USD 93.2519

-0.19

EUR 99.3648

-0.21

Brent 88.09

+0.89

Природный газ 2.071

+0.01

7 мин
10826
0

Глубина переработки нефти в России

Глубина переработки нефти в России

В данной статье рассматривается тема глубины переработки нефти (ГПН) в России. Демонстрируется сравнение показателей ГПН за 20 лет (2000-2020г.г.). Отмечается важность отечественной нефтепереработки на международном рынке углеводородов и ее влияние на экономку страны. Приведены возможные варианты совершенствования переработки нефти в России.


Данные из открытых источников позволяют оценить техническое состояние нефтеперерабатывающей отрасли в России.

Так, например, исходя из данных Минэнерго России (реестр НПЗ) из 38 заводов, характеризуемых как «введённые в эксплуатацию», 24 завода эксплуатируются уже более полувека.

Наиболее показательными в данном контексте являются следующие НПЗ:

- Туапсинский, который эксплуатируется с 1928 года;

- Саратовский, работающий с 1934 года;

- Московский, функционирующий с 1938 года.

Срок эксплуатации НПЗ – 60 лет. Из этого следует, что больше половины НПЗ устарели. Более того, бензин, получаемый в результате переработки на старом оборудовании, экспортируется в очень малом количестве, так как не соответствует международным стандартам.

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом хозяйстве. Доля ее потребления в России непрерывно росла до 2004 года, немного снизилась к 2014 году и снова возросла к 2018. Однако потребление нефти в 2020 меньше, чем в 2 предыдущих. Это можно объяснить весенним локдауном по стране, так как движение транспорта заметно сократилось. Наглядное сравнение можно увидеть из рис.1.

рис 1.jpg

В отечественной нефтепереработке под глубиной переработки нефти подразумевается суммарный выход в процентах на нефть всех нефтепродуктов, кроме непревращенного остатка, используемого в качестве котельного топлива (КТ):

ГПН = 100 – КТ – (Т + П) (1)

Где ГПН – глубина переработки нефти, Т и П — соответственно удельные затраты топлива на переработку и потери нефти на НПЗ в процентах на сырье. [1]

Добыча нефти в России в 2020 году составляет 512,68 млн тонн, однако наблюдается небольшое отставание в области ГПН.

Эффективность НПЗ является важнейшим фактором для повышения конкурентноспособности отечественного нефтяного сектора на международном рынке углеводородов.

Процент глубины переработки нефти как раз и является тем показателем, который указывает на состояние нефтеперерабатывающей отрасли в целом.

С начала 2000-х годов процент ГПН медленно, но рос: он составлял 66% к середине 2000-х, и уже 74% по состоянию на 2015 год.

При этом важно отметить, что по российским стандартам результат признаётся хорошим, если процент ГПН находится в районе 80%. Заводов, чьи показатели значительно превышают данный показатель, немного. В данном контексте можно упомянуть НПЗ компании «Газпромнефть» в Омске - этот завод уже более десяти лет даёт результат ГПН стабильно больше 90%.

Для сравнения: в наши дни только среднее значение ГПН нефтеперерабатывающих заводов в Европейском союзе составляет 85%, в США тот же средний показатель глубины переработки нефти равен 96%.

Тем не менее к 2019 году за счет постепенного обновления российских НПЗ наблюдается увеличение процента глубины переработки нефти, как показано на рис.2

Следует отметить, что показатель глубины переработки нефти в год по стране нельзя считать объективным, так как если Омский или Волгоградский НПЗ дают показатель 92% глубины, то некоторые российские заводы не достигают даже стандартов середины прошлого века.

рис 1.jpg

Переработка нефти в России осуществляется с использованием следующей формы расчета ГПН:

ГПН = ((ООПС – ОПМ – ОПП – ОТПСН) / ООПС) * 100% (2)

где ООПС – значение общего объема переработанного сырья, ОПМ – значение объема полученного мазута, ОПП – значение объема производственных потерь, ОТПСН – значение объема топлива, потраченного на собственные нужды [2].

Рецепт повышения глубины переработки прост: надо научиться перерабатывать все остатки первичных процессов, то есть мазут и гудрон.


Переработка нефти в 2020 году

За первые три месяца 2020 года нефтеперерабатывающие заводы в России увеличили объемы нефтепереработки на 3,5%.

Однако, неоднозначная ситуация на международном рынке углеводородов, а также общемировой кризис, вызванный пандемией короновируса, обусловили сокращение объема переработанной нефти. Об этом говорят данные из открытых источников - за первые три квартала 2020 года объём нефтепереработки составил 70 миллионов тонн нефти. Этот показатель на 6,2% меньше, чем показатель нефтепереработки по итогам трёх кварталов 2019 года.

В 2020 году Россия снизила объемы добычи нефти по причине весенних договорённостей в рамках ОПЕК+, а также из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19.

При этом, несмотря на сокращение объемов нефтепереработки (учитывается спрос на нефтепродукты в настоящий момент, а также низкая маржа из-за короновируса), показатель ГПН оказался выше, чем ожидалось в таких условиях.

Из отчёта вице-премьера (долгое время бывшим министром энергетики России) Александра Новака президенту РФ Путину следует, что показатель глубины переработки нефти за 2020 год составил 84,4%, что превышает аналогичный показатель 2019 года.

По итогам девяти месяцев 2020 года глубина переработки на Московском НПЗ составила 85,8%, на Омском НПЗ — 94,6%.

Омский и Московский НПЗ. Причины высокой переработки относительно других НПЗ России.

Рост производства зимних марок дизеля является главной задачей для Омска. При этом программы на всех заводах предусматривают практически полный отказ от выпуска высокосернистого мазута. Однако и здесь отличия существуют: в продуктовой корзине Омского НПЗ по-прежнему останется востребованное рынком судовое топливо, выпускающееся на основе тяжелых фракций.

Основные процессы глубокой переработки Омского НПЗ - это производство серы, водорода и гидрокрекинг. Установка гидрокрекинга, мощность которой 2 млн тонн/год является ключевой на комплексе глубокой переработки нефти(КГПН). С помощью нее высококипящие составляющие нефти преобразуются в более ценные низкокипящие продукты, такие как: дизельное топливо, бензин и керосин. Для переработки гидрокрекингом завод использует вакуумный газойль первичной переработки, тяжелый газойль установки замедленного коксования и остаточные продукты процессов производства масел. [3]

Московский НПЗ расположен неподалеку от развитого авиаузла, который потребляет около половины объема реактивного топлива в России. По этой причине главный продукт гидрокрекинга на НПЗ – авиакеросин. Так же московские дороги строят с битумом, произведенным на данном заводе.

Московский НПЗ приступил к демонтажу установок прошлого поколения, которые заменил новый комплекс переработки нефти «Евро+». Таким образом, внедряя современные технологические решения и избавляясь от устаревшего производства, в 2021 году будет выведено 5 установок.

В июле 2020 года комплекс «Евро+» начал свою работу. Его суперсовременные технологии, и высокие экологические стандарты позволяют обеспечить полный цикл производства: от подготовки нефти до выпуска топлива. [3]

ГПН и экономика

Количество потребляемых нефти и нефтепродуктов (в учёт идут также расход по типам топлива и потребление из расчёта на душу населения) предельно зависит от технического состояния топливно-энергетического комплекса (в частности, нефтеперерабатывающей промышленности) в любой точке земного шара.

Важно отметить, что такое же сильное влияние качественное состояние нефтеперерабатывающей отрасли оказывает на различные экономические показатели, например, на размер реального ВВП.

Влияние ГПН на экономику неоднозначно. С одной стороны, уменьшение глубины переработки нефти на действующих предприятиях приводит к сокращению выработки наиболее прибыльной продукции и, как результат, к некоторой потере эффекта. С другой стороны, увеличение глубины переработки нефти связано с вводом большого количества вторичных процессов: гидрокрекинга, термоконтактного крекинга, коксования и др., что увеличивает общую сумму капитальных и эксплуатационных затрат.


Возможные варианты совершенствования переработки нефти в России:

1. Модернизация технологически устарелых установок первичной перегонки нефти, что позволит увеличить выход дизельного топлива.

2. Углубление переработки нефти в процессе образования бензина (каталитический крекинг, коксование) для увеличения выхода автобензинов.

3. Обновление базы штатного оборудования НПЗ.

4.Рациональное размещение НПЗ по территории России, целью которого является приближение производства к районам потребления нефтепродуктов так, чтобы их транспорт не превышал расстояний более 1000 км [4].

Отметим, что нестабильная ситуация на международном рынке углеводородов, а также ряд других факторов явственно обозначили необходимость в модернизации топливно-энергетического комплекса России в целом, и нефтеперерабатывающей отрасли в частности.

Эффективность нефтеперерабатывающих заводов в России напрямую зависит от глубины переработки нефти, именно поэтому модернизация в этом направление должна стать приоритетной для России. Можно сказать, что увеличение ГПН является вопросом выживания российского нефтяного сектора в условиях высококонкурентной среды на рынке углеводородов.

Поэтому реформирование должно происходить быстро и как можно скорее, а для этого необходимо обеспечить его независимость от ситуации на международном рынке и от других внешний факторов.


Факты:

38 Российских заводов характеризуемых как «введённые в эксплуатацию»

24 завода эксплуатируются уже более полувека

60 лет составляет срок эксплуатации НПЗ

66% составил рост глубины переработки с начала тысячелетия к середине 2000-х, к 2015 г. рост составил 74%

85% составляет среднее значение глубины переработки на НПЗ в ЕС, 96% - в США

На 3,5% увеличили объемы нефтепереработки российские НПЗ за первые три месяца 2020 г.


Литература:

1. Все о глубине переработки нефти, формула расчета, показатели [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://musorish.ru

2. Понятия, специфика, история развития и актуальные проблемы НПЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ooosapfir.ru

3. Светлый путь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru

4. Основное технологическое оборудование и процессы транспорта нефти и нефтепродуктов [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.В. Дейнеко, А.С. Алихашкин, Р.А. Шестаков, В.В. Уланов. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. – 2018. – Режим доступа: http://elib.gubkin.ru/content/23045 (дата обращения: 27.11.2019)




Статья «Глубина переработки нефти в России» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, Январь 2021)

Авторы:
Комментарии

Читайте также