USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 87.31

+0.46

Природный газ 1.76

+0.02

8 мин
861
0

Роль промышленных ОЭЗ в ликвидации перекосов развития индустриальных площадок и прилегающих территорий

Сегодня на федеральном и региональном уровнях работает более 600 мер государственной поддержки и развития: территории опережающего социально-экономического развития, специальные инвестиционные контракты, особые экономические зоны ОЭЗ, государственные фонды, банки и другие институты развития. Что дают все эти меры и какова особенная роль особых экономических зон в развитии промышленности?

С одной стороны, столь широкое разнообразие выбора, на первый взгляд, дарит множество возможностей, в том числе российским и иностранным инвесторам, развивающим промышленный бизнес. С другой – отсутствие в реальности централизованного принципа оказания данных мер господдержки, их разрозненность и точечность снижают эффективность их применения. В результате не работает взаимовыгодная цепочка «государство-бизнес-общество», где каждое последующее звено играет роль в развитии другого, создавая эффект синергии.

То есть, все меры господдержки централизованно не складываются в единый инструмент, который присущ той или иной территории. Так, администрация города, градообразующее предприятие, бизнес – каждый применяет только понятные, выгодные и доступные ему инструменты.

Например, государство вкладывает миллиарды рублей в создание площадок – особых экономических зон, которые, по сути, являются некоторым оазисом для крупного и среднего бизнеса – в первую очередь для зарубежного. Для инвесторов там действуют очень короткие сроки получения документации, есть вся необходимая инфраструктура, нет коррупционной составляющей, имеются таможенные и налоговые льготы. Но при этом окружающая территория, не попадая под юрисдикцию управляющей компании особой экономической зоны, развивается медленно. Этот разрыв рано или поздно накладывает отпечатки на интенсивность развития индустриальных площадок, создавая ограничения в локализации иностранных и российских промпредприятий, а также сопредельных бизнесов вокруг особых экономических зон – малых, средних, инновационных, научных и т. д. Таким образом возникает дисбаланс развития ОЭЗ и территории их базирования, который может отразиться на привлекательности не только ОЭЗ, но и региона в целом.

Однако, понимая эту проблему, мы начали работу по активации цепочки «государство-бизнес-общество».

Как работает данная цепочка и каким образом ее можно применить рассмотрим на примере ОЭЗ ППТ «Титановая долина», созданной в декабре 2010 года в непосредственной близости от мирового лидера по производству титановых сплавов – Корпорации ВСМПО-АВИСМА в моногороде Верхняя Салда в 180 км от Екатеринбурга. В 2018 году мы расширили территорию до 400 га за счет запуска второй площадки «Уктус» (г. Екатеринбург). Сегодня в ОЭЗ работают резиденты из разных отраслей: авиастроение (резиденты Ural Boeing Manufacturing, Уральский завод гражданской авиации), станкостроение (Unimatic), производство медицинских изделий (производитель титановых имплантов «Зибус» и производитель одноразовых шприцев и игл «Русмед»), деревообработка (производитель OSB-плит и LVL-бруса «СТОД»), металлургия (производитель фрез «Инструментальное производство Миникат»), машиностроение (производитель кресел для авто-, ж/д- и авиатранспорта «Сибеко»), переработка (производитель пищевой упаковки Huhtamaki) и др.

У ОЭЗ есть ряд преимуществ, благодаря которым «Титановая долина» привлекает инвесторов: географическое расположение – самая восточная промышленная ОЭЗ в России, единственная на Урале и в Сибири, находящаяся на границе Европы и Азии, через Екатеринбург проходит главный транспортный коридор страны – Транссибирская магистраль. Во-вторых, площадки ОЭЗ «Титановая долина»– «Салда» и «Уктус» – независимые друг от друга и практически одинаково привлекательны для инвесторов в плане предоставления возможности кооперации с крупными игроками рынка ― ВСМПО-АВИСМА, Ural Boeing Manufacturing на площадке «Салда» и «Уральский завод гражданской авиации» на «Уктусе». У «Салды» – возможность локализации производства рядом с крупным авиастроительным производством (Ural Boeing Manufacturing) и в непосредственной близости с мировым лидером титановой промышленности. На «Уктусе» – возможность локализации производства рядом с крупным авиастроительным производством («Уральский завод гражданской авиации»). В целом, здесь, на Урале сконцентрирована промышленная мощь страны: от металлургии, тяжелого машиностроения, оборонного комплекса до легкой промышленности. Поэтому у наших площадок сильные ключевые партнеры в лице промышленных гигантов. Это «якори», которые запускают процесс кластеризации на площадке, тем самым развивая ее и отрасль в целом. Таким образом ОЭЗ «Титановая долина» стала площадкой промышленной кооперации, где небольшие российские компании становятся поставщиками промышленных гигантов с налаженным трансфером технологий, востребованных на внутреннем рынке. Именно на этот ряд преимуществ инвесторы часто обращают внимание больше, чем на преференции.

Основываясь на восьмилетнем опыте развития, можно смело говорить, что ОЭЗ, как инструмент, уже показал свою эффективность в плане поддержки и развития бизнеса на отдельных территориях (и в стране в целом, если говорить о развитии отдельной промышленности).

Однако, этого недостаточно, чтобы развиваться дальше, ограничиваясь лишь территорий ОЭЗ – особые экономические зоны не дают максимального социально-экономического эффекта из-за дисбаланса темпов развития индустриальной площадки и прилегающей к ней территории. В большинстве случаев, как и в случае с ОЭЗ «Титановая долина», площадки развиваются обособленно от территории базирования: управляющая компания ОЭЗ обеспечивает потребности площадки и ее резидентов, но никак не расшивает инфраструктурные и другие социально-экономические проблемы города.

Понимая это, в 2018 году ОЭЗ «Титановая долина» инициировала работу по созданию комплексного сбалансированного развития города своего базирования – Верхняя Салда - мы объединили усилия органов федеральной, региональной и муниципальной власти, органов управления ОЭЗ и градообразующего предприятия ВСМПО-Ависма на поиск механизмов решения проблем города. В первую очередь проблемы демографии. В настоящее время в городе проживает около 43 тысяч человек. Но при неразвитости городского округа численность население можется сократиться по причине миграции, что в свою очередь лишит кадрового потенциала самого города и резидентов ОЭЗ «Титановой долины».

В результате совместной работы с Корпорацией ВСМПО-Ависма, Администрацией Верхнесалдинского городского округа, ОЭЗ «Титановая долина» при поддержке Правительства Свердловской области структурированы критические проблемы города Верхняя Салда, обозначены возможные финансовые и нефинансовые инструменты, направленные на их решение - мы провели текущий срез по основным социально-экономическим показателям, которые в ближайшем будущем могут стать критичными для развития ОЭЗ. В настоящее время сформирован Комплексный план развития округа, на основе которого формируется Комплексная программа развития до 2030 года.

Программа затрагивает все сферы жизни округа, ориентируясь на комфорт для жизни, бизнеса и развитие инфраструктуры, определяя первоочередные направления, исходя из которых мы определили точки роста и наметили план мероприятий по следующим направлениям:

  • комфортные условия для жизни и отдыха (обустройство общественных территорий, дворовых территорий);

  • здравоохранение (повышение качества оказания медицинских услуг);

  • доступное и комфортное жилье (для семей, студентов, молодых специалистов);

  • культура (реконструкция кинотеатра, музеи);

  • образование (строительство и реконструкция детских садов, школ);

  • спортивная инфраструктура (строительство спортивного комплекса, ФОК);

  • безопасная территория (установка камер видеонаблюдения);

  • экономический потенциал (развитие ОЭЗ «Титановая долина»; модернизация градообразующего предприятия ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА»; создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства);

  • потребительский рынок (строительство торговых комплексов и объектов сферы услуг);

  • транспортная инфраструктура (реконструкции региональной автодороги, формирование скоростного железнодорожного сообщения);

  • инженерная инфраструктура (строительство новой фильтровальной станции и водовода, очистных, системы водоотведения, реконструкция электроподстанции, модернизация системы теплоснабжения);

Предлагаемая ОЭЗ «Титановая долина» практика - «пилотый» проект комплексного развития ОЭЗ, прилегающих территорий и улучшения социально-экономической погоды. На сегодняшний день мы приступили к части реализации плана.

Так, сейчас ОЭЗ «Титановая долина» решает вопрос железнодорожной инфраструктуры для резидентов «Титановой долины». Мы планируем не только подвести ж/д-ветки к участкам резидентов, но и реконструировать станцию Верхняя Салда, создать на ее базе складско-логистический комплекс. Проектирование закончено. Стоимость проекта 1,8 млрд рублей. Дорога нужна к 2020 году – в первую очередь для резидента «СТОД» (производитель OSB-плит и LVL-бруса), который будет отгружать готовую продукцию ж/д транспортом. У регионального бюджета столько денег сразу нет. Поэтому управляющая компания «Титановой долины» в 2018 году привлекла к проекту ОАО «РЖД», добилась включение этого проекта в их инвестпрограмму на условиях концессии с региональным правительством. По аналогичной схеме мы начали решать вопрос реконструкции фильтровальной станции в Верхней Салде, планируем привлечь средства Фонда развития моногородов.

Аналогичный подход в ликвидации перекосов развития ОЭЗ и околозональных территорий мы планируем применять в течение всей реализации Программы комплексного развития.

Таким образом, особые экономические зоны промышленно-производственного типа, обустройство которых завершено (площадка «Салда»), могут выступать важным элементом комплексного развития территорий – базой для крупного и среднего бизнеса. А их управляющие компании ― институтами развития территории базирования ОЭЗ при объединении усилий органов федеральной, региональной и муниципальной власти и градообразующих предприятий могут сформировать комплексную картину развития остальных сфер жизни территории – малого предпринимательства, строительства жилья, сопутствующей социальной, деловой, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Другими словами, возможно достичь синергетического эффекта для всех сторон цепочки «государство-бизнес-общество» - должны активизироваться все сферы жизни округа и формы хозяйственной деятельности на его территории: строительство, логистика, развитие обрабатывающих производств, гостиничный бизнес, развитие малого и среднего бизнеса, что повлечет за собой как следствие развитие потребительского сектора - сектора услуг, сферы общественного питания, развлечений, розничной торговли, в целом создание улучшенного общего уровня жизни населения. В результате сам округ и ОЭЗ становятся привлекательными для будущего населения и инвесторов, повышая при этом социально-экономические показатели.

Но для этого нужно создать на федеральном уровне единый инструмент комплексной поддержки территорий ― агрегатор, который бы:

  • консолидировал полный реестр инструментов господдержки

  • распоряжался бы этими инструментами в соответствии с потребностями и структурой крупных инвестиционных проектов.

В свою очередь управляющие компании ОЭЗ, а также ТОСЭР, кластеры, индустриальные парки, могли бы стать операторами прилегающей территории. Вместе с федеральным агрегатором они могли бы компоновать и реализовывать комплекс инструментов поддержки, нужных данной территории.

Данный пример комплексного развития, в котором ОЭЗ «Титановая долина» уже выступает территориальным оператором, несмотря на то, что проект «пилотный», может претендовать на его тиражирование в других регионах.

Но для запуска тиражирования и реализации программ в более ускоренных темпах необходимо дать возможность управляющей компании ОЭЗ действовать вне рамок 116-ФЗ, наделить их полномочиями и ресурсами института развития территории, в том числе дать возможность вести собственную инвестиционную деятельность.



Статья «Роль промышленных ОЭЗ в ликвидации перекосов развития индустриальных площадок и прилегающих территорий» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2019)

Авторы:
Комментарии

Читайте также