USD 71.2298

+0.35

EUR 80.2689

-0.14

BRENT 43.27

0

AИ-92 43.21

0

AИ-95 47.33

+0.05

AИ-98 52.88

+0.01

ДТ 47.78

0

9 мин
798
0

Модернизация НПЗ и мировые тренды в нефтепереработке

Российские компании увеличили выпуск и экспорт светлых нефтепродуктов. Однако налоговые маневры со стороны государства привели к замедлению и отсрочке инвестиций в этом секторе.

За последние годы российские компании значительно увеличили выпуск и экспорт светлых нефтепродуктов. Однако налоговые маневры со стороны государства привели к замедлению и отсрочке инвестиций в этом секторе. По информации российского Минэнерго, в России складывается непростая ситуация в нефтепереработке в связи с налоговым маневром: по сравнению с 2014 г. уровень инвестиций, направляемых в проекты в этом сегменте, снизился с 250 млрд рублей в год до 150 млрд рублей по итогам прошлого года. Тогда как программа модернизации российских НПЗ еще далека от выполнения: при 78 новых или модернизированных установках предстоит запуск еще 49 таких установок.

Перед отраслью стоят непростые задачи продолжения обновления нефтеперерабатывающих мощностей в условиях низкой рентабельности на внутреннем рынке и необходимости приспособить свой бизнес к снижению качества нефти, поступающей на российские НПЗ. Кроме того, на рентабельность отечественной переработки могут повлиять новые требования, вводимые в 2020 г. Международной морской организацией в отношении судового топлива. Согласно оценкам экспертного сообщества и руководства ведущих компаний, они могут привести к серьезным изменениям и в других сегментах мирового downstream.

Конкуренция в отрасли нарастает: существует целый ряд факторов, влияющих на успешность проектов в нефтепереработке, среди которых большое значение имеет месторасположение НПЗ и его близость к растущим рынкам. В последние годы темп развития мировой нефтяной промышленности задавало развитие китайских, американских, ближневосточных и российских НПЗ. Сейчас отрасль стоит на пороге новой революции, связанной с цифровой трансформацией, – масштабными технологическими и организационными преобразованиями, направленными на кардинальное повышение эффективности бизнеса через его полную оцифровку на всех этапах создания стоимости.

Новые продукты с ориентацией на клиента

В сегменте downstream 2017 г. оказался для BP одним из самых лучших за всю историю компании: доходы выросли до 7,2 млрд долларов. У компании огромная сбытовая сеть: 18,3 тыс. заправок по всему миру. Руководство компании надеется на дальнейший рост и рассчитывает ввести к 2021 г. более 3 тыс. АЗС на новых рынках: в Мексике, Индонезии, Китае и Индии. Так, Мексика стала за последние годы главным растущим направлением для реализации бензина и дизеля. ВР открыла в течение 2017 г. 120 заправок в стране и уже к 2021 г. решила довести их число до 1,5 тыс. единиц.

Цифровые технологии уже начинают проникать в ритейл, одновременно меняя его и повышая его эффективность. Новое цифровое приложение, внедренное на заправках BP, позволяет оплатить топливо и кофе, не выходя из машины. Кроме того, компания вошла в бизнес FreeWire, производителя быстрых зарядных устройств для электромобилей, которые будут установлены на нескольких европейских автозаправках BP в 2018 г.

В сегменте авиатоплива у компании можно отметить интересные разработки в области применения биотоплива. ВР стала первым коммерческим поставщиком биотоплива для аэропорта в столице Норвегии – Осло, а также еще одного аэропорта в соседней Швеции. Кроме того, в марте 2018 г. последнее поколение авиатоплива ВР обеспечило возможность беспосадочного в течение 17,5 часа перелета из австралийского Перта в Лондон.

«Технологии и инновации заложены в основу развития нашего нефтеперерабатывающего бизнеса», – отмечает технолог компании BP Гарет Бракки (Gareth Bracchi). Сейчас на НПЗ компании по всему миру применяются технологические решения, повышающие эффективность производственных процессов и сокращающие вредные выбросы. Инновационные разработки ориентированы на создание высококачественных топлив и смазочных материалов. Технологии для сегмента создаются в семи крупнейших технологических центрах BP в США, Великобритании и Германии.

В компании считают, что быстрая цифровизация отрасли может привести к серьезным изменениям в производстве и реализации нефтепродуктов. Цифровые технологии сыграют большую роль для технической безопасности и эффективного выполнения плановых ремонтов. Кроме того, ВР уже активно использует дроны для мониторинга территории своих промышленных объектов и повышения безопасности работающего на них персонала. Среди приоритетов на будущее – полная оцифровка всего бизнеса компании, а также внедрение элементов прогностической аналитики в бизнес-процессы.

По мнению главы сегмента downstream компании ВР Тюфана Ергинбилджика (Tufan Erginbilgic), новые НПЗ в ближайшей перспективе будут строится, прежде всего, на Ближнем Востоке и в АТР – там, где наблюдается наибольший прирост спроса на нефтепродукты. В последние годы на нефтепереработку стали серьезно влиять изменения в структуре сырьевых потоков. На НПЗ компании стало приходить больше легкой нефти и конденсата из США, а также тяжелой нефти из Канады. Ограничения на содержание серы в морском топливе, по мнению руководства компании, ведут к изменениям в структуре спроса на сырую нефть и ценовым изменениям на рынке нефтепродуктов.

Сейчас в BP прогнозируют рост спроса на продукты нефтепереработки и нефтехимии. К 2035 г. на планете будут ездить порядка 2,3 млрд легковых автомобилей и грузовиков – это означает удвоение мирового автопарка по сравнению с 2017 г., лишь небольшая часть из этого прироста, по мнению экономистов компании, придется на электромобили. Кроме того, объемы авиаперевозок вырастут в два раза в ближайшие 20 лет, а рост спроса на авиатопливо в этот период составит в среднем 1,5 % в год. Такая динамика в транспортном секторе, а также увеличение потребления нефтехимической продукции приведут к скачку спроса на нефть на дополнительные 15 млн баррелей в сутки к 2035 г.

Однако на рынке будут действовать и факторы, ведущие к сокращению спроса на нефть: двигатели для транспорта, отапливаемые здания, промышленные процессы становятся все более энергоэффективными и требуют все меньше топлива или электроэнергии; сами нефтепродукты становятся все более экономичными; содержание биотоплива в нефтепродуктах растет.

Технологии модернизации

На нефтеперерабатывающих заводах и нефтехимических предприятиях Shell в настоящее время ведется внедрение передовых технологий, включая 3D печать, дополненную реальность, использование беспилотных летательных аппаратов (дронов), а также инспектирующих производство и территорию роботов (3D printing, augmented reality, the use of drones, inspection robots).

Среди прорывных технологий в downstream можно отметить разработку деасфальт растворителя (solvent deasphalter) на заводе компании в Пернис (Роттердам, Нидерланды). Разработка нацелена на производство дизельного топлива с низким содержанием серы, что отвечает жестким экологическим требованиям. Растворитель удаляет тяжелые фракции из сырой нефти, что позволяет нефтеперерабатывающему заводу модернизировать процессы и производить высококачественные нефтепродукты.

НПЗ расположен в Роттердаме – порте, через который проходят значительные объемы нефти, предназначенные для европейского рынка. Строительство новой установки в Пернис предполагается закончить в 2018 г. В компании не предполагают изменения мощности НПЗ, но внедрение технологии позволит изменить структуру выпускаемой продукции, а также снизить негативное воздействие от ее применения на окружающую среду. Кроме того, нововведение способствует гибкости НПЗ – поможет быстро реагировать на происходящие на рынке процессы.

В январе этого года Shell объявила о планах строительства на Рейнландском нефтеперерабатывающем заводе в Германии установки электролиза мощностью 10 МВт для производства водорода. Электроэнергия для НПЗ будет вырабатываться с помощью возобновляемых источников энергии. Производство должно быть введено в строй в 2020 г. Оно станет первым примером промышленного использования мембранной технологии мембранных электролитов. Сейчас на Рейнландском нефтеперерабатывающем заводе (крупнейшем в Германии) требуется около 180 тыс. т водорода в год, который производится с использованием природного газа. Новая установка электролиза обеспечит дополнительные 1 300 т водорода в год и будет полностью интегрирована в перерабатывающие процессы на НПЗ.

Модернизационный прорыв

Повышение эффективности нефтепереработки является приоритетной задачей и для масштабной программы модернизации российской компании «Газпром нефть». На НПЗ компании реализуются проекты увеличения производительности установок по переработке нефти, повышению эксплуатационной готовности и энергоэффективности производства, сокращению безвозвратных потерь. По итогам прошлого года компания переработала на своих НПЗ порядка 40,1 млн т. В условиях непростой ситуации на внутреннем рынке оптимальный режим загрузки нефтеперерабатывающих мощностей обеспечил максимально возможную доходность сегмента.

Так, экономический результат 45 мероприятий в области повышения производственной эффективности на 25 технологических объектах Московского НПЗ достиг в 2017 г. 1,3 млрд рублей. Модернизация установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВ-6 привела к росту эффективности работы оборудования на 16 %. На МНПЗ были реализованы проекты, нацеленные на увеличение выпуска компонентов высокооктанового бензина на установке каталитического риформинга и снизившие нагрузку на технологическое оборудование установки висбрекинга. Всего за 2011-2017 гг. на Московском нефтеперерабатывающем заводе выполнены 250 таких проектов, что дало экономический эффект в 15 млрд рублей. На 2018 г. запланирован проект внедрения технологии предварительной обработки технологических установок к плановым ремонтам.

Московский НПЗ стал площадкой для внедрения наилучших доступных технологий, а также применения передовых природоохранных решений. В прошлом году «Газпром нефть» завершила на МНПЗ строительство биологических очистных сооружений «Биосфера», позволяющих в значительной степени сократить выбросы сточных вод предприятия. Московский НПЗ реализует масштабную экологическую программу, в результате которой уровень воздействия предприятия на окружающую среду должен уменьшиться примерно в 4 раза. 

В октябре прошлого года на Омском нефтеперерабатывающем заводе стартовало строительство инфраструктурных проектов второй очереди модернизации завода. Запланированы инвестиции в размере более 24 млн рублей до 2020 г. Цель второй стадии модернизации заключается в повышении эффективности нефтепереработки: увеличения ее глубины и росте объема выпуска светлых нефтепродуктов. На Омском НПЗ ведется строительство новой установки замедленного коксования, которую компания планирует ввести в эксплуатацию в 2020 г. Установка позволит увеличить выпуск бензина и дизельного топлива с каждой тонны переработанной нефти. Это один из крупнейших проектов модернизации НПЗ в России. Программа модернизации Омского НПЗ нацелена на повышение глубины переработки до 97 % и увеличение выхода светлых нефтепродуктов до 80 %. Также в октябре 2017 г. на ОНПЗ началось сооружение нового комплекса биологических очистных сооружений.

«Газпром нефть» начала строительство нового комплекса глубокой переработки с технологией замедленного коксования на своем сербском НПЗ в Панчево, что позволит российской компании добиться здесь мирового рекорда в 99,2 % глубины переработки. Общая сумма инвестиций в новый проект превысит 300 млн евро – на сегодня это крупнейший инвестиционный проект в экономике Сербии. Завершение строительства намечено на конец 2019 г. По словам главы ВИНК Александра Дюкова, компания ставит перед собой задачи увеличения эффективности переработки и реализации, а также роста объемов производства высокомаржинальных, востребованных рынком, с высокой добавленной стоимостью нефтепродуктов, в том числе высокотехнологичных масел и битумов.

Как сообщили в пресс-службе компании, модернизация нефтеперерабатывающих предприятий «Газпром нефти» позволит достичь максимального уровня глубины нефтепереработки и выхода светлых нефтепродуктов – ключевых показателей операционной эффективности НПЗ. Кроме того, важным аспектом реализуемой программы является внедрение передовых природоохранных технологий, в том числе в области мониторинга и контроля за воздействием производства на окружающую среду.

Кроме того, «Газпром нефть» активно готовится к внедрению новых технологий в рамках цифровой трансформации в сфере переработки, логистики и сбыта нефтепродуктов. Применение цифровых технологии по всей цепочке создания стоимости может способствовать повышению эффективности сегмента: привести к изменениям модели управления бизнесом, бизнес-процессов и перестройке модели организации и ведения дел в компании.

Факты:

  • К 2035 г. на планете будет около 2,3 млрд автомобилей;
  • В 2 раза вырастут объемы авиаперевозок в ближайшие 20 лет;
  • 40,1 млн т переработала на своих НПЗ «Газпром нефть» в 2017 г.;
  • На 16 % повысилась эффективность работы оборудования первичной переработки нефти на Московском НПЗ в результате модернизации установки ЭЛОУ-АВ-6;
  • В 4 раза уменьшился уровень воздействия предприятия на окружающую среду в результате экологической программы, реализуемой Московским НПЗ;
  • До 97 % повысится глубина переработки на Омском НПЗ в результате модернизации производства;
  • До 80 % увеличится выход светлых нефтепродуктов на Омском НПЗ.

Автор:

Мария Кутузова



Статья «Модернизация НПЗ и мировые тренды в нефтепереработке» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2018)

Система Orphus