USD 92.6118

0

EUR 100.217

0

Brent 86.19

+1.36

Природный газ 1.794

-0.01

6 мин
820
0

Снабжение в Арктике

Активное развитие промышленности в северных регионах за последние несколько лет  привели к еще большей востребованности логистических услуг. В условиях конкуренции формируется сегмент сложного комплексного обслуживания, появляющиеся лидеры продолжают укрупняться и захватывать все большие объемы рынка. Один из таких крупных провайдеров в промышленном секторе АО «Беломортранс», работающий уже около 29 лет и специализирующийся на комплексной логистике месторождений и промышленных объектов, а также на управлении операционной логистикой в нефтегазовом и строительном секторе преимущественно в Арктическом регионе. Какова специфика работы логистической компании в северных регионах, с какими вызовами приходится сталкиваться и как решают возникающие задачи лидеры рынка?

Снабжение в Арктике

- Ваша компания уже более 20 лет занимается промышленной логистикой в суровых арктических условиях. С какими сложностями приходится сталкиваться и как Вам удается их преодолевать?

- Компания сама родом из Архангельска, и что такое Арктика мы знаем не понаслышке: суровые зимы, полярные ночи и дни, ограниченность ресурсов, - и сложностей иной раз более чем достаточно. Давайте их разделим. Есть сложности, обусловленные географической спецификой – особенности климатической зоны, отсутствие инфраструктуры и работа на автономных территориях. Есть отраслевые сложности – устаревшая инфраструктура, оставшаяся еще со времен Советского Союза, нехватка современных логистических активов. Любая сложность – это вызов для компании и проверка на реакцию и гибкость, а также на умение планировать и прогнозировать. И немаловажную роль в этом играет профессионализм сотрудников компании.

То, что невозможно изменить, требует умения приспособиться – мы не можем поменять климатические условия в Арктике – но мы можем построить ту инфраструктуру на месте проведения работ, что обеспечит непрерывный технологический процесс: подготовить людей и технику, обеспечить связь и питание на автономии, приготовить достаточный уровень запасов на непредвиденные ситуации. Мы уже настолько изучили все нюансы ведения работ в Арктике, что ввели их в собственные регламенты, которые, изначально предусматривают все требования техзаданий наших заказчиков.

- Ямал, благодаря проектам нефтегазовой отрасли, в последние годы активно развивается. Сказалось ли это на деятельности Вашей компании в регионе? Увеличился ли объем работ?

- Да, мы стали мыслить более масштабно, увеличился объем работ, но и увеличились требования к организации логистики на всех этапах. Активное развитие отрасли повлияло и на рост конкурентной среды. Особенно это стало заметно с момента начала проекта «ЯМАЛ СПГ» на Сабетте. За последние 5-7 лет рынок логистических услуг в нефтегазовом секторе стал видоизменяться – возникло понятие «комплексный логистический оператор», который, в отличие от транспортной компании, занимается не просто экспедированием грузов и перевозкой, но и обеспечивает заказчикам контроль и учет целых сегментов логистических операций и ТМЦ, не говоря уже о целом перечне дополнительных услуг по обработке груза. По запросу рынка сформировалась и наша специализация в нефтегазовом секторе – аутсорсинг логистических услуг для добывающих и промышленных компаний. В этом направлении мы работаем с дочерними компаниями НОВАТЭКа, РОСНЕФТи и БАШНЕФТи.

- С Северным морским путем государство связывает большие надежды в плане развития логистики и экономической привлекательности региона. Что Вы думаете по этому поводу?

- Очень хотелось бы верить, что все именно так и будет, и что вместе с этим будет принята программа развития инфраструктуры Арктики. Не далее, как в ноябре 2019 года Правительство озвучило грандиозные цифры по развитию Арктики – увеличение грузооборота до 80 млн.тонн в 2024 году (для сравнения, в 2023 году – план на 45 млн.тонн, 2022 г – 32 млн.тонн, 2021 г – 26 млн.тонн). Это очень большая цифра, и если планы перейдут в реальность, то я предполагаю большие сложности именно в секторе логистики по СМП (Северный Морской Путь). Потому что так и нет государственной программы строительства арктического флота, строящиеся суда работают под флагами других государств, нет концепции организации и строительства единых логистических центров по обеспечению арктической экспансии, - каждая компания, которая заходит в Арктику решает возникающие задачи по завозу грузов самостоятельно.

Увеличение грузопотока в Арктике обеспечит новые рабочие места, появятся новые компании, новые направления, интересные логистические задачи, требующие не тривиального подхода для решения. Поэтому со стороны государства хотелось бы видеть поддержку не только добывающим компаниям, но и их непосредственным подрядчикам, которые обеспечивают снабжение Арктических проектов.

- Промышленная логистика на Севере – это индивидуальные решения для каждой компании или все же комплексный подход к логистическим услугам?

- Мы рассматриваем это не как взаимоисключающие альтернативы, а наоборот – комплексный подход, который может быть адаптирован под индивидуальные требования каждой компании. Вся наша работа построена на бизнес-процессах, которые обеспечивают своевременное технологическое исполнение задач – эти задачи достаточно однотипны по перечню услуг в каждой компании-заказчика. А вот основной сегмент адаптации – учет и документооборот – это требует детальной проработки, как с точки зрения бизнес-процессов, так и с точки зрения реализации – автоматизация учетных форм и документов по требованиям заказчика. Поэтому решение все равно в итоге индивидуальное.

- Усложнились ли в последние годы требования к работе со стороны заказчиков или государства?

- Вести частный бизнес в России вообще не просто – скорость изменения экономических условий и законодательства у нас на порядок отличается от большинства стран. К этому приходится адаптироваться и нам, и заказчикам. Зачастую проекты заказчиком согласовываются годами, и к тому моменту как происходит их реализация уже совсем другие нормы действуют. Приходится уже по факту находить оптимальные решения, творчески подходить к процессам. Со стороны заказчиков ужесточились требования в части охраны труда и безопасности, и мы, на самом деле, только рады этому. Заказчики диктуют требования рынка – дешевле, лучше, быстрее. Мы же, совместно с ними, ищем оптимальное решение для поставленных задач.

- Как развиваются цифровые инструменты логистики в Вашей компании?

- Еще в 2012 году наша компания столкнулась с необходимостью разработки собственного ПО– все существующие на тот момент программы не подходили под складской учет и контроль на автономии (приемка грузов на удаленных территориях – автономиях – в Северном регионе). В них были ограничения по вариантам учета и номенклатуры грузов, по набору операций, «долгий ответ» на обработку данных, «подвисание» программы, невозможность работы в оффлайн режиме, высокие затраты на адаптацию, высокие расходы на передачу данных. Мы выбрали свой вариант – разработать ПО, которое бы отвечало основным нашим требованиям – работа с большим массивом данных, возможность внедрения любых учетных и отчетных форм документов по требованиям заказчика, возможность работы в оффлан-режиме, низкие затраты на передачу данных и адаптацию, возможность синхронизации или экспорта данных в 1С. Сейчас это наш рабочий инструмент (название ПО -КОНДОР), который позволяет подключать к сквозному комплексному учету несколько договоров заказчика. Например, мы приняли груз на жд станции – он сразу же попал в нашу программу (учет операций, учет по хранению, оформление первичных документов), далее перевезли груз с базы временного хранения на склад в автономии (перенос в базе с одного склада на другой, учет в перевозках, оформление первичных документов), потом приняли на складе в автономии, а оттуда уже перевезли на кустовые площадки. При этом мы можем отследить весь путь каждой единицы груза, определить все время движения партии в цепочке поставки, рассчитать затраты в цепочке поставки на каждую единицу груза. Эта информация не всегда требуется заказчикам, т.к. практически все ведут управление цепями поставок в собственном SAP, но она доступна в качестве аналитической справки, и для своих собственных нужд мы ее используем. У данного ПО есть также упрощенная клиентская версия по складскому учету и оформлению документов- АРМ-склад – мы дорабатываем ПО под требования конкретного клиента, внедряем в него необходимые документы, осуществляем тех.поддержку. Данное ПО сейчас дорабатывается новым функционалом, и мы пока не выпускаем его в пакетном варианте, но планируем это сделать в будущем.

- Какие планы у «Беломортранса» на среднесрочную перспективу? Какие ожидания связываете с ЯНАО в плане развития бизнеса?

-Большая часть наших заказчиков – компании нефтегазового сектора, и в этом смысле мы полностью зависим от экономической ситуации по нефтедобыче не только в России, но и в мире. В силу текущей «лихорадки» на рынке в среднесрочной перспективе мы допускаем временное сокращение некоторых программ, но хотелось бы верить, что это не затронет наш сектор глобально. В связи с этим наши стратегические планы на текущий момент остаются связанными с географической экспансией и частичной диверсификацией услуг под требования рынка. И в этом смысле ЯНАО для нас регион номер один по своему потенциалу развития на ближайшие годы.




Статья «Снабжение в Арктике» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2020)

Авторы:
Комментарии

Читайте также