Нефтехимический комплекс занимает ведущие позиции в мировой экономике. Продукция нефтегазохимии находит применение во всех отраслях мировой экономики: строительстве, машиностроении, авиастроении, космической отрасли, электронике, средствах коммуникации, агропромышленном комплексе, медицине, упаковочной отрасли, в производстве товаров для спорта, отдыха, туризма, в товарах бытового назначения и т.д.
В мировой практике переработка нефти и природного газа в продукцию нефтегазохимии относится к числу наиболее быстро развивающихся отраслей, обеспечивающих рабочие места в потребляющих отраслях промышленности.
В таблице 1 представлена доля нефтегазохимического комплекса в ВВП ведущих стран.
-
Доля нефтегазохимии в ВВП, %
Китай
8,9
Япония
8,2
Германия
6,9
США
6,1
Россия
1,1
Нефтегазохимия относится к базовым сегментам российской экономики. Значительное влияние на развитие нефтегазохимического комплекса оказывает и в перспективе будут оказывать вопросы добычи нефти и газа, объемов их экспорта и переработки, особенно глубокой переработки углеводородного сырья.
«Русь, куда несёшься ты? Дай ответ»
Тренд развития экономики России сформировался в период 1991-2016 годы и занял устойчивое стабильное положение. Экономическая парадигма: сырьё в обмен на технологии, продовольствие и прочие продукты потерпела полный крах в условиях низких цен на нефть и газ с одновременным вводом санкций против нашей страны.
Основой экономического развития российской нефтегазохимии стала экспортно-сырьевая модель. На диаграмме (рис. 1) представлена характеристика ресурсного потенциала нефтегазохимии за прошедшее десятилетие.
Добыча нефти в период 2007 – 2016 гг. увеличилась на 11,4%, добыча газа снизилась в 2016 г. относительно 2007 г. на 2,1%.
Доля экспорта нефти от добычи в 2007 г. составляла 52,6%, газа – 29,4%. Доля экспорта нефти от добычи в 2016 г. составила 46,3%, газа – 31,7%.
Рис.1
Переработка нефти и газа обеспечила в 2007 г. получение легкого углеводородного сырья (нафта, СУГ, этан) в размере 24,6 млн.т., из которых на нефтегазохимию использовано 8,3 млн.т., т.е. 33,7% и 52% УВС экспортируется. В 2016 году получено 29,8 млн.т. углеводородного сырья, из них 10,7 млн.т. (23%) направлено на производство нефтегазохимической продукции и 64,1% на экспорт.
За ретроспективный период 2007-2016 гг. экспорт нефти, газа и углеводородного сырья оставался неизменным приоритетом развития экономики, т.е. «сырьевая игла» в полном смысле этого понятия.
Без создания нефте и газохимических производств с углубленной переработкой нефти и газа решить проблему зависимости экономики от экспорта углеводородного сырья невозможно.
Как в развитых, так и в развивающихся странах растет число нефте и газоперерабатывающих и химических заводов. В США на 1 долл. добываемого сырья приходится 10 долл. добавленной стоимости. В России на 1 долл. добываемого сырья приходится 2 долл. добавленной стоимости. Увеличение степени извлечения всех ценных компонентов нефти и природного газа способствует расширенному производству целых классов новых химических материалов: пластмасс, смол, каучуков и продуктов их переработки в пленки, листы, трубы, строительные материалы, изделия для автомобилестроения, авиастроения, судостроения, космической техники, медицины, бытовой и оргтехники, оборон-культурно-бытового назначения.
Нефтегазохимическая продукция составляет основу большинства материалов потребляемых обществом. Спрос на них определяется ростом численности населения в мире и темпами роста экономик в развивающихся странах.
Только за счет активных структурных преобразований со сменой стратегического направления в сторону углубления переработки углеводородного сырья и создания газонефтехимических комплексов возможно осуществить эффективный прорыв в развитии инновационной газонефтехимии России.
Таких примеров достаточно в мировой практике. Так, темпы развития ряда ближневосточных стран, которые обладая меньшими запасами углеводородов, чем Россия, сумели из стран экспортеров нефти и газа превратиться в крупнейших в мире поставщиков современной нефте- и газохимической продукции, диверсифицировав источники своих доходов настолько, что конъюнктура рынка нефти и соответственно газа практически не оказывает влияния на финансовое благополучие этих государств.
В таблице 2 представлен рост мощностей пиролиза (по этилену).
Страна |
Мощность, млн.т. |
Темп роста, % |
|
2000 г. |
2015 г. |
||
Иран |
0,69 |
4,73 |
685 |
Саудовская Аравия |
3,35 |
13,5 |
390 |
Катар |
0,52 |
2,5 |
250 |
ОАЭ |
0,6 |
3,55 |
355 |
Россия |
2,9 |
3,2 |
10 |
Из таблицы 2 очевидно, что в России преобладает экспортно-сырьевая модель развития, основой которой является трубопроводная экономика: реализация проектов газопроводных систем: Сила Сибири, Северный поток-2, Турецкий поток и нефтепроводов: Восточный нефтепровод (ВСТО) и др.
Стремительный рост мощностей пиролиза (по этилену) наблюдается в Китае, в 2015 году по отношению к 2000 году мощности выросли в 3,4 раза и составили 13,8 млн.т. при дефиците сырьевых ресурсов.
Рис.2
В США мощности пиролиза в 2015 г. составляли 28,4 млн.т. Добыча сланцевой нефти и газа в США одновременно инициировала реализацию проектов по созданию мощностей пиролиза 14,3 млн.т. до 2020 г.
Наши бывшие соотечественники из стран СНГ также осуществляют проекты по созданию мощностей пиролиза на собственном углеводородном сырье. В период 2017 – 2020 гг. ожидается ввод мощностей по производству этилена в Казахстане – 825 тыс.т., в Узбекистане – 900 тыс.т., в Туркмении – 500 тыс.т., в Азербайджане 700 тыс.т. до 2030 года.
В России существует избыток нефтегазохимического сырья, но до сих пор не устранена одна из ключевых структурных проблем: устранение дефицита мощностей пиролиза, что тормозит развитие нефтегазохимии. Сложившийся устойчивый тренд экспортно-сырьевой модели сделает Россию сырьевым придатком мировой экономики. Это путь в никуда.
Инновационная нефтегазохимия: реалии и намерения
В России имеется значительный потенциал для развития нефтегазохимии благодаря наличию значительных объемов более дешевого по сравнению с Европой и Азией нефтегазохимического сырья, направляемого в настоящее время на экспорт. Сырьевые ресурсы России могут наряду с экспортом обеспечить отечественные пиролизные мощности на базе функционирования больших нефтегазохимических комплексов, которые станут основой для будущего развития.
В 2012 г. разработан и утвержден Минэнерго РФ «План развития газо и нефтехимии России на период до 2030 года» с пролонгацией его до 2035 года. План определяет основные стратегические цели, а также направления, механизмы и инструменты их достижения на базе реализации крупных инвестиционных проектов по переработке природных ресурсов в нефтегазохимическую продукцию. В «План» заложена идеология развития рынков и производства газонефтехимической продукции по технологической цепочке от УВС-сырья до конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, уход от сырьевой модели развития (см. рис.2).
В таблице 3 представлены целевые показатели «Плана 2030» по развитию нефтегазохимии и ожидаемые результаты в 2030-2035 гг. по сравнению с 2010 г.
Продукт |
Целевые показатели |
Ожидаемые результаты |
УВС |
Увеличение использования на нефтехимию в 2,5-3 раза |
2,7 раза |
Этилен |
Выпуск выше 8 млн.т., доля в мировом производстве не менее 4% |
12,2 млн.т. доля в мировом пр-ве 5,4% |
Полимеры |
Душевое потребление выше 60 кг/чел |
2030 г. – 78,6 кг/чел 2035 г. – 105,8 кг/чел |
Синтетические каучуки |
Душевое потребление выше 3,5 кг/чел |
2030 г. – 3,5 кг/чел 2035 г. – 3,8 кг/чел |
Существенный прорыв в развитии нефтегазохимии возможен за счет существенного роста целевых мощностей производства по всей технологической линейки от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью. Согласно «Плану 2030» в нефтегазохимии период 2013-2016 гг. введено 2 млн.тонн новых мощностей. На рис. 3 представлены вводы новых мощностей.
Лидером российской нефтегазохимии является вертикально-интегрированная газоперерабатывающая и нефтехимическая компания ПАО «Сибур Холдинг». Компания характеризуется надежным доступом к источникам сырья, высокой диверсификацией продуктового портфеля, лидирующими позициями на растущем нефтегазохимическом рынке России.
ПАО «Сибур Холдинг» относится к крупнейшим нефтехимическим компаниям Восточной Европы, обладая уникальными возможностями роста.
Ввод новых мощностей по производству нефтегазохимической продукции обусловил даже в период стагнации российской промышленности опережающие темпы роста. В таблице 5 представлены темпы развития нефтегазохимической промышленности Российской Федерации в период 2010-2016 гг.
Год |
ВВП России |
Годовые темпы развития промышленности |
Производство нефтехимической продукции |
Годовые темпы развития полимеров |
Переработка пластмасс |
2010 |
104,5% |
108,2% |
110,6% |
107,8% |
121,5% |
2011 |
104,3% |
104,7% |
109,5% |
108,8% |
113,1% |
2012 |
103,4% |
103,3% |
104,1% |
100,2% |
107,4% |
2013 |
101,3% |
100,3% |
105,4% |
114,6% |
107,3% |
2014 |
100,7% |
100,6% |
102% |
107,9% |
111,8% |
2015 |
96,3% |
96,6% |
106,3% |
108,1% |
95% |
2016 |
99,3% |
101,1% |
105,3% |
105% |
106,5% |
В перспективе до 2030-2035 гг. прогнозируется ввод новых крупнотоннажных мощностей пиролиза и линейки нефтегазохимической продукции в ПАО «Сибур Холдинг», ПАО «Нижнекамскнефтехим», ГК «Титан», ПАО «Роснефть». Как ожидается, в случае реализации всех проектов выпуск этилена в 2030 г. достигнет 12,2 млн.т., полимеров 17,4 млн.т.
При этом единичные мощности установок пиролиза (по этилену) составят от 1,2-1,5 млн.т.
Уже к 2019-2020 гг. будет реализован новый маштабный проект ПАО «Сибур Холдинг» - ЗапСибнефтехим на Тобольской производственной площадке. Конфигурация проекта включает:
-
Установку пиролиза – 1,5 млн.т. этилена, 525 тыс.тонн пропилена, 100 тыс.т. бутан – бутеленовый фракции в год;
-
Установка полиэтилена – 1,5 млн.т./год;
-
Установка ПП – 500 тыс.т./год.
Реализация этого проекта изменит ситуацию на российском рынке полимерной продукции и позволит практически отказаться от импорта полиолефинов.
Рис.3
Реализация, заложенных в «План 2030» проектов в полном объеме возможна при изменении денежно-кредитной и налоговой политики.
На наш взгляд, необходимо менять экономическую парадигму, отказавшись от мантры «монетаризма» в пользу промышленного развития отдельных отраслей, предприятий с использованием государственного регулирования, стимулирующего рост экономики.