Новый вид недропользования
2 декабря 2019 г. президент Владимир Путин утвердил изменения в закон «О недрах», которые касаются создания и эксплуатации полигонов для разработки технологий изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) углеводородного сырья. Речь идет о запасах баженовских, абалакских, хадумских и доманиковых продуктивных отложений, а также сверхвязкой нефти вязкостью более 10000 мПа*с. Поправки вступят в силу через 180 дней после официального опубликования.
Теперь разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи ТРИЗ становится отдельным видом пользования недрами. При этом заинтересованная компания может либо получить для этих целей новый участок из нераспределенного фонда, либо использовать уже имеющийся в ее распоряжении.
В первом случае участки будут выделяться по результатам рассмотрения заявки Роснедрами или по решению конкурсной комиссии. Основным критерием выявления победителя станет научно-технический уровень программ, предложения по составу участников работ на полигоне и по доступу иных заинтересованных лиц к результатам работ. Срок такой лицензии – до 15 лет с возможностью неоднократного продления на срок до пяти лет.
Если компания создает полигон на «своем» участке, то может подать заявку на выделение из него части, содержащей ТРИЗ, а потом работать на нем по совмещенной лицензии. Ее срок составит до семи лет с возможностью однократного продления на три года.
Компании при создании полиногов освобождаются от уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами в период проведения работ по поиску и апробации новых технологий.
Рынок ждал этих изменений с нетерпением. Дело в том, что в прежней редакции закона «О недрах» понятия ТРИЗ углеводородного сырья просто не было, а действующие виды лицензий не учитывают специфики пользования недрами для апробации и внедрения технологий разработки таких запасов. Существовали и другие пробелы и противоречия в законодательстве. Новые поправки снимают многие из них, что облегчает создание и функционирование технологических полигонов.
Сначала - полигон, затем - закон
Между тем, несколько полигонов для разработки ТРИЗ в России уже существует, хотя их работу трудно назвать полноценной.
Строго говоря, над поиском и развитием технологий для поиска, разведки и добычи трудноизвлекаемых запасов в России работали еще в советские времена. Но в «девяностые» большая часть компетенций была растеряна. Работы в этом направлении стали возобновляться с 2000-х гг., и теперь ТРИЗами занимаются все ВИНК: «ЛУКОЙЛ» (в особенности принадлежащий компании «РИТЭК»), «Татнефть», «Газпром нефть», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» развивают ряд проектов каждая на своих участках. Однако «слабым звеном» в этой деятельности является проведение опытно-промышленных испытаний - для этого нужны технологические полигоны.
В западных странах технологические полигоны или тестовые центры - давно сложившаяся практика. При этом большая часть испытываемых и внедряемых технологий в отрасли приходится на долю нефтесервиса, а не добывающих компаний. Некоторые зарубежные полигоны частные, другие - с участием государства. Государства, как правило, взамен на свою поддержку требуют от компаний открытости результатов работ.
В России необходимость создания подобных центров активно обсуждают несколько лет. В 2014 г. Росгеология предложила создать федеральную систему опытных полигонов для ТРИЗ. В Томской и Тюменской областях - полигоны по разработке баженовской свиты, в Башкирии и Татарстане - нефти доманиковых отложений, Калининградской области - газа силурийских сланцев, Иркутской области - нефти и газа венд–кембрийских низкопроницаемых карбонатных коллекторов, на сахалинском шельфе - газогидратов и, наконец, в Арктике - юрско-меловых терригенных отложений. В рамках проекта предполагается тесное сотрудничество между госорганами, регионами и недропользователями. Вслед за этим было заявлено о старте проектов по созданию технологических полигонов в Томской области, ХМАО и Татарстане.
«Баженовский»
Сегодня наиболее активно развивается технологический полигон по созданию комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования разработки запасов баженовской свиты в ХМАО. Проект «Бажен» получил статус национального и претендует стать федеральным. Оператором является ООО «Технологический Центр Бажен» - дочерняя структура «Газпром нефти» (создан в 2018 г.). Технологической площадкой проекта стала Пальяновская площадь Красноленинского месторождения компании.
Проект получил поддержку со стороны профильных федеральных министерств и администрации ХМАО. К работе подключились более двух десятков компаний и организаций, включая вузы и научно-исследовательские организации, нефтесервисные и нефтяные компании.
Главная задача проекта - разработка рентабельной технологии добычи нефти из баженовской свиты, геологические запасы которой в Западной Сибири достигает, по разным оценкам, 18-60 млрд тонн. Из этого объема в перспективе возможно извлечь от 700 млн до 5 млрд тонн, озвучивало ранее Минэнерго.
На базе центра разрабатывают оборудование и технологий бурения, многостадийного ГРП, стимуляции и заканчивания горизонтальных скважин, создают приборы и методы для геофизических исследований, устройства термохимического воздействия. Ведется работа над специализированными программными продуктами, а также созданию на базе окружного кернохранилища уникального центра исследования керна и флюидов, состоящего из пяти лабораторий.
В январе «Газпром нефть» объявила об успешном тестировании нового метода увеличения нефтеотдачи на баженовской свите - с использованием жидкости для ГРП на основе ксантановой камеди. Применение технологии на 66% увеличило добычу со скважины
Директор НАЦ РН им.В.Шпильмана Александр Шпильман высоко оценивает деятельность «Бажена». «Я считаю, что проект работает хорошо», - заявил он в декабрьском интервью агентству «Интерфакс-Урал». На полигоне получают «приличные» притоки нефти - более 30-40 тонн в сутки. Но, по словам эксперта, добыча баженовской нефти сейчас ведется на пределе рентабельности даже с учетом всех предоставляемых проекту льгот.
Впрочем, глава «Газпром нефти» Александр Дюков в сентябре на Восточном экономическом форуме рассказывал, что бажен «всё ближе к точке окупаемости его разработки». «В 2021 году мы уже сможем добывать нефть бажена в промышленных объемах», - заявил топ-менеджер (цитата по ТАСС).
Полигон Томской области
Томская область первая в стране (в 2014 г.) получила статус полигона по внедрению новейших технологий поиска, разведки и разработки нетрадиционных источников углеводородного сырья. Ведущим участник проекта стала «дочка» «Газпром нефти» «Газпромнефть-Восток». В 2018 г. 44% последней выкупила Mubadala Petroleum (ОАЭ), еще 5% получил Российский фонд прямых инвестиций.
Ресурсной базой полигона стала Урмано-Арчинская группа месторождений. Здесь компания запустила проект «Палеозой», целью которого является создание методики поиска перспективных объектов и оценки запасов в отложениях доюрского комплекса. Западная Сибирь обладает обширными геологическими ресурсами «палеозойской» нефти - более 25 млрд тонн (оценка ЗапСибНИИГГ), однако поиск серьезно осложнен из-за особенности залегания углеводородов. В работах участвуют Технологический центр «Бажен» и НИЦ «Газпром нефти», а также научно-образовательные учреждения Томской области и нефтесервисные компании. Технологическим партнером является «Росгеология».
В феврале «Газпромнефть-Восток» сообщила об открытии. Обнаружена новая залежь в карбонатных отложениях палеозоя на юго-востоке Урманского месторождения. По предварительной оценке, прирост извлекаемых запасов по залежи превысит 1,5 млн т н.э., геологических – составит около 5 млн т.
К 2022 г. «Газпром нефть» планирует создать комплексную технологию прогноза нефтеносности отложений доюрского комплекса, а затем протестировать ее. В 2024–2025 гг. новый подход начнет тиражироваться в других поисковых зонах, говорилось в ноябрьской публикации корпоративного издания компании. Успешная реализация проекта призвана обеспечить дополнительную ежегодную добычу углеводородов в регионе до 1,3 млн тонн с 2025 г.
Проект активно поддерживает руководство Томской области, предоставляя налоговые льготы, подключая научно-исследовательский потенциал региона, а также продвигая «Палеозой» на федеральном уровне. В прошлом году губернатор Томской области Сергей Жвачкин выступил с инициативой придать проекту «Палеозой» общенациональный статус, а также предоставления налоговых преференций для компаний, работающих с подобными месторождениями в Западной Сибири.
«Трудная» нефть Татарстана
Разработка ТРИЗ уже много лет актуальна для Татарстана, на территории которого доля трудноизвлекаемых запасов превысила 70%. В этом регионе работает старейшая российская площадка для отработки технологий и техники для разработки ТРИЗ - Ашальчинское месторождение сверхвязкой нефти. Испытания здесь начались в 1978 г., в 90-х были прерваны. С 2006 г. работы на месторождении возобновила «Татнефть».
В 2016 г. Минэнерго РФ и Татарстан подписали соглашение о создании в регионе двух новых технологических полигонов - «Битум» и «Доманик». Первый создается на Елаурском участке для геологического изучения и создания технологий для разработки залежей сверхвязких нефтей и природных битумов пермского комплекса. Второй - «Доманик» - формируется на Булгарском участке «Татнефти» для разработки доманиковых отложений, аналога американского «сланца» (ресурсы такой нефти в Татарстане оцениваются в 4-16 млрд тонн). В качестве задач было озвучено найти метод поиска доманиковых отложений в европейской части России, а также создать технологии для их извлечения.
Ожидание нового
В ближайшие годы ожидается появление в России новых полигонов для ТРИЗ. Например, «Газпром нефть» планирует создать технологический центр для изучения запасов Ачимовской толщи в ЯНАО. В прошлом году руководители компании и региона подписали соответствующий меморандум о взаимопонимании.
Кроме того, нефтяные компании собираются объединять свои усилия. Так, в декабре «Татнефть», «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть» создали СП «Новые технологии добычи нефти», в котором стороны получили равные доли. Компания зарегистрирована в Оренбургской области. Сообщалось, что СП займется разработкой технологий для добычи доманиковских отложений.
Однако ждать скорого прорыва в создании отечественных технологий разработки ТРИЗ не стоит. Эксперты указывают, что в этом направлении пока нет системного подхода, и требуется более активная роль государства. Нужно решать вопросы финансирования - сейчас в создание полигонов и поиск технологий вкладываются, главным образом, сами компании. При этом необходимо поддерживать деятельность не только нефтедобывающих, но и сервисных компаний, а также производителей оборудования.