Экспертный подход к морским операциям - Компании - Статьи журнала
4 мин
20
0

Экспертный подход к морским операциям

Экспертный подход к морским операциям

В настоящее время активно ведется разведка залежей углеводородов и разработка морских нефтегазовых месторождений, в том числе на шельфе арктических и замерзающих морей. Отличительными особенностями их освоения являются сложные климатические условия, исключительная чувствительность экосистем, а также, в большинстве случаев, значительная удаленность месторождений от индустриально развитых районов. Все факторы риска, связанные с ведением нефтегазового промысла в морских условиях, требуют особого внимания к вопросам обеспечения безопасности. В реализации проектов такого рода одной из важных составляющих, наряду с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов бурения, добычи, хранения и транспортировки углеводородного сырья, является проведение морских операций. Что необходимо для их успешного осуществления? 

Доставка к месту эксплуатации таких сложных и крупногабаритных инженерных сооружений, как морские стационарные платформы, плавучие нефтехранилища, отгрузочные причалы, подводные добычные комплексы и т.д., представляет собой серьезную инженерную и логистическую задачу. Для ее подготовки и проведения порой требуются научно-технические ресурсы, сопоставимые с созданием самих нефтегазовых объектов. 

Как международно-признанное классификационное общество Российский морской регистр судоходства (РС) осуществляет экспертизу проектов и техническое наблюдение за морскими операциями в соответствии с Правилами РС по разработке и проведению морских операций, в которых учтены все применимые национальные и международные требования и стандарты безопасности. Под требования Правил РС подпадают операции по сборке, транспортировке, стыковке и установке на точку эксплуатации объекта и его частей (блоков, ярусов, колонн и т.д.), которые совершаются при нахождении объекта или его частей на плаву, а также с использованием плавсредств, включающие не менее двух из перечисленных этапов. Различаются два типа операций: заводские операции на плаву и неограниченные морские операции. Первые совершаются у достроечной набережной (пирса) или на заводской полностью защищенной акватории. Вторые - не ограничены в пространстве, совершаются на плаву в полузащищенной акватории или в открытом море. 

Сегодня Регистр участвует во всех современных проектах по освоению шельфа Российской Федерации – от Балтийского моря до побережья Сахалина, от Арктики до Северного Каспия, под его техническим наблюдением проведено значительное число морских операций в самых разных географических и климатических зонах. 

Специалисты РС принимали участие в проведении морской операции по доставке на точку бурения первой в России арктической морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная», предназначенной для разработки одноименного месторождения в Печорском море. Процесс транспортировки платформы от причала Мурманского судоремонтного завода к месту добычи нефти осуществлялся в августе 2011 года. Преодолев 540 миль с помощью четырех буксиров, платформа успешно прибыла на точку бурения. Первая нефть здесь была добыта в конце 2013 года. На текущий момент Приразломное остается единственным на российском арктическом шельфе месторождением, где ведется добыча нефти. 

В Каспийском регионе РС активно участвует в обустройстве месторождения им. Юрия Корчагина. Объектами технического наблюдения РС являются соединенные переходным мостом ледостойкие морские стационарные платформы с буровым и технологическим комплексом и жилым модулем (ЛСП-1 и ЛСП-2), точечный причал с мягкой системой захвата и плавучее нефтехранилище «Юрий Корчагин», входящее в состав морского перегрузочного комплекса (МПК), а также морской подводный трубопровод между ЛСП‑1 и МПК. Строительство объектов выполнялось в соответствии с применимыми требованиями правил Регистра, разработанными на основе научных исследований, выполненных специалистами РС в сотрудничестве с ведущими научно-исследовательскими центрами. Под техническим наблюдением РС проведены и морские операции по буксировке и установке морских объектов на месте эксплуатации. 

В настоящий момент самым масштабным проектом с участием Регистра является обустройство нефтегазоконденсатного месторождения им. Владимира Филановского в северной части Каспийского моря – самого крупного по запасам нефти из открытых в России с начала 2000-х годов. Под техническим наблюдением РС находятся все объекты его обустройства - от нефтегазодобывающих платформ до морских подводных трубопроводов, а также проводятся морские операции по их транспортировке и установке на точке эксплуатации. 

В 2013 – 2014 гг. отбуксированы и установлены в море объекты первой очереди освоения месторождения: центральная технологическая платформа (ЦТП), ЛСП-1, платформы жилого модуля (ПЖМ-1) и райзерного блока (РБ). Подготовительные работы проводились на монтажно-сборочных площадках Астраханской области в п. Ильинка, Астраханском Судостроительном Производственном Объединении (АСПО), судостроительном заводе "Красные Баррикады". На первом этапе к месту установки были доставлены опорные основания. Морские операции второго этапа включали в себя транспортировку верхних строений и их монтаж на опорные основания. Для погрузки, транспортировки и последующей накатки в море верхних строений ЦТП, ПЖМ-1 и ЛСП-1 на опорные основания использовалась специально сконструированная транспортно-монтажная рама 

Морские операции по транспортировке и монтажу таких крупногабаритных объектов (так, например, масса верхнего строения ЦТП на момент отправки составляла ≈ 9000 т) являются сложными комплексными задачами с высокой степенью риска, особенно при их проведении в суровых климатических условиях. Успешное выполнение подобных операций во многом зависит от уровня подготовки персонала. В связи с этим Регистр уделяет особое внимание вопросам обучения и систематического повышения квалификации инспекторов, привлекая к проведению семинаров ведущие профильные компании и научно-технические организации. Так, в марте 2015 года для инспекторов РС был организован семинар «Морские операции с объектами обустройства морских нефтегазовых месторождений», где с докладами выступили представители Крыловского государственного научного центра, ОАО «ГНИНГИ», компании Saipem S. p. A. и ЦКБ «Коралл». В качестве слушателей к участию были приглашены также представители ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть». Темы докладов включали требования, предъявляемые к разработке проектов морских операций, проведению строительно-монтажных операций, расчетам балластировки, остойчивости, непотопляемости, навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению, анализу морской транспортировки и др. Подробно был рассмотрен опыт проектирования, технического наблюдения и проведения морских операций, а также организовано посещение опытовых бассейнов и тренажерного центра Крыловского государственного научного центра.



Статья «Экспертный подход к морским операциям» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№6, Июнь 2015)

Авторы: