USD 73.7663

0

EUR 86.8451

0

BRENT 73.72

+0.28

AИ-92 45.72

+0.01

AИ-95 49.61

+0.03

AИ-98 56.37

+0.02

ДТ 49.75

0

7 мин
417
0

Европейский REACH и российский экспорт

В 2006 г. в Брюсселе (Бельгия) Европейский Парламент принял новый регламент REACH регулирование (Registration, Evaluation and Authorisation of Chemicals). REACH полностью изменит способы контроля за химикатами: с 1 июня 2007 г. в течение 11 лет будет протестировано около 30 тысяч химических веществ с целью определить, представляют ли они опасность для человеческого организма и окружающей среды. Как это отразится на конкурентоспособности российской химической продукции в Европейском регионе?

Европейский REACH и российский экспорт

Все мы хорошо помним, какие споры и дебаты в странах Евросоюза и за его пределами вызвало принятие в декабре 2006 года Регламента REACH, касающегося регистрации, оценки, разрешения и ограничения химических веществ. Диапазон ожиданий производителей от вступления его в действие выражался в пределах от умеренно-негативных до панически-враждебных.

В нашей стране, большинством руководителей предприятий, Регламент был воспринят как дополнительный барьер на пути экспорта продукции в Евросоюз. На самом деле, прямой дискриминации для зарубежных производителей этот закон не содержал; тем не менее, можно констатировать, что Евросоюз взялся наводить экологический порядок в «своем доме» за счет всех производителей продукции, как собственных, так и находящихся за его пределами.

Как известно, Европа уже давно реализует меры по обеспечению химической безопасности своих граждан. На территории Европейского союза действует большое количество требований и правил по контролю за производством и обращением химических веществ, способных повлиять на состояние окружающей среды и здоровье человека. Наиболее ранняя широко известная Директива (67/548/ЕЕС) используется с 1967 года. Начиная с 2007 г., в ЕС действует закон REACH. Для поставок продукции в ЕС сегодня требуется ее регистрация в Европейском Химическом Агентстве (ЕХА).

Споры вокруг регламента развернулись главным образом из-за высоких тарифов на проведение регистрации. Как показала практика, средняя стоимость регистрации одного вещества, включая участие в Форуме по обмену информацией, лежит в диапазоне 50-80 тыс. Евро (для объемов поставки более 1000 тн/год).

Сейчас, спустя четыре года после вступления Регламента REACH в действие, можно подвести некоторые промежуточные итоги регистрации веществ, и влияния этого процесса на результаты российского экспорта.

Согласно данным ЕХА, по состоянию на октябрь 2011 года, были получены такие результаты по регистрации веществ странами Евросоюза:

Как и следовало ожидать, наибольшее число регистраций веществ провели промышленные страны Евросоюза. Необходимо заметить, что результаты регистрации веществ из стран, находящихся за пределами ЕС, оказались «внутри» стран-членов Евросоюза, по месту нахождения их единственных представителей.

Отметим, что введение Регламента в действие совпало с началом мирового финансового кризиса, поэтому в чистом виде выделить уменьшение объемов российского экспорта, вызванное только этим фактором, невозможно. Однако, можно сказать с уверенностью — катастрофы не произошло, подавляющее большинство предприятий смогло сохранить свой экспорт в ЕС.

Каким же образом российские экспортеры смогли удержаться на плаву?

Предприятия-экспортеры, наиболее «рыночная» часть российских производителей, проявили адекватную реакцию. Узнав о нависшей опасности, большинство из них не стали пассивно выжидать, как будут развиваться события, а отнеслись к этой проблеме со всей серьезностью и «бросили» своих представителей на срочное ее изучение. В эту категорию попали практически все крупные и средние российские экспортеры. В результате — они выполнили все необходимые процедуры как по предварительной регистрации продукции в ЕХА в 2008 году, так и проведению основной регистрации в 2010 году.

Часть «беззаботных» российских экспортеров (как правило, это компании имеющие объем годового экспорта менее 5 млн евро) сохранила свой экспорт без всяких усилий, они просто не заметили введение нового регламента. За них работу по пре-регистрации и основной регистрации выполнили импортеры из ЕС. О том, хорошо это или плохо - будет рассказано ниже.

Важную просветительскую миссию в 2008-2009 году выполнили Торгово-промышленная палата РФ, Российский Союз Химиков, Российский Союз промышленников и предпринимателей, Всероссийская Организация Качества. Они организовали многочисленные семинары для производственников, приглашали компетентные европейские организации и представителей Европейского Химического Агентства на выступления перед заинтересованными российскими предприятиями. Несколько семинаров провело Министерство экономического развития РФ. В результате — те кто хотел узнать, что им делать дальше, смогли получить необходимые знания.

Все предприятия-нерезиденты ЕС, экспортирующие химические вещества на европейский рынок, объемом более 1 тонны в год, с целью сохранения своей доли экспорта, должны определить, подпадают ли экспортируемые ими продукты под действие регламента REACH, обозначить точный перечень и годовой объем их экспорта в ЕС. Также, им необходимо заключить договор с единственным представителем – компанией, зарегистрированной на территории Евросоюза, которая будет от имени этого производителя выполнять все обязательства по регламенту REACH и нести ответственность за их выполнение. По запросу этого представителя компания должна собрать всю необходимую информацию по экспортируемым химическим веществам, их список и объемы. По этим данным каждый импортер получит от единственного представителя сертификат, подтверждающий, что эти вещества соответствуют регламенту REACH. И, наконец, подготовить REACH-паспорт безопасности химического вещества.

Наглядно сроки выполнения обязательств поставщиков химической продукции в Евросоюз, накладываемые законодательством REACH, и соответствующие им регистрационные процедуры, выглядят так:

Новые экологически законы Евросоюза, накладывают дополнительные обязательства на российские промышленные предприятия, а, следовательно, необходима работа по прогнозированию и предотвращению возможного негативного влияния. В 2008 г. по поручению ТПП РФ при Всероссийской Организации Качества, для этих целей был создан Комитете REACH.

Комитет выявил ряд факторов риска, способных коренным образом повлиять на конъюнктуру российского экспорта. Они связаны с отсутствием у подавляющего большинства российских предприятий достаточной и достоверной информации по вопросам применения европейского экологического законодательства и, как следствие перспективной утраты ими значительной доли европейского рынка. Вероятность потери экспорта в ЕС обусловлена как действиями европейских импортеров, так и санкциями исполнительных органов ЕС.

Вспомним о «беззаботных» российских экспортерах, сохранивших свой экспорт благодаря регистрации, выполненной самими импортерами из стран ЕС. На первый взгляд — это хорошо, не нужно платить никаких денег за регистрацию продукции. Но народная мудрость гласит: «бесплатный сыр - только в мышеловке»! Наш экспортер привязан в этом случае к одному-единственному импортеру, который рано или поздно начинает диктовать свою закупочную цену. А выбрать себе экспортера «по душе», то есть с рыночными закупочными ценами в этом случае уже нет никакой возможности. Нашему экспортеру, для сохранения независимого экспорта, рано или поздно придется провести собственную регистрацию в ЕХА, в полном соответствии с принципом «скупой платит дважды»!

Но проблемы, связанные с действием регламента REACH этим не ограничиваются. Закон содержит требования по авторизации (получению разрешения) и исполнению условий ограничений в отношении огромного списка химических веществ, в том числе содержащихся в изделиях. Речь идёт о так называемых процедурах Authorisation и Restriction. Как было отмечено на международной конференции по REACH, проходившей в Москве в ноябре 2011 г., «…непринятие требований по авторизации или выполнению ограничений грозит российским компаниям потерей европейского рынка». Поэтому, европейские производители быстро и эффективно решают проблемы с перебоями в поставках сырья и товаров, и, при необходимости, находят новых поставщиков или вещества-аналоги.

Еще один момент, о котором следует упомянуть – это окончание этапа регистрации веществ в объемах от 100 до 1000 тонн/год. Крайний срок проведения поздней предварительной регистрации - 31 мая 2012 года, а сама процедура регистрации должна быть завершена до 31 мая 2013 года. Здесь также есть фактор риска. На встрече с промышленниками ЕС, директор ЕХА по вопросам регистрации Кристель Мюссе, предложила аннулировать результаты предварительной REACH регистрации для регистрантов, не успевших или не пожелавших зарегистрировать свою продукцию в срок. В случае принятия ее предложения, такие предприятия будут лишены возможности провести регистрацию после наступления срока, а для проведения «просроченной регистрации» потребуется процедура Inquiry (получение разрешения ЕХА регистрировать).

Как демонстрирует практика предприятий, подавших Inquiry, эта процедура влечет за собой значительные долгосрочные затраты и невозможность планирования срока ее завершения. В частности, есть ряд российских компаний, которые находятся в процессе Inquiry с начала 2011 года по настоящее время.

Еще одним важным аспектом в организации поставок на территорию ЕС является соблюдение правил классификации, маркировки и упаковки товара, которые включает регламент CLP (регламент ЕС № 1272/2008). Он был издан в 2008 году, а с 2010 по 2015 год (разные сроки для разной номенклатуры товаров) его требования являются обязательным условием для поставок в ЕС.

Хочется акцентировать внимание на том, что в период с 1 декабря 2010 года по 1 июня 2015 года Регламент CLP полностью заменит Директиву по опасным химическим веществам (67/548/ЕЕС) и Директиву по опасным препаратам (1999/45/ЕС). Найти полторы тысячи страниц перевода этого документа можно на сайте комитета REACH - www.reach.ru.

Единственный представитель (Only Representative) в определении европейского закона REACH для нескольких десятков российских компаний – Специнтерпроект советует предприятиям, которые уже провели часть регистраций своей продукции и желающих расширить список своего экспорта, если существующий Единственный представитель Вас разочаровал, Вы имеете возможность назначать любое количество Единственных представителей по Вашим REACH-регистрациям, ограниченное лишь числом химических веществ. Это означает, что в случае необходимости новой регистрации (нового вещества), Вы вправе выбрать иного партнера-резидента ЕС для проведения такой регистрации в ЕХА.

В заключение следует отметить, что история современной системы REACH взяла свое начало еще в 2002 году на саммите ООН в Йоханнесбурге. Тогда 102 страны мира подписали обязательства Программы сокращения негативного влияния химии на окружающую среду и жизнь человека. Для стран Евросоюза данная история получила продолжение в уже известных на сегодня во всё мире директивах REACH и CLP. Но не только Страны ЕС приводят свое экологическое законодательство в соответствие с современными требованиями. Этот процесс, сегодня, развивается на глобальном уровне.

Предприятиям-экспортерам нужно быть готовым к выполнению новых высоких требований к качеству продукции во всем мире.



Статья «Европейский REACH и российский экспорт» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1-2, Январь 2012)

Читайте также