USD 96.0686

-1.17

EUR 105.1095

-1.4

Brent 78.76

-0.14

Природный газ 2.628

-0

10 мин
1240

Перспективы развития минерально-сырьевой базы УВС в Российской Федерации

Перспективы развития минерально-сырьевой базы УВС в Российской Федерации

Современный этап развития мировой экономики оказывает существенное влияние на производство и потребление энергоресурсов, которое характеризуется с одной стороны колебаниями спроса на энергоресурсы, а с другой стороны, даже в моменты спада производства и потребления, возрастает необходимость в уточнении прогнозов на их производство и потребление для осознанных шагов по выработке стратегии управления экономикой, направлений и мер по ее стабилизации в период кризисов и рецессий. В этой связи возрастает потребность в более детальном анализе ресурсной базы всех видов энергоносителей, в частности углеводородов, которые составляют более 25% от потребления всех видов энергоресурсов.

Оценка ресурсная базы углеводородов основывается на нефтегазогеологическом районировании территории, в котором с периодичностью 5-10 лет определяются перспективные зоны нефтегазонакопления по результатам проведенных геологоразведочных работ. Последнее нефтегазогеологическое районирование территории России было завершено в 2010 г. Нефтегазогеологическое районирование всегда предшествует количественной оценке. ВНИГНИ с 1958 года был инициатором и методическим руководителем всех количественных оценок углеводородов СССР, а затем и России с периодичностью в 5 лет. Последняя количественная оценка ресурсов углеводородов по состоянию на 01.01.2009 г. была выполнена в 2009-2012 гг. под научно-методическим руководством ФГУП «ВНИГНИ» и принята в 2012 г. Центральной экспертной комиссией Федерального агентства по недропользованию по апробации материалов количественной оценки ресурсов нефти, газа и конденсата Российской Федерации (ЦЭКР УВС). В данной работе приняли участие десять ведущих отраслевых институтов Росси по традиционным регионам их деятельности. По итогам оценки в России: нефтегазонсных провинций (НГП) – 13, нефтегазоносных областей (НГО) – 80, нефтегазоносных районов (НГР) – 153, самостоятельных нефтегазоносных областей (СНГО) – 1 (Балтийская).

В целом, ресурсная база углеводородов состоит из количественной оценки углеводородов и ежегодно издаваемого государственного баланса углеводородов, по статистическим формам отчетности недропользователей: 6‑ГР.

Состояние минерально-сырьевой базы по нефти и конденсату Российской Федерации (суша и акватории морей) на 01.01.2012 г. представлено в Табл. 1, а по газу в Табл. 2.

рис 1.jpgрис 1.jpg

рис 1.jpg

В соответствии с представленной оценкой Россия делит первое место с Ираном по ресурсам и доказанным запасам газа, занимая 17,6 % всех доказанных запасов газа (всего по миру 187,3 трлн.м.куб.) с кратностью доказанных запасов более 56 лет (на сколько лет хватит при существующих темпах добычи) среднее по миру – 56 лет.[1].

По нефти Россия находится на восьмом месте, занимая 5,2 % всех доказанных запасов нефти (всего по миру 258,8 млрд. тонн) с кратностью доказанных запасов более 22 года (на сколько лет хватит при существующих темпах добычи) среднее по миру – 53 года. [2].

По суммарной добыче нефти и газа (в нефтяном эквиваленте) Россия занимает первое место, опережая США на 50 млн.т. НЭ за 2012 г. соответственно Россия - 1 059 50 млн.т. НЭ и США -1 008 50 млн.т. НЭ1

На Рис. 1. и Рис. 2. показана структура и освоенность начальных суммарных ресурсов нефти России в разрезе нефтегазоносных провинций и областей, которая имеет неравномерное распределение, как по нефти, так и по газу. Это связано как с историческим путем освоения территории России, так и с трудностью освоения отдаленных территорий.

рис 1.jpg
рис 1.jpg
Анализируя структуру начальных суммарных ресурсов нефти и газу России, можно заметить, что Западно-Сибирская НГП остается основной для перспектив добычи. По газу кроме Западно-сибирской НГП выделяются акватории морей. Однако, данное состояние отображает лишь степень изученности нефтегазоносных территорий, которые в основном по площади изучены не достаточно и неравномерно. На Рис. 3. Показана динамика разведанности начальных суммарных ресурсов нефти и газа, а также разбуренности территории России.
рис 1.jpgИз данной динамики следует, что степень разведанности нефти и газа в прямую зависит от степени изученности которая обеспечивается в свою очередь поисковым бурением. Вся территория России исследована геологоразведочными работами не достаточно, но при выполнении соответствующих объемов геологоразведочных работ будут приращены соответствующие существующим ресурсы и запасы углеводородов. Следует учесть, что ключевым фактором из вышеприведенной диаграммы является темп изучения поисковым бурением, если до 1991 г. темп поискового бурения с ежегодным остом в 20% обеспечивал наращивание изученности и НСР (начальные суммарные ресурсы) нефти и газа, то в последующем периоде темп поискового бурения снизился до 8-5% и перестал обеспечивать степень изученности.
На Рис. 4. и Рис. 5. Показана динамика прироста извлекаемых запасов жидких УВ и газа, соответственно по категории А+В+С1 по НГП (2001-2011 гг. и прогноз до 2030 г.), млн.т.
рис 1.jpgрис 1.jpg
Выполнение соответствующих объемов ГРР позволит обеспечить показатели добычи нефти и газа в соответствии с действующими стратегиями. На Рис. 6. Представлен прогноз добычи нефти с конденсатом и свободного газа в период 2013-2030 гг. по нефтегазоносным провинциям.

рис 1.jpg
Выше представленный анализ ресурсной базы углеводородов России касается только жидких углеводородов и газа, учитываемых в госбалансе России и в количественной оценке ресурсов углеводородов. В данный анализ не полностью входят трудноизвлекаемые ресурсы и запасы, которые имеются в РФ, большая часть таких ресурсов ранее не учитывались в количественной оценке углеводородов и при подсчете запасов, в связи с их не рентабельностью. Речь идет о так называемых «не традиционных ресурсах и запасах» углеводородов к которым относят «сланцевую нефть и газ» и другие виды тудноизвлекаемых углеводородов.

Для понимания геологической природы и промышленных сложностей поисков и разработки данных видов, необходимы новые базовые определения, которые отображают их физическую, геологическую и экономическую сущность. Существует множество определений, в основном переводы с английского без использования российских нотаций исходящих, из отечественных терминов и определений.

В качестве обсуждения предлагаются следующие определения:

Нетрадиционные ресурсы углеводородов : это ресурсы, добыча которых невозможна без химического или термобарического воздействия.

Нетрадиционные источники углеводородов – это скопления углеводородов в земной коре, не объединенные общей фильтрационной системой, для добычи которых необходимо применение технологий, в результате которых создается искусственная система фильтрации.

В структуре мировой добычи жидких, «традиционных» углеводородов по прогнозу EIA[3] в 2012 г. добывалось 4,1 млрд. т., в 2040 г. их будет добываться около 5 млрд.т. Других видов углеводородов в 2012 г. добывалось 224,2 млн. т. в 2040 г. их будет добываться 652,6 млн.т., соответственно, в 2012 г. добыча других видов УВ составила 5,4%, а в 2040 г. составит 13.1 %. В структуре мирового потребления всех видов энергоносителей другие виды УВ в 2012 г. составляли 2,7%, а в 2040 г. составят 3,1 %.

Как видно из факта и прогноза EIA, другие виды УВ не играют и не будут играть большой роли по объему в энергопотреблении в целом, однако бурный рост добычи данных углеводородов в Северной Америке существенно меняет локальную структуру потребления и добычи и влияет на геополитические особенности рынка УВ.

Кроме этого существенным фактором других видов УВ являют прогнозы и оценки по их запасам и ресурсам. Они огромны и превышают ресурсы и запасы обычных УВ. Основным фактором сдерживания развития добычи таких видов УВ является сложность их поиска, разведки, добычи и переработки. В настоящее время только в США создана такая система регулирования недропользования и научно-технического обеспечения по вышеуказанному фактору, когда стал возможным бурный рост добычи. На Рис. 7. и Рис.8. представлены запасы и себестоимость добычи всех видов углеводородов.[4]

рис 1.jpg
рис 1.jpg
Бурный рост других видов углеводородов в США обусловлен стратегическим регулированием в данной отрасли. Изданный в США в Закон об Энергетической Политике 2005 года и изменения в Законе по Профилактике Повышения Налогов и Акт Сверки позднее в том же году, предусматривает:

налоговый кредит который вычитает все расходы по амортизации всех геологических и геофизических расходов в течении двух лет, и предоставляет скидку на все затраты, понесенные в течении двух лет, для разведки нефти и газа, в том числе, сланцевой нефти.

Чрезвычайный Закон по Экономической Стабилизации 2008 года внес поправки в статью 179c в Законе об Энергетической Политике, 2005 года и расширил выбор номенклатуры расходов некоторых НПЗ по производству сланцевой нефти.

В соответствии с этой льготой эти НПЗ по нефти имеют возможность использовать до 50% расходов стоимости переработки как инвестиции, относя их на себестоимость - тем самым продолжая перекладывать эти затраты на налогоплательщиков.

Данные льготы обусловлены целью Президента США при принятии вышеперечисленных законов: «чтобы заменить более 75% нашего импорта нефти с Ближнего Востока к 2025 году».[5]

Все принятые меры привели к тому, что на одной только формации Баккен в Северной Дакоте в год принятия вышеупомянутого Закона об Энергетической политике добывалось 143 тыс. тонн сланцевой нефти, в 2008 г. – 3,8 млн.т., в 2013 г. ожидается 50 млн.т. Всего в США сланцевой нефти в 9-ти лучших формациях по разным оценка содержится от 3,1 до 4,7 млрд. тонн технически извлекаемых запасов нефти для которых требуется пробурить около 220 тысяч скважин[6]. Добыча такой нефти имеет такую особенность, что в течении двух лет из скважины добывается 80-90% нефти которую возможно извлечь. Что бы поддерживать обусловленный проектом уровень добычи (компенсировать падение добычи) необходимо для 13-ти наилучших формаций в США ежегодно бурить 6 201 скважину общей стоимостью 35,8 млрд. долл.5. В целом в США на разработку сланцевой нефти в 2012 г. затрачено около 90 млрд. долл. По прогнозу в 2017 г. будет достигнут пик затрат в 135 млрд. долларов. Данный уровень затрат прогнозируется до 2025 г.[7] Всего в мире капитальные затраты на поиски на разработку и добычу углеводородов в 2012 г. было затрачено 541 млрд. долл., в США – 185,6 млрд. долл. В России капитальные затраты шести крупнейших компаний составили в 2012 г. около 35,6 млрд. долл. Данный пик планируется поддерживать до 2017 г.[8]

В настоящее время в России в госбалансе числится извлекаемых запасов нефти доля низкопроницаемых коллекторов менее 0,05 кв.мкм и с плотностью более 0,93 г,см3 в распределенном фонде недр: по категории АВС1С2 – 2,2 млрд.т. (82,2 % ), накопленная добыча 178,2 млн.т. а в нераспределенном фонде недр: АВС1С2 – 0,474 млрд.т. (17,8 % ).

На Рис. 9. показано размещение основных залежей углеводородного сырья, отнесенной к продуктивным отложениям: Баженовским, Абалакским (Западно-Сибирская НГП), Хадумским (Северо-Кавказско-Мангышлакская НГП) и Доманиковым (Волго-Уральская и Тимано-Печерская НГП) по которым в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 213-ФЗ внесены изменения в ст.342.2. Налогового Кодекса РФ ч.2. в части снижения налогов на добычу нефти из данных отложений.

рис 1.jpg

По перспективам возможного освоения нетрадиционные ресурсы можно разделить на три группы:

Первая группа - ресурсы первоочередные, для освоения которых уже имеются промышленные технологии (тяжёлая и высоковязкая нефть, природные битумы, нефть и газ, залегающие на глубинах более 4500 м и в низкопроницаемых породах, сланцевый газ и метан угольных пластов);

Вторая группа - ресурсы и объекты средней и долгосрочной перспективы, для которых уже разработаны либо разрабатываются опытно-промышленные технологии (сланцевая и матричная нефть, газогидраты);

Третья группа - потенциально возможные игипотетические ресурсы, технологий использования которых пока не предложено (водорастворённые газы, газ газонасыщенных торфяников и др.)[9]

1. Резюмируя, можно сделать некоторые выводы:Добыча нетрадиционных видов углеводородного сырья в мировом потреблении составляет первые проценты (5,4%, сланцевой нефти – 1,6%). Однако, тенденции истощения запасов традиционной нефти с одной стороны и стремительный рост объемов добычи из нетрадиционных источников с другой позволяют утверждать, что в ближайшем будущем этот процент существенно возрастет, с учетом нарастающих тенденций до 10 – 20% к 2020 – 2030 гг.

2. Российская Федерация занимает 1 место в мире по извлекаемым ресурсам нетрадиционных источников нефти (по оценкам экспертов) - только по Западной Сибири извлекаемые ресурсы нетрадиционной нефти оцениваются в 10 - 30 млрд. тонн.

Приоритетным направлением добычи из нетрадиционных источников УВ является сланцевая нефть. Значительное распространение «доманикоидов» и «баженитов» по площади и в разрезе в пределах основных НГП и обилие в них промышленных притоков свидетельствует в пользу высокой вероятности масштабной добычи нефти, основанной на применении новейших технологий добычи. Общие извлекаемые ресурсы сланцевой нефти варьируются в пределах от 20 до 100 млрд. тонн нефти

3. Из других видов нетрадиционных источников УВ следует выделить метан угольных пластов, промышленная добыча которого уже началась структурами ОАО «Газпром» в Кузбассе. Учитывая, что при этом еще и решается проблема повышения безопасности при угледобычи, это направление должно входить в сферу государственного регулирования.

4. Огромные запасы газогидратов в северных широтах России свидетельствуют о перспективности этого вида углеводородного сырья, однако, для Российской Федерации это отдаленная перспектива.

5. Для подготовки участков недр под лицензирование на сланцевую нефть необходимо выполнить научно-аналитическое обобщение накопленных геолого-геофизических и геохимических данных с целью выделения и обоснования перспективных зон нефтенакопления и получения положительного опыта недропользования с применением новейших технологий добычи.

6. Успешность освоения нетрадиционных ресурсов может быть обеспечена консолидацией усилий органов власти, научно-исследовательских институтов, в том числе академических институтов и научных подразделений компаний-недропользователей.




[1] BP Statistical Review of World Energy June 2013

[2] По данным «РБК daily» http://www.rbcdaily.ru/tek/562949987866554

[3] : EIA: International Energy Outlook 2013, Release date: July 25, 2013

[4] EIA “World energy outlook - 2oo8”

[5] Subsidizing Oil Shale: Tracing Federal Support for Oil Shale Development in the United States, Taxpayers for Common Sense, November 29, 2012, Received through the Taxpayers For Common Sense Web

[6] Drill, Baby, Drill: Can Unconventional Fuels Usher in a New Era of Energy Abundance? By J. David Hughes Copyright © 2013 by Post Carbon Institute.

[7] Peter Magnus Nysveen, Rystad Energy, Oslo, Norway. The US and Canada combined will be self-sufficient in total Liquids before 2020

[8] Расчеты ИФК Метрополь, данные компании http://fincake.ru/stock/investideas/10351/download/8699

[9] Мастепанов А.М. – 2012 г.






Статья «Перспективы развития минерально-сырьевой базы УВС в Российской Федерации» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11-12, Ноябрь 2013)

Авторы:
674101Код PHP *">
Читайте также