«Вторая жизнь» сибирской нефти
Баженовская свита представляет собой горизонт, содержащий нефтематеринскую породу и местами - высокопродуктивные линзы. Помимо жидкой нефти породы включают в себя твердое органическое вещество - кероген («недозревшую нефть»), с которым связывают основной потенциал отложений. Баженовская свита залегает в Западной Сибири на площади 1,2 млн кв. км, в «старых» районах нефтедобычи, но на глубине в 2-3 км, то есть ниже традиционных коллекторов.
Открыта свита еще в 1959 году. Сейчас известно более 70 месторождений, приуроченных к Бажену, большинство из них расположено в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Мнения относительно запасов бажена очень разноречивы. По прогнозным оценкам объем геологических запасов достигает 18-60 млрд тонн, указано на сайте Минэнерго РФ. В перспективе возможно извлечь от 700 млн до 5 млрд тонн, говорил ранее глава министерства Александр Новак. Однако есть и более оптимистичные оценки.
Разработка бажена может стать «второй жизнью» для западносибирских нефтяных месторождений, традиционные запасы которых все более истощаются. К тому же «баженовская» нефть - легкая, малосернистая, по своим характеристикам превосходит Brent. В России считают, что возможно создать коммерческую марку такой нефти.
Однако извлекать «черное золото» баженовских отложений крайне сложно. Нефтеносная порода плотна чрезвычайно, а ее проницаемость экстремально низкая. При довольно значительной глубине залегания толщина отложений чаще всего составляет всего 20-30 м. К тому же пласт чрезвычайно неоднороден по составу, а распределение нефти в нем очень неравномерно. Изучение залежей тоже затруднено. Так, из-за хрупкости пород сложно отбирать и исследовать керн.
В силу этих причин разработка баженовской свиты несколько десятилетий считалась бесперспективной.
Проекты
Интерес нефтяников к бажену возродился в «нулевых». Первым к добыче приступил «Сургутнефтегаз» - в 2005 году. К настоящему времени компания пробурила свыше 600 скважин, главным образом, на Ай-Пимском месторождении в ХМАО. «Сургутнефтегаз» получает из баженовских отложений по 500-600 тыс. тонн нефти в год, что составляет большую часть объема по всем компаниям - до 800 тыс. тонн в год.
С «нулевых» в работе с баженом также активен «РИТЭК» (группа «ЛУКОЙЛ»). Компания сформировала три опытных участка на Средне-Назымском месторождении в ХМАО, где отрабатывает технологии добычи. Текущая добыча компании превышает 100 тыс. тонн в год. Также у «ЛУКОЙЛа» есть Галяновский и ряд других участков с баженовскими залежами.
«Роснефть» с 2009 года разрабатывает баженовские отложения на Салымском месторождении. Изучение ведется и на других западносибирских активах компании, в том числе на Приобском месторождении.
Свой пилотный проект по изучению Баженовской свиты запустила и «РуссНефть». В 2017 году компания приступила к бурению на Средне-Шапшинском месторождении в ХМАО.
«Газпром нефть» приступила к освоению бажена в начале десятилетия в рамках СП с Shell, «Салым Петролеум Девелопмент» (СПД). Затем компания запустила проекты на Пальяновской площади Красноленинского месторождения, южной части Приобского месторождения в ХМАО, на Вынгаяхинском месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе и ряде других.
После введения санкций в 2014 году сотрудничество с Shell по бажену пришлось свернуть. Пострадали и проекты других компаний: «Роснефть» с Exxon Mobil и «ЛУКОЙЛа» с Total.
К настоящему времени «Газпром нефть» при поддержке властей ХМАО и федеральных профильных министерств создала Технологический центр «Бажен» (зарегистрирован в июле прошлого года). Организация стала оператором полигона в рамках проекта по разработке баженовской свиты. В качестве технологической площадки центру передана Пальяновская площадь Красноленинского месторождения. «Бажен» получил статус профильного национального проекта, к нему подключились два десятка партнеров - научно-исследовательских институтов и компаний. Ожидается, что вскоре проекту будет придан федеральный статус.
В поисках «золотого ключика»
Сегодня добыча из бажена все еще малорентабельна или вовсе убыточна, и нефтяники продолжают трудиться на перспективу. Главная проблема - высокоэффективных технологий, позволяющей получать «баженовскую» нефть в крупных объемах, пока нет ни у кого в мире.
Эксперты указывают, что для разработки баженовской свиты невозможно просто заимствовать методы, применяемые для сланцевых залежей в США. И дело даже не в санкциях, а в различии геологических свойств залежей.
Российским компаниям приходятся идти своим путем. Работа идет, главным образом, в двух направлениях.
Одно из них - адаптация технологий, применяемых на американских сланцевых месторождениях, то есть сочетания горизонтального бурения и многостадийного гидроразрыва пласта (МГРП). В этой сфере особенно активны «Роснефть» и «Газпром нефть». Так, «Роснефть» впервые применила этот метод на баженовских отложениях Приобского месторождения в 2011 году. На горизонтальном стволе успешно произвели семь ГРП и получили высокий начальный дебит (почти 250 тонн/сут).
«Газпром нефть» в 2016 году заявила, что первой в России реализовала весь цикл технологических решений, применяемых в мире для разработки сланцевой нефти. «...несмотря на все санкционные ограничения, мы передали комплекс технологий, который нам позволил добыть баженовскую нефть исключительно за счет применения российских технологий, российского оборудования, и все работы были выполнены российскими подрядчиками», - годом позднее комментировал глава «Газпром нефти» Александр Дюков (цитата по ТАСС).
Второе направление в разработке технологий для освоения бажена - методы повышения нефтеотдачи пласта (ПНП), такие как термохимические и термогазовые методы. Здесь у России немало собственных разработок. Так, «Сургутнефтегаз» еще с начала «нулевых» исследует термические методы добычи, в частности, технологию влажного внутрипластового горения.
«РИТЭК» с 2009 г. испытывает технологию термогазового воздействия (ТГВ) на залежи баженовской свиты Средне-Назымского месторождения, которую нередко отмечают как одну из самых перспективных. Технология предполагает закачку в пласт воздуха и воды под высоким давлением. В результате окисления выделяется углекислый газ и ШФЛУ, которые вместе с азотом вытесняют нефть в добывающие скважины. Одновременно под термическим воздействием и давлению создается дополнительная трещиноватость в залежи. Кероген преобразуется в легкую нефть и углеводородные газы. Применение ТГВ в сочетании с поддержанием пластового давления позволяет повысить коэффициент извлечение нефти (КИН) до 20–30%, уверены в «РИТЭК».
Сегодня компании сочетают методы ПНП с бурением горизонтальных и наклонно-направленных скважин и МГРП.
Разрабатывается также отечественное оборудование для освоения баженовской свиты. Так, в Технологическом центре «Бажен» создают комплекс оборудования и технологий по термохимической обработке скважин с использованием сверхкритической воды, помогающих значительно повышать нефтеотдачу. Это решение не имеет аналогов в мире, рассказывал в майском интервью агентству «Прайм» гендиректор «Бажена» Кирилл Стрижнев. Кроме того, нефтяники разрабатывают специализированные программные продукты.
Добиться прорыва
Добыча «баженовской» нефти может стать рентабельной уже в ближайшие годы. Сейчас себестоимость барреля такого сырья находится на уровне $60, но уже к 2021 году может снизиться до $40/барр., рассказывал Кирилл Стрижнев. По его словам, приемлемый уровень рентабельности сложится при себестоимости в $30-40/барр. - при условии, что баррель нефти на рынке будет оцениваться в $50.
Прогнозируется и активный рост добычи. Планы нацпроекта «Бажен» нацелены на увеличение показателя до 10 млн тонн в год в 2025 году и до 50 млн тонн - к 2030 году.
Однако для обеспечения прорыва следует решить обширный перечень проблем.
Для начала - геологическое строение баженовской свиты изучено еще не до конца, что затрудняет поиск и развитие технологий. Затем, из-за санкций не хватает оборудования - например, для бурения интеллектуальных скважин, а свои аналоги пока не созданы.
Также эксперты указывают на необходимость объединить усилия отдельных ВИНК и научно-исследовательских институтов в поисках технологий. Ожидается, что этой площадкой станет тот же Технологический центр «Бажен».
Безусловно, для освоения баженовских отложений необходима активная поддержка государства. Сегодня месторождения, приуроченные к свите, освобождены от налогообложения по НДПИ. Однако требуются также стимулы для создания и применения инновационных технологий.
Кроме того, рынок ждет законодательных изменений. Сейчас готовится принятие законопроекта о технологических полигонах. Документ предлагает сделать разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи ТРИЗ отдельным видом недропользования. Владельцев таких лицензий освободят от уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами.
В любом случае, на рынке мало кто сомневается, что баженом и прочими ТРИЗ надо заниматься. И немедля. Иначе прошлогодние предсказания саудовского принца об уходе России с нефтяного рынка получат все шансы на осуществление.
Автор: Ирина Герасимова