификации соглашения между Россией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/64364 (дата обращения: 31.03.2023).



Статья «Нейтралитет Туркменистана как фактор энергетической безопасности и добрососедства для России в Средней Азии» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№6, Июнь 2023)

Авторы:
784573Код PHP *">
Читайте также