Цифра как необходимость
Нефтегазовая отрасль подошла к такому этапу развития, когда простого получения данных по итогам того или иного этапа ГРР уже недостаточно, необходимо проанализировать и интерпретировать собранную информацию. В связи с этим встает вопрос об обобщении полученного массива данных, возникает необходимость посмотреть на него сверху, выявить закономерности и взаимосвязи. В связи с ростом доли ТрИЗ повышается значимость цифровых моделей, которые обобщают собранные данные и позволяют их эффективно анализировать в т.ч. с использованием технологий Big Data и искусственного интеллекта. По мере насыщения все новой информацией, цифровая модель становится более точной и детальной, позволяя выявлять новые перспективные для дальнейшего изучения участки, сокращая временные и денежные затраты на ГРР.
Четвертое измерение
Геомоделирование выходит на новый уровень, предусматривающий создание 3D- и 4D-моделей. В сейсморазведке 3D съемка уверенно замещает обычную двухмерную, давая объемное изображение среза земной коры. Следующим шагом стало добавление четвертого измерения – времени, что дало импульс к развитию 4D-сейсморазведки.
Выше плотность!
Все шире при ГРР используется широкоазимутальная сейсморазведочная съемка с повышенной плотностью регистрации данных. Относительно классических методов сейсморазведки, этот метод позволяет вести сейсмические наблюдения с плотностью в 25 раз выше и получать более точные данные. Эффективно проведенная сейсморазведка позволит избежать дополнительных расходов на последующем этапе строительства скважины за счет более точного определения места бурения.
С заботой о природе
Бережное отношение к окружающей среде становится производственной необходимостью. Примером может служить технология «зеленая сейсмика», которая за счет использования более легкой техники позволяет сократить ширину просек для установки датчиков и сохранить от вырубки значительные лесные массивы. Использование беспроводной системы оптимизирует производственный цикл за счет ускорения установки сейсмоприемников в условиях сложного ландшафта. Такой подход позволяет сократить воздействие на окружающую среду и выполнять рекордные объемы сейсморазведочных работ.
Сейсморазведка на шельфе
Шельф, наряду с ТрИЗ, является тем ресурсом, который позволит поддерживать необходимый уровень добычи нефти в России в средне- и долгосрочной перспективе. Текущая геологическая изученность шельфа, в первую очередь арктического, пока остается низкой, однако в последние годы сейсморазведка на шельфе ведется все более активно. Модернизируются и оснащаются современным оборудованием российские сейсморазведочные суда, покупаются новые суда. Кардинального обновления российского сейсморазведочного флота можно ожидать после полномасштабного запуска ССК Звезда.
Под водой, но не на шельфе
Более 12% территории России покрыты водой. Залежи углеводородов зачастую находятся под поверхностью рек, озер и водохранилищ, что сильно затрудняет их изучение. Наличие перехода вода/суша предъявляет повышенные требования к проведению полевых сейсморазведочных работ, в частности к выбору условий возбуждения и приема волн. По сути, сейсморазведка ведется одновременно на суше, в водоеме и переходных зонах, что серьезно повышает сложность работ. При работе в водохранилищах требуется привлечение специальных судов, что практически приравнивает такую сейсморазведку к морской. Потребность в таких работах имеется, в т.ч. у зарубежных компаний, участвующих в российских проектах.
Пора бурить
В ближайшие годы в Арктике следует ожидать роста объема разведочного бурения. Действующие санкции Запада против российских арктических шельфовых проектов вынуждают использовать в основном, российские морские буровые установки. Но флот их достаточно ограничен и добрым знаком стало возвращение в российские воды бурового судна Бавенит после многих лет работы на зарубежных проектах. Опять же существенного вклада в обновление и расширения российского флота буровых установок следует ожидать благодаря ССК Звезда. Также стимулировать разведочное бурение на арктическом шельфе могут планируемые регуляторные изменения, расширяющий доступ недропользователей в регион.
Недра в цифре
Большинство методов ГРР с той или иной детальностью дают представление о строении недр, но физически прикоснуться к недрам и прочитать летопись истории Земли позволяет только керн. Всестороннее исследование керна является практически единственным методом, который дает достоверную информацию о свойствах и составе недр и обеспечивает объективную проверку и интерпретацию дистанционных исследований. Поэтому крупнейшие российские нефтегазовые компании создают кернохранилища и внедряют технологии цифрового керна. Создание цифровой модели керна позволяет ускорить и упростить процесс получения данных, в первую очередь, по ТрИЗ, а также проводить моделирование различных процессов в недрах с высокой степенью точности. На данном этапе технология цифрового керна является скорее вспомогательным средством, но она позволяет повысить качество и надежность определения свойств пород-коллекторов и снизить степень неопределенности результатов лабораторных исследований, что уже немало.
Скважины двойного назначения
Разведочная скважина может быть не просто разведочной, но и послужить для подбора технологических решений для эксплуатационного бурения. При таком подходе разведочные скважины после бурения горизонтального окончания и проведения гидроразрыва пласта вводятся в пробную эксплуатацию. Это позволяет изучить геологический разрез и подобрать технологии (например, варианты заканчивания), которые могут транслироваться на эксплуатационный фонд месторождения и подойти к этапу промышленной разработки с наиболее эффективным вариантом освоения. Параллельно отрабатывается организация бизнес-процесса строительства таких скважин, которая впоследствии может тиражироваться в новых газодобывающих регионах.
Дистанционно и опосредованно
Российские нефтегазовые компании активно экспериментируют с несейсмическими методами ГРР, позволяющими получать опосредованную информацию о наличии залежей углеводородов в недрах. Например, площадная геохимическая съемка помогает определить географическое расположение нефтенасыщенной зоны, улавливая молекулы углеводородных газов с помощью сорбента, размещенного в неглубоких скважинах практически у поверхности земли. В Охотском море поиск для перспективных нефтегазоносных зон испытывался метод гелиевых изысканий, заключающийся в измерении концентрации гелия в придонном слое воды из пробуренных во льду лунок. Также расширяется использование дронов при проведении ГРР. Беспилотные летательные аппараты были испытаны при проведении многоуровневой магнитометрической съемки, показав себя достойной альтернативой самолетам и вертолетам, традиционно применяемым для измерения геомагнитного поля над поверхностью земли. Сами по себе эти методы не дают точной картины, но помогают повысить эффективность геологоразведочных работ и оптимизировать затраты на самом чувствительном для нового проекта этапе раннего освоения.