USD 70.88

-0.36

EUR 80.4134

+0.01

BRENT 42.34

-0.03

AИ-92 43.21

+0.05

AИ-95 47.28

+0.04

AИ-98 52.87

+0.03

ДТ 47.78

+0.04

7 мин
228
0

Долгая дорога к шельфу

Активная разработка российского арктического шельфа в ближайшие годы не наступит: не хватает буровых, технологий, инвестиций, и цена на нефть не особенно высока. Однако Россия, провозгласив Арктику стратегически важным регионом, сохраняет серьезные планы по освоению шельфовых запасов.  

Плацдарм для наступления 

Шельф голыми руками не возьмешь. Нужно наукоемкое сложное оборудование, надежнейшие эффективные технологии, буровые и добывающие платформы, обширный флот ледоколов и вспомогательных судов ледового класса и так далее. И поскольку из-за санкций заграница нам сильно не поможет, многое надо создавать внутри страны. «На ближайшую и даже среднесрочную перспективу имеющийся отечественный технологический потенциал не позволяет рассчитывать на эффективное вовлечение в промышленный оборот углеводородных шельфовых ресурсов. Для его поднятия на необходимый уровень требуется масштабная и всесторонне выверенная государственная политика, направленная на перевооружение отрасли, на развитие транспортной и производственной инфраструктуры, на кадровое обеспечение столь высокотехнологичных и сложных проектов», – высказывался в 2015 г. на страницах Neftegaz.ru заведующий лабораторией ВНИГРИ Геннадий Григорьев.

За последние пять лет проблему, похоже, осознали и во властных структурах страны. Развитие Арктического региона названо одним из национальных приоритетов. Создана специальная Госкомиссия, а затем регион был включен в поле деятельности Минвостокразвития. Готовился закон «О развитии Арктической зоны РФ», который, впрочем, не принят. Зато разработаны Основы государственной политики в Арктической зоне и новая Стратегия развития Арктической зоны России до 2035 г. (принятие ожидается в текущем году). Уже одобренные Советом безопасности РФ «Основы» включают, в частности, новую схему освоения шельфа в Арктике. Также правительство готовит для инвесторов новый пакет преференций, который должен заменить целевую господдержку отдельных проектов.

Важнейшим драйвером развития инфраструктуры арктического побережья должен стать федеральный проект по развитию Северного морского пути (СМП).

Согласно госпрограмме социально-экономического развития Арктической зоны до 2025 г., вдоль побережья Северного Ледовитого океана создаются восемь опорных зон: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская. Для перспективного освоения шельфа особенно значим ряд из них.

 Арктические ворота России

 В Мурманской области (Кольская опорная зона) формируется крупнейший в стране кластер, направленный на обеспечение нефтегазовых проектов в Арктике. Сейчас в самом северном незамерзающем порту России расположена береговая база проекта добычи на Приразломном месторождении. Также тут базируются суда, задействованные в разведочных работах в северных акваториях.

«У нас в планах – создание логистической базы для обслуживания шельфовых проектов. Соответствующие переговоры мы ведем с федеральными министерствами», – говорил в ноябре 2019 г. губернатор Мурманской области Андрей Чибис (цитата по ТАСС). По его словам, регион готов предложить потенциальным инвесторам «максимально комфортные условия для бизнеса и мореплавания».

Технологический кластер включает несколько крупных инвестпроектов. В числе важнейших – расширение Мурманского транспортного узла, что подразумевает реконструкцию и создание производственных и портовых мощностей в Кольском заливе, в том числе возведение терминала для перевалки нефти и нефтепродуктов. Будет значительно расширена и железнодорожная инфраструктура. Объем инвестиций в проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» составляет 139,2 млрд руб.

Два объекта «НОВАТЭКа» – Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) и морской перегрузочный центр СПГ – создаются для обслуживания СПГ-проектов компании на севере Ямало-Ненецкого автономного округа. ЦСКМС возводится недалеко от Мурманска на западном берегу Кольского залива. Здесь будут создавать морские комплексы по производству, хранению и отгрузке СПГ и стабильного газового конденсата на основаниях гравитационного типа (ОГТ). Центр будет включать два сухих дока для строительства ОГТ и мощности для изготовления модулей верхних строений. Инвестиции превысят 120 млрд руб. Большинство объектов планируют запустить в ближайшие два года.

Морской перегрузочный комплекс СПГ (два плавучих хранилища газа, вспомогательный причал и береговая инфраструктура) создается для приема сжиженного газа с судов-газовозов ледового класса на обычные танкеры, которые уже доставят СПГ потребителям. Предварительная оценка стоимости реализации проекта – 70 млрд руб., сообщалось в прошлом году на сайте правительства. 99 % инвестиций будут частными. В качестве срока реализации был обозначен 2023 г., но в самом «НОВАТЭКе» обещали запустить комплекс в 2022 г.

«Роснефть» ранее заявляла о планах создать опорную базу берегового обеспечения арктических шельфовых проектов, для чего приобрела военный судоремонтный завод № 82 в Росляково. Компания собирается выпускать технику и материалы для шельфовых проектов и сопутствующей транспортной инфраструктуры. Общий объем инвестиций в проект, заявленных «Роснефтью» на 2017–2030 гг., – 120 млрд руб.

Архангельский судостроительный кластер и транспортный узел

 На роль технологического центра строительства и обслуживания платформ и морской техники претендует Архангельская область со своим судостроительным кластером. Последний объединяет более 40 компаний, среди которых – северодвинские верфи «Звездочка» и «Севмаш» (входят в «Объединенную судостроительную корпорацию»). Предприятия планируют принять участие в строительстве высокотехнологичных объектов (таких как морские платформы, сложная морская техника, современные суда), производить оборудование (технологические модули, движительные системы, качественные комплектующие), а также входить в новые секторы судостроительного рынка, говорил в августе 2019 г. директор Судостроительного кластера Сергей Смирнов (его слова приведены на сайте Ассоциации «Созвездие»). Так, на северодвинских верфях может быть построена платформа для освоения месторождения «Газпрома» Каменномысское-море, расположенного в акватории Обской губы.

Власти региона планируют также развивать Архангельский транспортный узел. В частности, «Транспортной стратегией РФ на период до 2030 г.» предусмотрено строительство глубоководного порта в Архангельске. 

Ямал 

Ключевым регионом, откуда может начаться «наступление на шельф», сегодня является ЯНАО. Хотя, по прогнозам, в среднесрочной перспективе для недропользователей приоритетом останется работа на суше, формируемая инфраструктура может стать заделом для будущего освоения месторождений в прилегающих акваториях Карского моря.

«Газпром» создал на Ямале крупный центр газодобычи на базе Бованенковской группы месторождений. Для проекта построены две ветки газопровода «Бованенково – Ухта». Созданы автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные базы, железная дорога «Обская – Бованенково – Карская», аэропорт. В будущем к Ямальскому центру газодобычи подключат ряд других активов. В 2023 г. стартует добыча на Харасавэйском месторождении (2 трлнм3). «В рамках работы на Харасавэе мы начнем освоение приямальского шельфа», – пообещал в марте прошлого года глава «Газпрома» Алексей Миллер, не уточняя, впрочем, сроков этой работы (цитата по сообщению компании). Но анонсировано, что для разработки морской части месторождения с берега пробурят скважины с горизонтальным окончанием.

У «Газпрома» на приямальском шельфе есть и другие открытые месторождения, но аналитики в ближайшее десятилетие не ждут начала добычи на них. Пока «Газпром» продолжает разведку. В 2018 г. были открыты новые месторождения: им. Динкова (390,7 млрд куб. м извлекаемых запасов) и Нярмейское (120,8 млрд куб. м). А к востоку от Ямала ведется подготовка к запуску нескольких месторождений в Обской и Тазовской губах – заливах Карского моря, формально не относящиеся к континентальному шельфу. Первое из них (Каменномысское-море) может начать давать газ в 2026 г.

«Газпром нефть» формирует в ЯНАО собственный ямальский добычной кластер, центром которого является Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение. Для вывоза нефти с последнего построен морской нефтяной терминал «Ворота Арктики» на Обской губе. Инфраструктура проекта может быть использована для освоения Южно-Обского участка, расположенного в Обской губе, рассказывал в прошлом октябре Андрей Патрушев, на тот момент замгендиректора по развитию шельфовых проектов компании.

На Ямале и соседнем Гыданском полуострове возникнет крупный кластер по производству СПГ «НОВАТЭКа». Компания уже запустила завод «Ямал СПГ» и готовится построить еще как минимум три («Арктик СПГ-2» должен заработать на Гыданском полуострове в 2022–2023 гг.). Заявленные проекты дадут 85–90 млн тонн СПГ в год, оценивал министр энергетики РФ Александр Новак в декабрьском интервью РБК.

При участии государства создается масштабная транспортная инфраструктура. Для «Ямала СПГ» «с нуля» построен морской порт Сабетта – сегодня он один из важнейших в российской Арктике. Для «Арктик СПГ-2» запланировано возведение морского терминала «Утренний» и расширение подходного канала в Обской губе. Проблем тоже немало: в частности, это неопределенность вокруг проекта железной дороги «Бованенково – Сабетта» («Северный широтный ход-2»).

Приобретать шельфовые участки «НОВАТЭК» как частная компания не может (во всяком случае, пока). Но компания работает в акваториях Обской и Тазовской губ. На Северо-Обском участке в Обской губе уже открыто одноименное месторождение. Планируется, что оно станет ресурсной базой для проекта «Арктик СПГ-3».

Шаг в Восточную Арктику 

Участки Восточной Арктики являются наименее изученными на российском шельфе. Первая скважина на морском участке была пробурена только в 2017 г. – и та с берега. Впрочем, благодаря ей «Роснефть» открыла в Хатангском заливе новое месторождение – Центрально-Ольгинское (запасы 81 млн тонн).

К востоку от устья Енисея работать еще сложнее, чем в Карском и Баренцевом морях. Здесь нет крупных портов, побережье почти безлюдно. Толчок развитию может дать в первую очередь Северный морской путь, а также функционирование вышеупомянутых опорных зон.

Если говорить о бизнес-инициативах, то создавать новую инфраструктуру в регионе собираются «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» (и просят поддержку государства). Проект двух компаний «Восток Ойл» предполагает развитие группы сухопутных месторождений, включая месторождения Ванкорского кластера «Роснефти» и Пайяхской группы «Нефтегазхолдинга». Сырье планируется поставлять потребителям по Севморпути, для чего построят морской нефтеналивной терминал в бухте Север на Таймыре в 40 км от поселка Диксон. Объем перевалки будущего терминала – 26,1 млн тонн нефти в год с возможностью расширения до 50 млн тонн. От Пайяхского месторождения до порта должен быть протянут 400-километровый нефтепровод. Проект терминала в прошлом году был внесен в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта. Известно, что к «Восток ойл» подключатся иностранные инвесторы, в частности – компании из Индии.



Статья «Долгая дорога к шельфу» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, 2020)

Авторы:
Система Orphus